Разделы презентаций


"Сатиры смелый властелин"

Содержание

Фамилия его писалась в XVIII веке по-разному (в два слова или через дефис: Фон-Визин Фон-ВисинФон-Визен Фон-Висен (нем. von Wiesen)Фамилия писателяИ только к концу века XIX утвердилось принятое сейчас написание.Однако А.С.Пушкин ещё

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Урок литературы в 9 классе
«Сатиры смелый

властелин…»
Денис Иванович Фонвизин (1795 - 1792)
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературыМБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики МордовияУрок литературы в

Слайд 2Фамилия его писалась в XVIII веке по-разному (в два слова

или через дефис:
Фон-Визин
Фон-Висин
Фон-Визен
Фон-Висен
(нем. von Wiesen)
Фамилия писателя
И

только к концу века XIX утвердилось принятое сейчас написание.

Однако А.С.Пушкин ещё в начале XIX века писал брату Льву:
«Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин…
Он русский, из прерусских русский»

Фамилия его писалась в XVIII веке по-разному (в два слова или через дефис: Фон-Визин Фон-ВисинФон-Визен Фон-Висен (нем.

Слайд 3«Автор негодует на порок
И клеймит его без пощады…»
Как вы думаете,

почему П.А.Вяземский,
говоря о творчестве Фонвизина, сказал:
Первой комедией о русских

нравах стал «Бригадир». Эта комедия обнажила убожество среды русских дворян, где царствуют умственная апатия и бездуховность.
На вопрос, почему в обществе появляются люди, подобные героям «Бригадира», Фонвизин ответил в комедии «Недоросль», где главной стала проблема воспитания.
«Автор негодует на порокИ клеймит его без пощады…»Как вы думаете, почему П.А.Вяземский, говоря о творчестве Фонвизина, сказал:Первой

Слайд 4Комедия «Недоросль»
Пьеса «Недоросль» является самым известным произведением Фонвизина и самой репертуарной

пьесой XVIII века на русской сцене последующих веков. Это первая

в истории русской драматургии социально-политическая комедия.
Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются типичные представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, рабы-крепостники, слуги, самозваные модные учителя.
Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века, госпожа Простакова, управляющая всем и всеми. В руках Простаковой и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого не стесняясь она может поколотить, и воспитание сына Митрофана. На самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».
Комедия «Недоросль»Пьеса «Недоросль» является самым известным произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой XVIII века на русской сцене последующих

Слайд 5«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское.

А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято

живьём с природы…».
(Н.В. Гоголь)







«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры».
(В.Г. Белинский)

Комедия «Недоросль»

«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней

Слайд 6Комедия «Недоросль»
Как вы думаете, почему комедия начинается
сценой с портным

Тришкой?
Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых
при

внимательном прочтении 1-ого действия?
Комедия «Недоросль»Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаём о жизни в

Слайд 7Кто из персонажей комедии входит в число отрицательных героев?
Какие черты

в каждом из них высмеивает автор?
Каково назначение отрицательных героев?
Комедия

«Недоросль»
Кто из персонажей комедии входит в число отрицательных героев?Какие черты в каждом из них высмеивает автор?Каково назначение

Слайд 8Комедия «Недоросль»
Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их

родственниках?
Каковы взаимоотношения между членами семьи?
Каковы отношения дворян к крепостным, интересы

помещиков?
Комедия «Недоросль»Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?Каковы взаимоотношения между членами семьи?Каковы отношения дворян

Слайд 9Возраст героини: чуть более 30 и вряд ли более 40

лет (это была эпоха ранних браков). Возрастное восприятие героини как

старухи происходит, вероятно, из-за того, что все её боятся и никто не любит.

Беспощадна к тем, кто в её власти, крепостных считает своей собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для неё в жизни — личная выгода.

С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед сильными даже унижаться готова. Деспотична по отношению к мужу, помыкает им.

Комедия «Недоросль»

ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА

Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только сына: с ним нежна и заботлива, в общении проявляется даже что-то человеческое.

Смысл её жизни — забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана.

Возраст героини: чуть более 30 и вряд ли более 40 лет (это была эпоха ранних браков). Возрастное

Слайд 10Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Действительно, он зеркало

Простаковой с её грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим его

людям.
Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Не умеет любить, не знает любви даже к своим близким.
Несмотря на его невежество, нельзя сказать, что он дурак ни в умении подластиться к матери, ни в роковой сцене похищения Софьи, ни в сцене экзамена. Он умеет схитрить и извернуться.

Комедия «Недоросль»

МИТРОФАНУШКА

Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Действительно, он зеркало Простаковой с её грубостью, невежеством, жестоким отношением

Слайд 11Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Сродни

народным поговоркам, они запоминались легко (и даже жили самостоятельной жизнью),

воздействуя на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны.

