Разделы презентаций


Кавказский пленник Л.Н. Толстой

Содержание

1) Образовательная:- рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.2) Развивающая:- формировать умение анализировать текст художественного произведения;- развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;- формировать представление о

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс)

Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)

Слайд 21) Образовательная:

- рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

2) Развивающая:

-

формировать умение анализировать текст художественного произведения;
- развивать умение выразить свои

мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;
- формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;
- учить сжато излагать повествовательный текст;
- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
продолжить работу по развитию культуры речи школьников.
3) Воспитательная:
- воспитание общечеловеческих ценностей;
- умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.



Цели урока:

1) Образовательная:- рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.2) Развивающая:- формировать умение анализировать текст художественного произведения;- развивать

Слайд 3Из словаря С.И.Ожегова:
Плен – неволя.
Пленник – взятый в плен, невольник.
Пленять

– 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить.



Из словаря С.И.Ожегова: Плен – неволя.Пленник – взятый в плен, невольник.Пленять – 1) захватить, 2)

Слайд 4Январь 1852 года.

Лев Николаевич Толстой
поступает на службу и отправляется

на Кавказ.

Январь 1852 года.Лев Николаевич Толстой поступает на службу и отправляется на Кавказ.

Слайд 6В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война.

Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие

там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году.
В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать

Слайд 9Военно-грузинская дорога
М.Ю.Лермонтов (1837 г.)

Военно-грузинская дорогаМ.Ю.Лермонтов (1837 г.)

Слайд 10.

- Тема и идея художественного произведения;

Идея – это главная

мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество

всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

- Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.

-Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью?
Главные герои- Жилин и Костылин.
Татары и русские (Жилин и татары)
Дина и другие жители аула.
Война и мирная жизнь.

Устная работа по вопросам

.   - Тема и идея художественного произведения;Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел

Слайд 11

План:

1.Военное звание.

2.Внешняя характеристика:

3.Плен:

а) место жительства в плену;

б) питание пленных;

в) занятия;

г) подготовка к побегу;

4.Первый побег.

5. Второй побег.

- Что общее у героев и что их различает?

- Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену?

( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)

- А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?

( Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. - Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?


Слайд 12Как герой оказался в плену?

Как герой оказался в плену?

Слайд 13Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит,

надеяться ему не на кого, у него только больная мама.

-

найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)

Жилин Костылин

ходит по аулу спит

всматривается скучает

выпытывает информацию считает дни

рукодельничает ждет ответ на письмо

-Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

- Как завоевывает Жилин симпатию горцев?

(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;

- Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо;

- однажды выступил в качестве врача. (Цитаты)

- Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему?

( Он все равно был для них чужой ,человек иной веры. Для них он – враг

- Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?

Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него

Слайд 14- Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?



- Нет, он все время стремится узнать дорогу, а

по ночам копает в сарае лаз.

- А Костылин?

(Он безвольно ждет решения своей судьбы.)


- Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?   - Нет, он все время стремится

Слайд 15Внешность героя

Внешность героя

Слайд 16
-Какие друг с другом и с другими качества характера

проявляют эти герои во взаимоотношениях людьми.
Работа в группах.

-Какие друг с другом и с другими качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях людьми.Работа в

Слайд 17Чем герой занимался в плену?

Чем герой занимался в плену?

Слайд 18Чем герой занимался в плену?

Чем герой занимался в плену?

Слайд 19Костылин
Жилин
Добрый (думает о матери, жалеет ее)
Надеется на себя,

обдумывает побег
Деятельный человек
Сумел прижиться в ауле
Работящий, не может сидеть без

дела,
мастер

Всем помогает, даже своим
врагам – татарам

Ему интересны другие люди, любит детей

Великодушный

Слабый человек,
на себя не надеется,
ждет помощи от матери

Способен на предательство

Раскис, упал духом

Не принимает других людей

Костылин Жилин Добрый (думает о матери, жалеет ее)Надеется на себя, обдумывает побегДеятельный человекСумел прижиться в аулеРаботящий, не

Слайд 20Вывод:
Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя,

обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не

может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

-Исследование «Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина ? Почему?»

Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

- Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?

Что обозначает:

Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных

Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

Вывод:Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в

Слайд 21 В чём смысл названия рассказа?
( Уже в названии заложено

противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба

офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)
В чём смысл названия рассказа?   ( Уже в названии заложено противопоставление двух героев

Слайд 22«На всё добро ответим мы добром,
На всю любовь ответим мы

любовью».

Н.Рубцов

«На всё добро ответим мы добром,На всю любовь ответим мы любовью».Н.Рубцов

Слайд 23 Итог урока. Рефлексия.

1. Чему учит рассказ?

2. Какие нравственные качества ценит

в человеке Л.Н.Толстой?

- Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой

в рассказе?

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Итог урока. Рефлексия. 1. Чему учит рассказ?2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?- Какие же

Слайд 24Домашнее зедание.
Сочинение
«Жилин и Костылин: разные судьбы».

Домашнее зедание.Сочинение«Жилин и Костылин: разные судьбы».

Слайд 25






ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
bibliotekar.ru/rus/index.htm
lenagold.ru/fon/clipart/p/pero4.html
http://pedsovet.su/

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫbibliotekar.ru/rus/index.htm lenagold.ru/fon/clipart/p/pero4.htmlhttp://pedsovet.su/

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика