Слайд 1«Интимные пейзажи»
(от анализа текста – к сочинению)
М.М.Пришвин
1873 - 1954
Слайд 2Поэт, распятый на кресте прозы
Слайд 3Зрительный диктант
«Многие любуются природой, но немногие её
принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает,
не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу».
М.М.Пришвин
Слайд 4Что можем сказать об авторе этих слов?
Слайд 5 У края дороги, среди лиловых колокольчиков
цвёл кустик мяты. Я хотел сорвать цветок и понюхать, но
небольшая бабочка, сложив крылышки, сидела на цветах. Не хотелось расстраивать бабочку из-за своего удовольствия, и я решил подождать немного и стал записывать, стоя у цветка, одну свою мысль в книжку.
Слайд 6Жанр
Дневниково-афористическая миниатюра?
Стихотворение в прозе?
Лирико-философская миниатюра?
Слайд 7Анализ текста (ключевые слова)
Слайд 8Анализ текста (ключевые слова)
Слайд 9Анализ текста
(логико-смысловая схема)
Слайд 10Анализ текста
(тематическая прогрессия)
Д 1 (у края дороги) -
Н 1 (кустик мяты)
Д 2 (Я)
- Н 2 (хотел сорвать и понюхать)
Д 2(2) (бабочка) - Н 2(2) (сидела)
Д 3 ( ) - Н 3 (не хотел расстраивать)
Д 3(2) (Я) - Н 3(2) (решил подождать и
стал записывать)
Слайд 11Анализ текста
(лексический и синтаксический уровни)
Найдите в тексте (если есть)
синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении, слова, стилистически окрашенные
(высокие, книжные, разговорные, просторечные, официальные). Какова их роль в тексте?
Проанализируйте запятую в первом предложении. Сопоставьте интонацию предложения в авторском варианте и в возможном варианте уточнения «среди лиловых колокольчиков». Чем авторский вариант лучше?
Выполните синтаксический разбор безличного предложения в составе третьего. Какова его роль?
Слайд 12Анализ текста
(диалогичность, или обращённость к читателю)
Напишите мини- изложение, воспроизведя
характерные черты исходного текста.
Дополните небольшим сочинением, распространяющим последние слова
«…одну свою мысль…». (Какую? О чём? С каким чувством?)
Слайд 13Незабудки (отрывки)
Вышло так, что я
забыл о бабочке и долго писал, а когда кончил, опомнился
– оказалось, что бабочка всё сидела на цветке мяты в том же положении.
Но так не бывает! – и чуть-чуть кончиком ноги я толкнул стебелёк мяты. Бабочка сильно качнулась, но всё-таки не слетела. Неужели она умерла на цветке?
А когда я стал её тянуть с цветка, вместе с ней оттянулся скрытый в цветке светло-жёлтый паук с большим зеленоватым шариком. Он всеми своими ножками обнимал брюшко бабочки и высасывал её.
Слайд 14Незабудки (отрывки)
…А мимо проходили дачники и
говорили: «Какая природа, какой день, какой воздух, какая гармония!»
Не ясно ли, что природа никакая не гармоничная, но в душе человека рождается чувство гармонии, радости, счастья.
В природе то, что у человека считается постыдным: борьба за существование, пол, бешеная злоба и все прочие прелести бытия – обнажены. Спрашивается, почему же мы, входя в природу, чувствуем радость?
Слайд 15Незабудки (отрывки)
Мы в природе соприкасаемся с
творчеством жизни и соучаствуем в нём, присоединяя к природе прирождённое
нам чувство гармонии. Всё это – какое-то чистое и единственное чувство и мысль, соприкасаясь с природой, - вспыхивает, оживает; сам человек встаёт весь – происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии.
Итак, милые люди, усталые горожане и дачники, вы правы тем, что не хотите видеть в природе ту самую борьбу, от которой так устали в городе.
Слайд 16Некоторые итоги
Специфику миниатюр Пришвина
определяет«поэзия философского контекста». Идея единства человека и окружающего его мира,
их со-существования подчеркивается художественным параллелизмом.
Интересна особенность системы ценностных ориентиров в «интимных пейзажах» Пришвина: всё происходящее в природе (даже трагическое) не подлежит оценке с точки зрения морально-нравственных ценностей человека, хотя через описания и заметно авторское сочувствие.
Пришвинские миниатюры – единство максимально обобщённого и глубоко личного.
Слайд 17Домашнее задание
Проанализируйте текст упражнения № 67 (миниатюра М.М.Пришвина).
Напишите мини-изложение, дополнив
его элементами сочинения, выразив своё впечатление от словесной картины природы
и своё отношение к позиции автора.
Слайд 18Литература
Боровкова Е.Г., Гулеватая О.Н. Комплексный анализ текста. Текстоцентрический подход к
обучению русскому языку. – Челябинск: ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2012.
Дейкина А.Д.,
Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений: базовый и профильный уровни: в 2ч. – М., АСТ: Астрель, 2011.
Островский С.Л., Усенков Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку? - М., Первое сентября, 2012.
Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ. – 2003. - №4.
Пришвин М.М. Дневниковая проза: В2т. Т.2: Из дневников последних лет. 1940; Незабудки. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2007.
Соловей Юрий и Татьяна. «Портреты» цветов// Приложение к журналу «Литература в школе». – 2002. -№4.
Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Л., 1990.
kartinki2008.ru