Слайд 1Тема урока:
«Истоки преступления
Р.Раскольникова.
Теория и проверка ее жизнью»
Тема урока:
«Истоки преступления
Р.Раскольникова.
Теория и проверка ее жизнью»
Слайд 2 Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели
будешь
ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Ф. М. Достоевский
Слайд 3Художник Воробьёв М.
«Дуб, раздробленный молнией».
Художник Воробьёв М.
«Дуб, раздробленный молнией».
Слайд 4 «Давным-давно как зародилась в нём теперешняя тоска, нарастала,
накоплялась и созрела приняв форму ужасного вопроса, который замучил его
сердце и ум… Теперь же письмо матери вдруг как громом в него ударило…».
Слайд 6
Исторические
Нравственные
Социальные
Идеологические
Причины
Как вы понимаете каждую причину?
Слайд 760–70 гг. 19 века – эпоха драматическая.
Ф.М.Достоевский
писал: “…теперь беспорядок всеобщий, беспорядок везде и всюду, в обществе,
в делах его, в руководящих идеях, в убеждениях… в разложении семейного начала…Треснули основы общества под революцией реформ, замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы Добра и Зла”.
Слайд 8 Суть преступления Раскольникова в том, что совершено оно
по «идейным» соображениям.
Слайд 91 группа определит цель визита к следователю, проследит, как Раскольников
хочет предстать перед ним и в чём притворяется, проследит состояние
Раскольникова во время беседы, которую называют «психологическим поединком» (внутренние монологи и мысли). Почему по ходу развития действия Раскольников становится все более грустным?
2 группа готовится рассказать о теории Раскольникова. В чем суть выделения "двух разрядов"? Изложите основные тезисы статьи Раскольникова (привести цитаты). Зачем герой обращается к истории, какие и зачем упоминает имена собственные? Также подумаете, в чём отличие изложения теории Порфирием Петровичем и самим героем?
3 группа проанализирует образ Порфирия Петровича. Кто он? Противоречивость внешности и характера. Что говорит о нём Разумихин? Почему его заинтересовала статья Раскольникова?
Почему по ходу развития действия Порфирий Петрович меняется: сначала насмешлив, подмигивает Раскольникову, хихикает, а потом становится серьёзным, в конце беседы - чрезвычайно ласковым и любезным?
Слайд 10Теория Раскольникова
люди делятся на два разряда: «на низший (обыкновенных),
то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения
себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».
Последние, утверждает Раскольников, имеют право «разрешить своей совести… перешагнуть через иные препятствия» во имя спасительной идеи человечества
«законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний <…> и, уж, конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь <…> могла им помочь».
Слайд 12Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех - нулями,
А единицами
- себя;
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно…
А.С.Пушкин.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех - нулями,
А единицами - себя;
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно…
А.С.Пушкин.
Слайд 13Теория «наполеонизма»
В 1865 г. на русский язык была переведена книга
французского императора Наполеона III «История Юлия Цезаря», где развивались идеи
об особом предназначении великой личности. В этой книге оправдывалась политика войн, насилия, угнетения. Навязывалась мысль: «Сильному все дозволено!» и «Свобода и власть, а главное – власть».
Сильной личности разрешено все, даже преступление для достижения своих целей. Большая часть человечества представляют собой «материал» для великих людей.
Эта теория была особенно популярна среди молодежи, многие мечтали стать «наполеончиками». Об этом свидетельствуют и слова Порфирия Петровича – пристава следственных дел. «Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает».
Слайд 15Что есть преступление?
Разумихин: «…преступление есть протест против ненормальности социального устройства…»
(Среда заела)
Порфирий Петрович: «…среда многое в преступлении значит…»
Раскольников: « …существуют
на свете… лица, которые могут… полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления»
(часть III, глава 5)
Слайд 16«Настоящей и единственной причиной являются все-таки тяжелые обстоятельства, пришедшиеся не
по силам нашему раздражительному и нетерпеливому герою» (Д.И. Писарев).
“Преступление его
идейное ,т.е. вытекает не из личных целей, не из эгоизма, как более распространенный тип нарушения закона ,а из некой теоретической идеи , каковы бы ни были ее качества” (Д.С. Мережковский).
“Почему Раскольников убивает старуху- процентщицу и ее сестру? Очевидно, чтобы спасти свою семью от бедности, освободить сестру... Он совершает убийство еще и потому, что, согласно излюбленной идее Достоевского, распространение материалистических идей нравственно опустошает молодого человека и может сделать убийцей чрезвычайно положительного юношу” (В.В. Набоков).
Слайд 17
“Я утверждаю, - писал Достоевский, - что сознание своего совершенного
бессилия помочь или принести хоть какую-нибудь пользу или облегчение страдающему
человеку… может даже обратить в сердце вашем любовь к человечеству в ненависть к нему”.
Слайд 18
Назовите социальные, мировоззренческие и психологические причины преступления, совершенного Родионом Раскольниковым.
