Слайд 1Урок литературы в 6 классе
Обобщение по сказке
А. Н. Островского
«Снегурочка»
Окина Алтынай Нурмухамбетовна,
учитель русского языка и литературы
ГУ «Средняя общеобразовательная школа
№6»
г. Зыряновск, ВКО, РК
Слайд 2Цели урока:
Обобщение и систематизация знаний
о пьесе «Снегурочка»;
Развитие устной монологической
речи,
навыков сценического мастерства;
Формирование активной нравственной позиции,
воспитание вдумчивого читателя.
Слайд 3Давай поразмышляем!!!
«Снегурочка» - уникальное произведение литературы 19 века.
«Снегурочка» - источник
вдохновения для творческих натур.
Слайд 4«Снегурочка» - драматическое произведение, а значит предназначено для постановки на
сценах театра.
Приглашаем
в царство берендеев
Инсценировка действия 4, последнего явления
Слайд 5Комментарий драматурга
«Снегурочка» - драматическое произведение 19 века. Это время, когда
в драме были живы правила «трех единств»: единства времени, места,
действия.
Время в пьесе – с 20-25 марта по 30 июня (мы определили по описанию календарных обрядов Масленницы и Ярилина Дня).
Все действие происходит в одном месте – царстве берендеев.
Начало и конец действия связаны с образом Снегурочки – ее приходом и смертью.
ИТАК, «Снегурочка» - классическое драматическое произведение.
Слайд 6Поразмышляем!!!
«Снегурочка» - многожанровое, многослойное произведение (лирическая пьеса – сказка).
Слайд 7Комментарий историка
Берендеи – кочевое племя тюркского происхождения, упоминаемое в русских
летописях с 1097 до конца 12 века. Берендеи выделились, очевидно,
из племенного объединения огузов. Ко второй половине 11 века берендеи вместе с родственными тюрками и печенегами обосновались в южно-русских степях, вблизи Киевского и Переяславского княжеств, особенно в районе реки Роси. Около 1146 г образовалось племенное объединение, известное под названием черных клобуков ( в него вошли берендеи, тюрки, печенеги и др), ставшее вассалом Руси. В 12 веке начали зарождаться феодальные отношения, появились князья, знать, имелись города. В связи с нашествием монголо-татар в начале 13 века часть берендеев ушла в Болгарию и Венгрию, остальные слились с населением Золотой Орды.
Слайд 8Комментарий литературоведа
Давайте сравним образ Снегурочки Островского с образом из народной
сказки «Снегурочка», из сказки «Снегурка и лиса» в обработке А.Н.
Толстого. Есть сходство в описании внешности героинь, черт характера – боязливая, невеселая, предчувствовала беду.
ИТАК, можно сделать вывод, в основе пьесы А. Н. Островского лежит русская народная сказка о Снегурочке.
Слайд 9«Снегурочка» - источник вдохновения для многих творческих натур. По мотивам
«Снегурочки» создавались новые произведения искусства.
Слайд 10Комментарий кинокритика
По мотивам весенней сказки А. Н. Островского создан мультфильм,
который тоже носит название «Снегурочка». В нем использована музыка Н.
А. Римского-Корсакова, авторами сценария выступили О. Леонидов, И. Иванов – Вано, А. Снежко-Блоцкая.
Слайд 11Комментарий музыкального критика
Обращение к фантастике с особенной силой прозвучало в
опере-сказке «Снегурочка». Композитор с восторгом отнесся к поэтической сказке А.
Н. Островского. Опера появилась в 1882 году. «Не было для меня на свете, - писал Римский Корсаков, - лучшего сюжета, не было лучших поэтических бразов, чем Снегурочка, Лель, Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем , не было лучше … религии, чем поклонение Яриле – Солнцу…» В «Снегурочке» Н. А. Римский – Корсаков настолько глубоко проник в народную песенную стихию, что часть написанных им песен воспринималась некоторыми как заимствование – перенесение в оперу в первозданном виде народной музыки. Премьера состоялась 10 февраля 1882 года в Мариинском театре в Петербурге.
Слайд 12Комментарий искусствоведа
На картине Васнецова, которая написана к пьесе Островского «Снегурочка»,
мы видим главную героиню. Здесь художник использовал два основных цвета:
серый и черный, чем подчеркнул одиночество Снегурочки. По содержанию эта картина может считаться иллюстрацией к прологу пьесы.
Слайд 13Итог урока
В чем же сила «Снегурочки», почему она будоражила и
будоражит человеческие умы, заставляет сжиматься сердце, блестеть глазам, будит желание
жить, любить, вопреки концовке пьесы.
Почему А. Н. Островский определил «Снегурочку» как пьесу, а не как трагедию.
Слайд 14ВЫВОД:
Несмотря на печальный исход в конце звучат жизнеутверждающие
ноты, потому что Ярило – солнце, а значит символ ЖИЗНИ,
ВЕСЕЛЬЯ, ПЛОДОРОДИЯ, СИМВОЛ ЛЮБВИ.
Слайд 16Д\З
Придумайте добрую сказку со счастливым концом