сказал, что мало места
песне на войне?..»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Ишунский УВК Красноперекопского района Республики Крым
Слайд 2Вставай, страна огромная…
Великая Отечественная война – целая эпоха в жизни
нашей страны. Эпоха трагедии и героизма, немыслимых потерь и нечеловеческих
страданий, но вместе с тем – любви и верности, надежды на мирное завтра и веры в человека.
И без песни высказать все это было невозможно…
Слайд 3 "Священная война", сл. В. Лебедев-Кумач, муз. А.В. Александров, 1941г.
Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…
Одна
из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны "Священная война"- своеобразный гимн-плач народа, ввязанного в войну и вынужденного защищать свою Родину от врага, была написана в самом начале войны.
24 июня 1941 года в газетах "Красная звезда" и "Известия" было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача "Священная война". Известно, что наброски стихотворения были еще до войны как впечатление от просмотра кинохроники бомбардировок городов Испании и столицы Польши.
Стихотворение прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль и сочинил музыку для песни, а на следующий день объявил на репетиции о том, что в репертуар вводится новая песня: "Священная война".
Слайд 6«Катюша»
Автор музыки — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский.
Впервые песню исполнили Вера
Красовицкая, Георгий Виноградов и Всеволод Тютюнник 28 ноября 1938 года
Слайд 8«В лесу прифронтовом»
«В лесу́ прифронтово́м» — популярная песня композитора Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. Cтихотворение
Исаковского было написано в 1942 году, а создание песни Блантером
обычно датируется 1943 годом.
Слайд 9История создания песни
Михаил Исаковский писал: «Стихи написаны на Каме, когда
шёл второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть
окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу Матвею Блантеру (с ним создавали „Катюшу“). Спустя несколько месяцев, услышал по радио, как „В лесу прифронтовом“ исполняет Ефрем Флакс»
Слайд 10С берез неслышен, невесом
Слетает желтый лист,
Старинный вальс "Осенний сон"
Играет гармонист.
Вздыхают, жалуясь, басы,
И словно в забытьи
Сидят и слушают бойцы,
Товарищи мои.
Под этот вальс весенним днем
Ходили мы на круг,
Под этот вальс в краю родном
Любили мы подруг,
Под этот вальс ловили мы
Очей любимых свет,
Под этот вальс грустили мы
Когда подруги нет…
Слайд 11«Эх, дороги"
Эта песня родилась в самом конце войны. Один из
ансамблей попросил поэта Льва Ошанина и композитора Анатолия Новикова сложить
что-нибудь для новой программы. Задумались поэт и композитор: все, что можно написать о войне, вроде бы уже написано... Разве что попробовать рассказать о солдатах, которые идут на фронт? И они загорелись этой темой: ожидание боя, его ощущение, готовность к нему... Композитор сидел за роялем и искал музыкальное выражение чувств, картин войны, пробовал какие-то мелодические отрывки и гармонии. И в энном по счету варианте вдруг запелось: «Эх, дороги...» Вскоре появились четыре коротенькие музыкальные строчки, и на них тут же легли стихи:
дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян…
Слайд 13«На солнечной поляночке»
Летом 1942 года состоялось знакомство композитора Василия Соловьева-Седова
и поэта Алексея Фатьянова. «Я познакомился с ним в Оренбурге...
, - писал позже В. П. Соловьев-Седой. На второй день он принес мне стихотворение, старательно выписанное на листе... Оно меня сразу обворожило. Стихи были свежи, трогательны… Прочитав стихотворение, ощутил пьянящий аромат свежего сена, цветущей сирени, полевых цветов. Фатьянов стихами вел разговор с глазу на глаз … со своим сверстником, солдатом... Стихи пели, в них уже была мелодия».
На солнечной поляночке,
Дугою выгнув бровь,
Парнишка на тальяночке
Играет про любовь...
Слайд 14Василий Соловьев – Седой и Алексей Фатьянов
«В землянке»
Свою знаменитую «В
землянке» Алексей Сурков никогда не задумывал как песню. Это было небольшое стихотворение из письма жене Софье Кревс. Четыре четверостишия адресованы ей и больше никому: «И поет мне в землянке гармонь про улыбку твою и глаза».
Все началось в окрестностях Истры, сегодня там установлен памятник песне. В ноябре 1941-го, во время обороны Москвы Сурков приехал туда вместе с группой журналистов и почти сразу попал в окружение. Деревня Кашино поздней осенью 1941-го оказалась как раз на линии фронта. Немцы наступали. Там находилась изба, в которой располагался штаб 258 полка Красной армии. Чуть дальше находился тот самый блиндаж, в котором и зародилась песня «В землянке».
«Враги сожгли родную хату…»
«Прасковья» или «Враги сожгли родную хату» в
1945 году. Первоначально эта идея не нашла понимания у Исаковского (он считал свое стихотворение слишком длинным для песни), но Блантер сумел переубедить его и вскоре сочинил музыку.
За строчку "Слеза несбывшихся надежд" песня была сразу запрещена и впервые прозвучала только в 1960 году. В Центральном Парке культуры и отдыха в Москве шел развлекательный концерт, было очень много молодежи. Во втором отделении вышел Марк Бернес, сказал пару слов и на свой страх и риск спел эту песню.
Стихи М. Исаковского, музыка
М. Блантера
Враги сожгли родную хату
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок…
«Темная ночь»
Есть песни, которые становятся
чем-то гораздо большим, чем просто музыкальное произведение. Именно так произошло и с песней Никиты Богословского "Тёмная ночь". Написанная в буквальном смысле на скорую руку песня стала настоящим гимном жизни и надежде.
В 1942 году на Ташкентской киностудии, которая стала средоточием кинематографистов и театральных работников, Леонид Луков снимал фильм "Два бойца" – рассказ о фронтовой дружбе двух солдат. Первоначально в этом фильме песни не планировалось. Но уже когда съёмки почти подходили к концу режиссер потребовал от Никиты Богословского музыкальное сопровождение сцены в землянке.
«Темная ночь»
Богословский позже вспоминал, что в один из вечеров к нему пришёл Луков со словами: «Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без песни». И так ярко, по-актёрски, рассказал режиссёр об этой песне, что случилось чудо: Богословский сел к роялю и сыграл всю мелодию ещё не существующей песни.
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, черная степь пролегла между нами.
Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила...
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи.
Вот и сейчас надо мною она кружится.
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому знаю: со мной ничего не случится!
Песни войны.
Большинство этих песен написано непосредственно
в грозные, роковые, жестокие годы Великой Отечественной войны. Они стали настоящими друзьями и помощниками бойцов, с которыми шли в бой и умирали…
Песни войны… Это горькая память и светлая гордость за те далекие незабываемые годы…