Разделы презентаций


Лесков Человек на часах презентация, доклад

Содержание

«Чтоб в человеке человеческое торжествовало…» Н.С Лесков

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Учитель : Светлана Тимофеевна Лапшина
Н.С. Лесков «Человек на часах»

Учитель : Светлана Тимофеевна ЛапшинаН.С. Лесков «Человек на часах»

Слайд 2«Чтоб в человеке
человеческое торжествовало…»
Н.С Лесков

«Чтоб в человеке человеческое торжествовало…» Н.С Лесков

Слайд 3Рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах» впервые опубликован в журнале

«Русская мысль» в 1887 году (№ 4) под названием «Спасение погибавшего».


В основе сюжета лежит реальный факт: об этом сообщает автор в первой главе, об этом же свидетельствуют мемуары тех лет.
В рассказе действуют реальные исторические личности: Н.И. Миллер (генерал-лейтенант, директор Александровского лицея), С.А. Кокошкин (в 30-е годы петербургский обер-полицмейстер), подполковник Н.П. Свиньин.
В сборнике «Повести и рассказы», изданном С.Н. Шубинским в 1887 году, рассказ «Человек на часах» по просьбе автора был напечатан вместе с другими рассказами «о праведниках».
Рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах» впервые опубликован в журнале «Русская мысль» в 1887 году (№ 4) под

Слайд 4Николай Семёнович Лесков
(1831 – 1895)

«Событие, рассказ о котором ниже сего

предлагается вниманию читателей, трогательно и ужасно по своему значению для

главного героического лица пьесы, а развязка так оригинальна, что подобное ей даже едва ли возможно где-нибудь, кроме России».
(Автор)
Николай Семёнович Лесков(1831 – 1895)«Событие, рассказ о котором ниже сего предлагается вниманию читателей, трогательно и ужасно по

Слайд 5Сюжет
Действие происходит в Петербурге зимой 1839 года.
Рядовой Постников, нёсший службу

на посту у Невы перед Зимним дворцом, слышит крики утопающего

о помощи. Но он в карауле!
После долгих колебаний солдат решается оставить пост и спасти человека.
Проезжавший мимо офицер инвалидной команды забрал пострадавшего и объявил себя его спасителем, чтобы получить награду.
Постникова же приговорили к наказанию розгами за нарушение караульного устава.


Сюжет Действие происходит в Петербурге зимой 1839 года.Рядовой Постников, нёсший службу на посту у Невы перед Зимним

Слайд 6 Почему автор называет историю, о которой собирается рассказать, анекдотом?  Каково

значение слова анекдот”?


Почему «анекдот» возник во время правления императора Николая

I?
 Почему автор называет историю, о которой собирается рассказать, анекдотом?  Каково значение слова анекдот”?Почему «анекдот» возник во время

Слайд 7Император НИКОЛАЙ I
При Николае I (Палкине) в армии царил произвол,

жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С

нашей, обывательской, точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему.

Но, оказывается, и тогда и теперь за невыполнение приказа, устава караульной службы, за оставление поста его ждало самое суровое наказание.
Какое?


Император НИКОЛАЙ IПри Николае I (Палкине) в армии царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное

Слайд 8Что такое щпицрутены?
Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст”)– длинный, гибкий,

древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. Появились в

шведской армии в XVII веке и были вскоре распространены в большинстве европейских армий.
В России телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701 году. Предварительно пруты - шпицрутены вымачивались в солёной воде.

Что такое щпицрутены?Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст”)– длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX

Слайд 9Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста

- восьмисот солдат, которые прутьями били по спине приговорённого.

Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста - восьмисот солдат, которые прутьями били по

Слайд 10
В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч,

что было равносильно смертной казни.
Удары шпицрутенами назначались за ошибки и

нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов),
за пьянство (300– 500 ударов)

за воровство у товарищей (500 ударов),
за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов).

В Российской армии шпицрутены были отменены 17 апреля 1863 года
В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни.Удары шпицрутенами назначались

Слайд 12Композиция рассказа “Человек на часах”
Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка

под командованием офицера Миллера)-глава 2 (С.341)

Завязка (часовой Постников услыхал, что в

полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 4 (С.343)

Развитие действия (полчаса мучительных терзаний: что делать: спасать – не спасать?) – 4 глава

Кульминация (решение спасти) – 5 глава (С.344)

Развитие действия (гуманный капитан Миллер, карьерист подполковник Свиньин, хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы 6-14. (С.345-355)


Развязка (солдат получает 200 розог, а обманщик-офицер – медаль) – 15-18.

Композиция рассказа “Человек на часах” Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера)-глава 2 (С.341)Завязка (часовой

Слайд 13Кто он - главный герой?
 Случайно ли автор даёт ему фамилию

Постников”?

В словаре В.И. Даля “пост” имеет несколько значений: место, должность,

караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост.