Просвещение возвышает добродетельную душу.
Невежда без души — зверь.
Великий государь есть государь премудрый.
Начинаются чины — перестает искренность.
Для прихоти одного человека всей Сибири мало.
Тщетно звать врача к больным неисцельно.
Наличные деньги — не наличные достоинства.
Золотой болван — всё болван.
Последуй природе, никогда не будешь беден.

Комедия «Недоросль»

СТАРОДУМ

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Сродни народным поговоркам, они запоминались легко (и даже

Слайд 12Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями — от Пушкина,

Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы непреходяще:
«Всё в этой комедии

кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н.В. Гоголь)
«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры». (В.Г. Белинский)
Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал «Стародум», получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещён. Незадолго до смерти Фонвизин обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано».

Значение комедии «Недоросль»

Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями — от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы непреходяще:«Всё

Слайд 13Комедия «Недоросль»
Недоросль (прямое значение)
дворянин, не достигший 20 лет, не получивший

должного образования, которому поэтому запрещено было вступать в службу и

жениться.

Недоросль (переносное значение)
балбес, тупица, подросток с ограниченно порочными наклонностями.
Комедия «Недоросль»Недоросль (прямое значение)дворянин, не достигший 20 лет, не получивший должного образования, которому поэтому запрещено было вступать

Слайд 14Законы классицизма в комедии «Недоросль»

Законы классицизма в комедии «Недоросль»

Слайд 15Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многогранность характеров главных

персонажей — основное отступление от традиций классицизма.
Тщательно прописаны характеры не

только главных, но и второстепенных персонажей.
Есть персонажи, которых нельзя чётко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (это Еремеева, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права.
Каждый персонаж — не схема, не олицетворение какого-либо одного качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.
Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжёлые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение героического и трагического не допускалось.
Автор не скрывает своего отношения к персонажам: выражает симпатию, негодование, насмешку, кого-то язвительно обличает.
Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе XVIII в.).

Несоответствие
законам классицизма в комедии «Недоросль»

Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многогранность характеров главных персонажей — основное отступление от традиций классицизма.Тщательно

Слайд 16ТЕСТ
1. Жанр произведения: а) комедия, б) драма, в) трагедия.
2. Голос

автора звучит в словах:а) Милона, б) Стародума, в) Правдина.
3. Фонвизин

в произведении обличает: а) невежественных дворян, б) малообразованных учителей, в) раболепие крепостных.
4. Экспозиция «Недоросля»: а) сцена примерки кафтана, б) разговор Простаковой с мужем, в) известие о помолвке Скотинина с Софьей.
5. Простакова решает женить Митрофана на Софье, потому что: а) ей нравится честность, искренность девушки, б) других невест нет, в) она наследница большого состояния.
6. Ставшее крылатым выражение из «Недоросля»: а) «Суженого конем не объедешь», б) «Не хочу учиться, хочу жениться», в) «Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин».
7. Фраза Стародума: «Просвещение возвышает одну добродетельную душу» - затрагивает проблема: а) воспитания, б) патриотизма, в) знатности.
8. Идейные противники в произведении:а) Простакова и Скотинин, б) Простакова и Стародум, в) Простакова и Митрофан.
9.Художественный приём, характерный для драматургии классицизма:
а) «говорящие фамилии», б) нейтральная авторская позиция, в) несколько сюжетов.
10. Комизм ситуации, когда герои рассуждают с серьёзным видом о том, в чём не разбираются, создается автором при помощи:
а) гиперболы, б) антитезы, в) литоты.
ТЕСТ1. Жанр произведения: а) комедия, б) драма, в) трагедия.2. Голос автора звучит в словах:а) Милона, б) Стародума,

Слайд 17ПРОВЕРЬ СЕБЯ

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Слайд 18Почему А.С.Пушкин назвал
Дениса Ивановича Фонвизина

«Сатиры смелым властелином…»?

Почему А.С.Пушкин назвалДениса Ивановича Фонвизина «Сатиры смелым властелином…»?

Слайд 19Использованный материал:
Википедия — свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia

Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература

в основной и профильной школе: книга для учителя. - М.:

Творческий центр, 2007.

Северникова Н.М. Учебное пособие по литературе. - М.: Высшая школа, 2009.

Фадеева Т.М. Тематическое и поурочное планирование по литературе в 9 классе. - М.: Экзамен, 2011.

Тесты И.Н.Коршуновой, Е.Ю.Липиной. М.: Дрофа, 2000 г.
Использованный материал:Википедия — свободная энциклопедия: http://ru.wikipediaПетрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе: книга для

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика