Слайд 1Биографии нобелевских лауреатов
Презентация выполнена учителем первой квалификационной категории
Крыловой В.В.
МОУ
«Верх-Рождественская ООШ», Пермский край.
Слайд 2
24 мая 1905 г. – 2 февраля 1984 г.
Нобелевская
премия по литературе, 1965 г.
Шолохов Михаил Александрович
Слайд 3 Русский писатель Михаил Александрович Шолохов родился на хуторе
Кружилин казачьей станицы Вёшенская в Ростовской области, на юге России.
В своих произведениях писатель увековечил реку Дон и казаков, живших здесь и защищавших интересы царя в дореволюционной России и выступавших против большевиков во время гражданской войны.
Слайд 4 Его отец, выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб
на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы, а
мать, украинка, вдова донского казака, наделенная от природы живым умом, выучилась грамоте, чтобы переписываться с сыном, когда тот уехал учиться в Воронеж.
Слайд 5 Учебу Шолохова прервала революция 1917 г. и гражданская
война. Окончив четыре класса гимназии, он в 1918 г. вступил
в Красную Армию – и это несмотря на то, что многие донские казаки присоединились к белой армии, боровшейся против большевиков. Будущий писатель сначала служил в отряде тылового обеспечения, а затем стал пулеметчиком и участвовал в кровопролитных боях на Дону. С первых дней революции Шолохов поддерживал большевиков, выступал за Советскую власть.
Слайд 6 В 1932 г. он вступил в коммунистическую партию,
в 1937 г. был избран в Верховный Совет СССР, а
двумя годами позже – действительным членом Академии наук СССР. В 1956 г. Шолохов выступил на XX съезде КПСС, а в 1959 г. сопровождал советского лидера Н.С. Хрущева в его поездках по Европе и США. В 1961 г. Шолохов стал членом ЦК КПСС.
Слайд 7 В 1922 г., когда большевики окончательно взяли власть
в свои руки, Шолохов приехал в Москву. Здесь он принимал
участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», работал грузчиком, разнорабочим, делопроизводителем. В 1923 г. в газете «Юношеская правда» были напечатаны его первые фельетоны, а в 1924 г., в той же газете, – первый рассказ «Родинка».
Слайд 8 Летом 1924 г. Шолохов вернулся в станицу Вёшенская,
где и жил, почти безвыездно, всю оставшуюся жизнь. В 1925
г. в Москве вышел сборник фельетонов и рассказов писателя о гражданской войне под заглавием «Донские рассказы». В «Истории советской литературы» критик Вера Александрова пишет, что рассказы этого сборника впечатляют «сочными описаниями природы, богатыми речевыми характеристиками персонажей, живыми диалогами», отмечая, однако, что «уже в этих ранних произведениях чувствуется, что «эпический талант Шолохова» не вмещается в узкие рамки рассказа».
Слайд 9 С 1926 по 1940 г. Шолохов работает
над «Тихим Доном», романом, принесшим писателю мировую известность. «Тихий Дон»
печатался в Советском Союзе частями: первый и второй том вышли в 1928...1929 гг., третий – в 1932...1933 гг., а четвертый – в 1937...1940 гг. На Западе два первых тома появились в 1934 г., а следующие два – в 1940 г.
Слайд 10 Главный, наиболее известный роман Ш. «Тихий Дон»
представляет собой эпическое повествование о первой мировой войне, революции, гражданской
войне, об отношении к этим событиями казачества. Один из главных героев романа Григорий Мелехов – вспыльчивый, независимо мыслящий казак, храбро воевавший с немцами на фронтах первой мировой войны, а затем, после свержения самодержавия, оказавшийся перед необходимостью выбора, – сражается сначала на стороне белых, потом – на стороне красных и в конце концов оказывается в отряде «зеленых». После нескольких лет войны Григорий, подобно миллионам русских людей, оказался духовно опустошенным. Двойственность Мелехова, его противоречивость, душевные метания делают его одним из самых известных трагических героев советской литературы.
.
Верх первого листа черновика романа "Тихий Дон".
Ныне рукопись найдена и хранится в ИМЛИ
Слайд 11 Первый том «Тихого Дона» вызвал нарекания тем,
что в нем описывались события дореволюционной жизни с «чуждых», как
тогда выражались, позиций; второй том не устраивал официальных критиков, поскольку отличался, по их мнению, антибольшевистской направленностью. В письме к Шолохову Сталин писал, что не согласен с трактовкой в романе образов двух коммунистов. Однако, несмотря на все эти критические замечания, ряд известных деятелей советской культуры, в т. ч. и Горький, основоположник социалистического реализма, горячо поддержали молодого писателя, всячески способствовали завершению эпопеи.
Слайд 12 В 30-е гг. Шолохов прерывает работу над «Тихим
Доном» и пишет роман о сопротивлении русского крестьянства принудительной коллективизации,
проводившейся в соответствии с первым пятилетним планом (1928...1933). Озаглавленный «Поднятая целина», этот роман, как и «Тихий Дон», начал выходить частями в периодике, когда первый том еще не был закончен. Подобно «Тихому Дону», «Поднятая целина» была встречена официальной критикой в штыки, однако члены Центрального Комитета партии сочли, что в романе дается объективная оценка коллективизации, и всячески способствовали публикации романа (1932). В 40...50-е гг. писатель подверг первый том существенной переработке, а в 1960 г. завершил работу над вторым томом.
Слайд 13 Во время второй мировой войны Шолохов – военный
корреспондент «Правды», автор статей и репортажей о героизме советского народа;
после Сталинградской битвы писатель начинает работу над третьим романом – трилогией «Они сражались за Родину». Первые главы романа увидели свет на страницах «Правды» уже в 1943...1944 гг., а также в 1949 и 1954 гг., однако отдельным изданием первый том трилогии выходит только в 1958 г. Трилогия так и осталась незаконченной – в послевоенные годы писатель значительно перерабатывает «Тихий Дон», смягчает свой сочный язык, пытается «обелить» носителей коммунистической идеи.
Слайд 14 Пятидесятилетний юбилей Шолохова праздновался по всей стране,
писатель получил орден Ленина – первый из трех. В 50-е
гг. начинается также публикация в периодике второго, заключительного тома «Поднятой целины», однако отдельной книгой роман вышел только в 1960 г., по поводу чего высказывались предположения, будто идеи писателя расходятся с курсом компартии. Автор тем не менее отрицал, что когда-либо руководствовался в своем творчестве цензурными соображениями. С конца 50-х гг. Шолохов пишет очень мало
Слайд 15 В 1965 г. Шолохов: получил Нобелевскую премию по
литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве
в переломное для России время». В своей речи во время церемонии награждения Шолохов сказал, что его целью было «превознести нацию тружеников, строителей и героев».
Слайд 18
В 70-е гг. Александр Солженицын, осуждаемый членами
партии за критику социалистической системы, обвинил Шолохова в плагиате, в
присвоении произведений другого казачьего писателя, Федора Крюкова, умершего в 1920 г. Тем самым Солженицын дал ход обвинениям, имевшим место еще в 20-е гг. и широко распространившимся в 70-е гг. На сегодняшний день, впрочем, подобные обвинения остаются бездоказательными.
Слайд 19
Шолохов женился в 1924 г., у него было
четверо детей; писатель умер в станице Вёшенская в 1984 г.
в возрасте 78 лет.
Слайд 20 Произведения Шолохова остаются по-прежнему популярными у читателей. Переработав
«Тихий Дон», он заслужил одобрение советской официальной критики; что же
касается западных специалистов, то они считают первоначальную версию романа более удачной. Так, американский критик, выходец из России, Марк Слоним сравнивает «Тихий Дон» с эпопеей Толстого «Война и мир», признавая, правда, что книга Шолохова «уступает гениальному творению своего великого предшественника». «Шолохов, идя по стопам своего учителя, совмещает биографию с историей, батальные сцены – с бытовыми, движение масс с индивидуальной психологией, – пишет Слоним, – он показывает, как социальные катаклизмы влияют на судьбы людей, как политическая борьба ведет к счастью или краху».
Слайд 21
По мнению американского исследователя
Эрнеста Симмонса, первоначальный вариант «Тихого Дона» – это не политический
трактат. «Это роман не о политике, хотя и перенасыщен политикой, – писал Симмонс, – а о любви. «Тихий Дон» – это великая и вместе с тем трогательная история любви, быть может, единственный настоящий любовный роман в советской литературе». Отмечая, что герои переработанного варианта романа «реагируют на события 1917...1922 гг. в духе коммунистов 50-х», Симмонс высказывает мнение, что «тенденциозность окончательного варианта романа вступает в противоречие с его художественной целостностью».
Слайд 22 Слоним утверждал, что «Поднятая целина», считавшаяся слабее
«Тихого Дона», «не идеологическое произведение... это живо написанный, традиционный по
манере роман, в котором отсутствует элемент назидательности». Симмонс с этим не соглашается, называя «Поднятую целину» «искусной советской пропагандой, тщательно замаскированной в художественном повествовании». Указывая на роль Шолохова, как пропагандиста и апологета социализма, американский литературовед Эдвард Браун, как и другие современные критики, отдает должное незаурядному мастерству Шолохова – прозаика, автора «Тихого Дона» в его первоначальном варианте. В то же время Браун разделяет распространенную точку зрения, в соответствии с которой Шолохова «нельзя отнести к числу крупнейших писателей, поскольку он написал слишком мало и немногое из им написанного достигает высокого уровня».
Марка СССР, 1990 г.
Монета с изображением Шолохова