Слайд 19
внесло ли это перемены, прошло ли то состояние удушья, от
которого страдал Раскольников? Нет, жизнь стала еще невыносимее. Раскольников воспринимает
ее как путь на казнь. Он испытывает ко всему физическое отвращение, ему гадки все встречные, не нужны родные люди, друзья. Он боится разоблачения, его преследуют кошмары, он страдает физически.
Слайд 20
Почему Раскольников совершает два убийства? (Человек, совершивший однажды преступление, способен
его повторить.)
Слайд 21Преступление Раскольникова
Однажды в трактире Раскольников подслушивает разговор студента
и офицера. Студент убежденно говорит том, что если найдется человек,
который убьет и ограбит старушку-процентщицу, то он сделает доброе дело и будет оправдан «по совести», потому что на ее деньги, обреченные в монастырь, можно сделать тысячу добрых дел: «с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная <…> С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки <…> не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?». Раскольников удивляется тому, насколько мысли студента совпадают с его собственными, и через некоторое время осуществляет «общую мечту».
Слайд 22Можно ли, преступив закон нравственно, прийти к счастью?
Можно ли, преступив
закон нравственно, прийти к счастью?
«Тварь ли я дрожащая
или право
имею»
Слайд 23
Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем – это психологические поединки,
в которых логически опровергается теория Раскольникова.
Слайд 24Достоевский знал, что теории, сформулированные в 19 веке,
станут еще более жесткими в
20 веке.
Ведь весь фашистский геноцид, мнение Сталина, что нельзя построить коммунизм без жертв – всё это основывается на теории Раскольникова.
Поэтому некоторые исследователи называют «Преступление и наказание» романом-предупреждением.
Слайд 25В умах людей в разные эпохи всегда будут бродить самые
разные…
Даже самый бесчувственный человек не должен забывать ….
Сколько стоит человеческая
жизнь?
Любое насилие, задуманное из лучших побуждений, оборачивается преступлением прежде всего против…
О чем предупреждает
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ?
Слайд 26О чем предупреждает
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ?
В умах людей в разные эпохи
всегда будут бродить самые разные ИДЕИ.
Даже самый бесчувственный человек не
должен забывать о ДУШЕ.
Сколько стоит человеческая жизнь?
Любая человеческая жизнь бесценна!!!
Любое насилие, задуманное из лучших побуждений, оборачивается преступлением прежде всего против бесправных, обездоленных и самого человека
Слайд 27
Автор умышленно не даёт внутренних монологов этого героя и показывает
его только глазами Раскольникова. Родион подмечает подмигивания и знаки, которые
делает Порфирий Петрович. Непонятно, плод ли это воспаленного воображения героя, или следователь в самом деле что-то дает понять Раскольникову. Таким образом, вносится интрига, элемент умолчания. Порфирий Петрович становится фигурой таинственной и оттого страшной.
Слайд 28
Одним из главных моментов в данном эпизоде является вопрос Порфирия
Петровича. Он интересуется, что будет с «обыкновенным» человеком, если он
совершит преступление, посчитав себя «необыкновенным» и выдумав себе какую-нибудь цель-идею. Раскольников отвечает, что если совесть есть, то будет страдать, коль осознает ошибку: «Это и наказание ему, - опричь каторги». Эти слова героя стали пророческими для него самого, для его совести и судьбы.
Слайд 30
Перечитать эпизоды о Свидригайлове:
Ч.1, гл.3 (мать Раскольникова о Свидригайлове)
Ч.4,
гл.1, 2 (Лужин о Свидригайлове, первая встреча Раскольникова со Свидригайловым)
Ч.6,
гл.3, 4, 5, 6 (последняя встреча Свидригайлова с Раскольниковым и Дуней, смерть Свидригайлова)
Ответить на следующие вопросы:
Как относится Раскольников к Свидригайлову? Отметить в тексте материал, связанный с ответом на этот вопрос.
Каким представлен Свидригайлов в письме Пульхерии Александровны?
Меняется ли ваше отношение к этому герою во время чтения романа?
Слайд 31 Однажды в трактире Раскольников подслушивает разговор студента и
офицера. Студент убежденно говорит том, что если найдется человек, который
убьет и ограбит старушку-процентщицу, то он сделает доброе дело и будет оправдан «по совести», потому что на ее деньги, обреченные в монастырь, можно сделать тысячу добрых дел: «с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная <…> С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки <…> не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?».
Раскольников удивляется тому, насколько мысли студента совпадают с его собственными, и через некоторое время осуществляет «общую мечту».
Слайд 32ВЫВОДЫ:
Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению,
жизнь всегда опровергает любую теорию – и самую передовую.
Задача Достоевского
– показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может оказаться.
Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ Ф.Ницше создал теорию «сверхчеловека», которому всё позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.
Строить жизнь по теории нельзя !
Слайд 35Домашнее задание:
Всем: Ответ на вопрос: «Почему теорию Раскольникова считают антигуманной?»
Читать
1,2,3 главы IV части.
По рядам:
1 - Образ Свидригайлова (Ч.1,
гл.3 (мать Раскольникова о Свидригайлове)
2 - Ч.4, гл.1, 2 (Лужин о Свидригайлове,
3 - Первая встреча Раскольникова со Свидригайловым)