Слайд 1Ю.М.Нагибин
Жизнь. Творчество.
Слайд 2Нагибин Юрий Маркович
Русский писатель,
автор многочисленных сценариев.
Учился на сценарном факультете
ВГИКа (1939—1941).
Писатель, литературовед, знаток кино,
живописи и музыки,
автор многих
монографий о деятелях искусства.
Слайд 3Родился 3 апреля 1920 в Москве. Еще накануне его появления
на свет отец, Кирилл Александрович, был расстрелян как участник белогвардейского
восстания в Курской губернии.
В 1938 Нагибин окончил школу с отличием и поступил в Московский медицинский институт. Интереса к врачебному делу у него не возникает, и он переходит учиться на сценарный факультет ВГИКа. Окончить институт не удалось. В начале войны институт эвакуировали в Алма-Ату, а Нагибин был призван в армию и осенью 1941 отправлен на Волховский фронт в отдел политуправления. Незадолго до войны успел опубликовать в журнале свои первые рассказы Двойная ошибка («Огонек», 1940, №11) и Кнут («Московский альманах», 1941, №2).
Слайд 4Литературную деятельность начал в 1939, еще будучи студентом.
В 1941,
не закончив институт, ушел на фронт. Участник Великой Отечественной войны.
После ранения работал военным корреспондентом в газете «Труд».
В 1943 выпустил сборник прозаических произведений «Человек с фронта».
Слайд 5Юрий Нагибин ушел на фронт с началом войны. Знание немецкого
языка решило его судьбу — он был направлен в VII отдел
ПУ (контрпропаганда) Волховского фронта, где пришлось не только выполнять свои прямые обязанности, но и воевать с оружием в руках, и выходить из окружения. Все впечатления и наблюдения фронтовой жизни позже вошли в его военные рассказы.
Слайд 6Как корреспондент побывал в Сталинграде, под Ленинградом, при освобождении Минска,
Вильнюса, Каунаса. Первый военный сборник «Человек с фронта», затем были
опубликованы рассказы «Трубка», «Зимний дуб». Вышли сборники «Большое сердца» и «Две силы», сделавшие имя писателя известным.
Слайд 7Опубликовал сборники:
«Перед праздником» (1960),
«Далекое и близкое» (1965),
«Переулки
моего детства» (1971), «Остров любви» (1977),
«Река Гераклита» (1984);
повести
«Поездка на острова» (1986),
«Встань и иди» (1987) и другие.
Рассказы: «Калязинский бессребряник и его музей» и «Колокольлня»
Один из самых экранизируемых писателей. В кино — с 1956 года, первый сценарий — «Гость с Кубани». Последняя работа — видеофильм о Сергее Рахманинове (1994).
Слайд 8В 1984 году в издательстве «Современник» вышел новый сборник произведений
писателя «Река Гераклита». Название сборника выразило главную тему :
«Река
Гераклита» - река жизни и времени, в которую « никому не дано войти дважды».
Эта тема стала для Юрия Нагибина символом вечного обновления и неразрывности исторической и культурной связи поколений.
Работал до конца дней своих. После его смерти вышла автобиографическая проза писателя - "Тьма в конце туннеля". Умер 17.04. 1994 в Москве.
По какой бы дороге ты ни шел, не найдешь границ души, настолько глубока ее основа.
Гераклит
Слайд 9В 1980 году Юрий Нагибин совершил поездку по интереснейшему маршруту:
Ленинград — Шлиссельбург — Валаам — Петрозаводск — Кижи —
Кондопога — Марциальные воды — Архангельск — Новые Карелы — Соловки. Не будь этой поездки — не родился бы один из его сильнейших рассказов — «Терпение».
Написанный в 1982 году, он затронул военную тему и в то же время показал совершенно иного Нагибина, современника тех лет (80-х годов),
История рассказа «Терпение»
Слайд 10Скворцовы давно собирались на остров Богояр; пути туда из Ленинграда
комфортабельным трехпалубным туристским теплоходом вечер и ночь. На осмотр острова
со всеми его пейзажными красотами и скромными достопримечательностями уходит от силы полдня, потом отдых, всевозможные развлечения, глубокий сон, как в детской колыбели, под легкую качку озерной волны, и ты— дома. Даже странно, что, живя всю жизнь в Ленинграде, они не удосужились раньше предпринять столь приятное маленькое путешествие.
Слайд 11Это история семьи, на первый взгляд, счастливой, живущей делами и
заботами — мать, учёный, микробиолог, отец — «весьма убедительно изображающий
директора института по использованию атомной энергии». «Изображающий» — уже в этом слове авторская характеристика, заставляющая читателя насторожиться. И дети, Павел и Таня, самые обыкновенные «хищники»: модные, вполне современные, считающие, что с «предками» им повезло, ибо каждое покушение на их время «щедро оплачивалось деньгами и подарками», незамедлительным исполнением самых сложных просьб и т. п.
Слайд 12Скворцов отлично знал, что жена Анна, несмотря на 30 лет
совместной жизни, не любит его, а живёт прошлым, которое не
подвластно времени. Анна, любившая Павла, его друга, отдавшая ему своё сердце безраздельно, стала Скворцову женой, матерью его детей, но разбудить её он так и не смог... Скворцов был другом Павла с раннего детства, они десять лет просидели за одной партой, поступили в один институт, полюбили одну девушку. Скворцов полюбил раньше, но ему на роду было написано во всем уступать Пашке. Со стороны это казалось естественным: Скворцов был интересным молодым человеком, а Пашка — явлением, праздником, божьим подарком.
«Время отдыха с субботы до понедельника»
Слайд 1322 июня она прощалась с Пашей в Сердоликовой бухте в
Коктебеле,
таинственная Сердоликовая бухта — всё это вошло в Анну
навсегда. Это была любовь... любовь двух прекрасных людей, и по-человечески понятные переживания и ревность третьего, которого мы поначалу не видим, не чувствуем того предательского, эгоистично захлестнувшего, перекроившего всё по-своему, смешавшего всё, заложившего начало той трагедии, которая произойдёт в годы войны, искалечит жизнь Павла, приведёт к гибели Анну.
Слайд 14Их оставили вдвоем в покинутом немецком дзоте на развилке дорог.
Приказ был: продержаться до подхода наших. Они и держались, хорошо
держались... А потом настала тишина, о них словно забыли: и свои и чужие... Деятельная натура Пашки не выдержала. Он пошел искать наших, Скворцов остался. Видимо, Пашка нарвался на тех немцев, которые после забросали дзот гранатами и взяли в плен контуженого Скворцова. «Зря он не остался»,— только и сказала Анна. «Он хотел, как лучше,— мягко произнес Скворцов.— А может, просто не хватило терпения».— «Странно! Мне казалось, это его главное качество».— «Ты не была с ним на войне».— «Но я была с ним в Сердоликовой бухте».
Слайд 15О калеке нельзя было сказать, что он «стоял» или «сидел»,
он именно торчал пеньком, а по бокам его обрубленного широкогрудого
тела, подшитого по низу толстой темной кожей, стояли самодельные деревянные толкачи, похожие на старые угольные утюги. Его сосед, такой же обрубок, но постарше и не столь крепко скроенный, пристроился на тележке с колесиками. Ему не по силам было отмахивать бросками тела почти семь километров от монастыря до пристани и столько же обратно.
Слайд 16Чем дольше смотрела она на калеку, тем отчетливей становилось его
сходство с Пашей. Конечно, они были разные; юноша и почти
старик. Нет, стариком его не назовешь, не шло это слово к его литому, смуглому, гладкому, жестко-красивому лицу, к стальным, неморгающим глазам. Ему не дашь и пятидесяти. Но тогда он не участник Отечественной войны. Возможно, здесь находятся и люди, пострадавшие и в мирной жизни? Нет, он фронтовик. У него военная выправка, пуговицы на его рубашке спороты с гимнастерки, в морщинах возле глаз и на шее, куда не проник загар, кожа уже не кажется молодой, конечно, ему за пятьдесят. И вдруг его сходство с Пашей будто истаяло. Если б Паша остался в живых, он старел бы иначе. Его открытое, мужественное лицо наверняка смягчилось бы с годами, ведь по-настоящему добрые люди с возрастом становятся все добрее, их юная неосознанная снисходительность к окружающим превращается в сознательное всеохватное чувство приятия жизни.
Слайд 17— Паша!..— закричала Анна, кинулась к нему и рухнула на
землю.— Паша!.. Паша!.. Паша!..
Она поползла, обдирая колени о влажно-крупитчатый песок,
продолжая выкрикивать его имя, чего сама не слышала. Она не могла стать на ноги, не пыталась этого сделать и не удивлялась, не пугалась того, что обезножела. Если Паша лишился ног, то и у нее их не должно быть. Вся сила ушла из рук и плеч, она едва продвигалась вперед, голова тряслась, сбрасывая со щек слезы.
Калека не шелохнулся, он глядел холодно, спокойно и отстраненно, словно все это ничуть его не касалось.
Слайд 18Павел попал на остров не сразу, не из госпиталя, а
пройдя долгий и страшный путь калеки-отщепенца. И, спасаясь от полной
деградации, утраты личности, приполз сюда. Он ни на что не надеялся и не хотел никакого чуда, но одно затаенное желание у него все же было: ленинградцы рано или поздно совершают паломничество на Богояр, это так же неизбежно, как посещение Шлиссельбурга или Кижей, и ему хотелось увидеть, какой стала Аня. Он был уверен, что она не узнает его, просто не заметит, а он из укромья своей неузнанности спокойно разглядит ее.
Эх, капитан, отдал ты взрыву ноги.
В синявинских болотах обе две.
На острове святом ты не убогий -
Отшельчик ты.
Не свой в своей стране.
Слайд 19Поплыла к берегу, к Паше. Теплоход отдалялся медленно, он был
грозно огромен, на берег же, как учил Паша, смотреть не
надо — он не приближается. Руки и ноги были как чужие, плохо слушались, озеро совсем не прогревалось солнцем. Да ведь тут близко!.. Холод проник внутрь, стиснул сердце. Она хлебнула воды и хотела позвать на помощь, но остатками сознания поняла, что этого делать нельзя, потому что тогда ее не пустят к Паше. Она не знала, что на теплоходе прозвучал сигнал «Человек за бортом» и уже спускали шлюпку, куда прыгнули вслед за матросами капитан и судовой врач. Она не почувствует, как ее выхватят из воды, как хлынет изо рта вода, когда сильные руки врача начнут делать искусственное дыхание.
Слайд 20В положенный час он был на пристани, на обычном месте,
у валуна. Прямой, застывший, с неподвижным лицом и серо-стальными глазами,
устремленными в далекую пустоту. Он ждал.
Ждет до сих пор.
Настоящее и прошедшее,
Вероятно, наступят в будущем,
Как будущее наступало в прошедшем.
Если время всегда настоящее.
Значит, время не отпускает.
Гераклит