Слайд 1
«Бранное,
трудное
время»
Урок по повести
Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
( 8-й класс
)
Слайд 2Цель урока: 1. закрепление и обобщение знаний
учащихся
по повести;
2.развитие творческих способностей, навыков связной речи.
3. воспитывать любовь к Родине, к истории, чувства патриотизма и национальной гордости.
Вид урока: комбинированный
Тип урока: урок обобщения пройденного
материала
Межпредметная связь: история, литература
Наглядность: слайдовая презентация
I.Разминка
«И это
всё о нём»
1.Догадайтесь, о каком писателе идёт речь, если известно, что он в 1831 году познакомился
с Пушкиным?
2. Узнайте писателя, если известно, что сюжет комедии «Ревизор» был подсказан Пушкиным?
3. Критик В.Белинский говорил: «Он был другом А.Пушкина и благоговейно чтил его».
Слайд 4
Н.В.Гоголь – великий русский писатель,
автор комедии «Ревизор» и повести «Тарас Бульба»
Слайд 5 II. По страницам повести «Тарас Бульба»
«Узнай героя»
1. «Это были два дюжие молодца. Крепкие, здоровые лица их покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».
Остап
Андрий
Слайд 6 2. «Он выносил терзания и пытки, как исполин. Ни
крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали
перебивать ему на руках и ногах кости».
Остап
Слайд 7 3. «Не на костёр глядел, не об огне он
думал, которым собирались сжечь его; глядел он, в ту сторону,
где отстреливались казаки».
Тарас Бульба
Слайд 8 4. «Бледен ,как полотно, был он, видно было,
как тихо шевелились уста его и как он произносил чьё
– то имя».
Андрий
Слайд 9 III. «Герои моими глазами»
Составление кластера
стойкость
мужественность
храбрость
терпеливость
герой
Слайд 10
ненадёжный
трус
изменник
предатель
эгоист
Слайд 11Черты Тараса Бульбы
Возвышенная,
бескорыстная
любовь к Родине
Верность
православной вере
Готовность
к
подвигу
Преданность
товариществу
Широта души
Слайд 12 Тарас Бульба – народный герой, выразитель чувств и взглядов
трудного и бранного времени.
Слайд 13IY. Полёт фантазий.
Опережающее задание
(сочинение о повести «Тарас Бульба»)
Перевод слов на русский и английский языки
Отан
Родина
Motherland
Қаһарман
Герой
Hero
Халық
Народ
People
Патриот
Патриот
Patriot
Тәуелсіздік
Независимость
Independence
YI.«Поэтический»
Составление синквейна
Тарас
Сильный, смелый, храбрый.
Воюет, защищает,
бережёт.
Предан своему делу
5. Патриот.
Слайд 16 YII.Актёрское мастерство.
Инсценировка первой главы повести.
Встреча Тараса с сыновьями.
YIII. Катапульта вопросов.
1.Где прошли детские
годы Гоголя?
Слайд 18 2. В каком году Н.Гоголь познакомился
с А.Пушкиным?
Слайд 19 3. Как образовалась Запорожская Сечь?
Запорожская Сечь в 16 веке
Слайд 20 4. Откуда вернулись сыновья Тараса?
Слайд 21 5. Куда решил отправить Тарас своих сыновей?
Слайд 22
6. Какой проступок совершил Андрий?
Слайд 23 8. Куда отправился Тарас Бульба,
как только зажили его раны?
Слайд 25
10. За что Тарас Бульба
убил своего сына?
Слайд 2611. Какую казнь придумали для Тараса?
О чём
думал Тарас в последние минуты жизни?
Слайд 2712. Как назвал эту повесть В.Белинский?
13. Есть ли в повести
описание природы?
«Степи, как вы хороши…»
Слайд 28 14. С кем сравнивает Н.Гоголь Остапа?
15. Почему Остап хотел видеть отца в последние минуты
жизни?
16. В чью честь названа площадь в городе Атырау?
17. Какой праздник нас ждёт в этом месяце?
Слайд 29 16. В чью честь названа площадь в городе Атырау?
Народные герои.
Декабрьские восстания 1986 года в Алматы.
Кайрат Рыскулбеков
Ляззат Асанова
Слайд 31 17. Какой праздник нас ждёт в этом месяце?
Слайд 32 Мой независимый Казахстан
«Мы должны
высоко нести знамя независимости, о котором мечтали Исатай и Махамбет.
Это наш долг перед будущими поколениями. Когда мы говорим о Махамбете, то нельзя забыть его верного друга и сподвижника Исатая.
Это настоящие патриоты Родины, любившие свой народ и землю».
Слайд 33Повесть « Тарас Бульба» в живописи
Тарас над телом
убитого сына. П.П.Соколов 1867 г.
Картина М.Г.Дерегуса 1952 год
Слайд 34И.Репин « Запорожцы пишут письмо турецкому султану»