Какие значения отражает фамилия героя?
(И воинскую должность, и воздержание).
 Что за человек солдат Постников?  Что говорит о нём автор-повествователь?
Найдите и прочитайте в главе 4
Кто он - главный герой? Случайно ли автор даёт ему фамилию Постников”?В словаре В.И. Даля “пост” имеет несколько

Слайд 14Что испытал солдат Постников, стоящий в этот момент на посту ,

когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит

о помощи”? 


(приходил от криков, стонов “в оцепенение”,
“ В ужасе оглядывался”,
“…стал соображать, как спасти”.)

Что испытал солдат Постников, стоящий в этот момент на посту , когда услыхал, что в полынье “заливается

Слайд 15Внутренний конфликт – «искушение»
Сердце Постникова так и ноет, так и

стучит, так и замирает……так беспокойно с сердцем делается от этих

стонов и воплей…

…страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи…

…помнит и службу, и присягу……ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки…


…отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которою последует военный суд.

Внутренний конфликт – «искушение»Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает……так беспокойно с сердцем

Слайд 16Сформулируйте проблему («искушение»), вставшую перед Постниковым: - спасти человека и нарушить

воинскую присягу? - или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет

тонущий человек. Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием.
Сформулируйте проблему («искушение»), вставшую перед Постниковым: - спасти человека и нарушить воинскую присягу? - или остаться верным

Слайд 17
За что ругает Миллера Свиньин и какие чувства при этом

испытывает?


Почему Свиньин сам навещает в госпитале Постникова после наказания и

почему дарит своему провинившемуся подчинённому подарки?
За что ругает Миллера Свиньин и какие чувства при этом испытывает?Почему Свиньин сам навещает в госпитале Постникова

Слайд 18 Можно ли сказать, что солдат Постников совершил подвиг?

Тогда почему героя

наказали, а обманщика -офицера наградили?

Почему воинское начальство сделало всё,

чтобы скрыть происшествие от Николая I?

 Можно ли сказать, что солдат Постников совершил подвиг?Тогда почему героя наказали, а обманщика -офицера наградили? Почему воинское

Слайд 19И все довольны?

Постников понёс наказание, но остался доволен. Почему?

 Чем награждает

Свиньин солдата ? 

Как принимает эту награду солдат?





И все довольны?Постников понёс наказание, но остался доволен. Почему? Чем награждает Свиньин солдата ?  Как принимает эту награду

Слайд 20Послесловие: мнение Владыки
…наказание на теле простолюдину не бывает губительно и

не противоречит ни обычаю народов, ни духу писания. Лозу гораздо

легче перенесть на грубом теле, чем тонкое страдание в духе…

Спасение погибающих не есть заслуга, но паче долг. Кто мог спасти и не спас –подлежит каре законов, а кто спас, тот исполнил свой долг.

… Воину перетерпеть за свой подвиг унижение и раны, может быть, гораздо полезнее, чем превозноситься знаком…

Послесловие: мнение Владыки…наказание на теле простолюдину не бывает губительно и не противоречит ни обычаю народов, ни духу

Слайд 21Из «Поучения Владимира Мономаха»
мы помним рассуждения о том, как сложно

следовать тем прекрасным и вечным заповедям любви к ближнему, милосердия

и добра, о которых мы читаем в Священном Писании, рискуя своей жизнью, благополучием и карьерой.
Из «Поучения Владимира Мономаха»мы помним рассуждения о том, как сложно следовать тем прекрасным и вечным заповедям любви

Слайд 22В чём смысл названия рассказа «Человек на часах»?
Ведь Лесков называет

героя не «караульным», не «солдатом», а именно «человеком»

Механическое начало, точность,

исполнительность часового механизма
и та лёгкость, с которой действует механизм, для обычного человека оказываются
во сто крат тяжелее
В чём смысл названия рассказа «Человек на часах»?Ведь Лесков называет героя не «караульным», не «солдатом», а именно

Слайд 23Каково отношение автора к произошедшему?

«Я думаю о тех смертных, которые

любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких

наград за него…
Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа»”

Каково отношение автора к произошедшему?«Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и

Слайд 24 Подведём итоги
Продолжите предложения

Автор осуждает…

(бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость,

карьеризм)

Автор доволен тем, что…

(среди замуштрованных солдат живо ещё что-то

человеческое)

 Подведём итоги Продолжите предложенияАвтор осуждает… (бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм)Автор доволен тем, что… (среди замуштрованных

Слайд 25 Не важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными.
Главное,

чтобы оставались людьми.

 Не важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными. Главное, чтобы оставались людьми.

Слайд 26 «…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны

всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе

и кругом себя» (Н.С. Лесков)




Помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра? 

«…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами

Слайд 27Спасибо за работу

Спасибо за работу

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика