Слайд 1Учитель : Светлана Тимофеевна Лапшина
Н.С. Лесков
«Человек на часах»
Слайд 2«Чтоб в человеке
человеческое торжествовало…»
Н.С Лесков
Слайд 3Рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах» впервые опубликован в журнале
«Русская мысль» в 1887 году (№ 4) под названием «Спасение погибавшего».
В основе сюжета лежит реальный факт: об этом сообщает автор в первой главе, об этом же свидетельствуют мемуары тех лет.
В рассказе действуют реальные исторические личности: Н.И. Миллер (генерал-лейтенант, директор Александровского лицея), С.А. Кокошкин (в 30-е годы петербургский обер-полицмейстер), подполковник Н.П. Свиньин.
В сборнике «Повести и рассказы», изданном С.Н. Шубинским в 1887 году, рассказ «Человек на часах» по просьбе автора был напечатан вместе с другими рассказами «о праведниках».
Слайд 4Николай Семёнович Лесков
(1831 – 1895)
«Событие, рассказ о котором ниже сего
предлагается вниманию читателей, трогательно и ужасно по своему значению для
главного героического лица пьесы, а развязка так оригинальна, что подобное ей даже едва ли возможно где-нибудь, кроме России».
(Автор)
Слайд 5Сюжет
Действие происходит в Петербурге зимой 1839 года.
Рядовой Постников, нёсший службу
на посту у Невы перед Зимним дворцом, слышит крики утопающего
о помощи. Но он в карауле!
После долгих колебаний солдат решается оставить пост и спасти человека.
Проезжавший мимо офицер инвалидной команды забрал пострадавшего и объявил себя его спасителем, чтобы получить награду.
Постникова же приговорили к наказанию розгами за нарушение караульного устава.
Слайд 6 Почему автор называет историю, о которой собирается рассказать, анекдотом? Каково
значение слова анекдот”?
Почему «анекдот» возник во время правления императора Николая
I?
Слайд 7Император НИКОЛАЙ I
При Николае I (Палкине) в армии царил произвол,
жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С
нашей, обывательской, точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему.
Но, оказывается, и тогда и теперь за невыполнение приказа, устава караульной службы, за оставление поста его ждало самое суровое наказание.
Какое?
Слайд 8Что такое щпицрутены?
Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст”)– длинный, гибкий,
древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. Появились в
шведской армии в XVII веке и были вскоре распространены в большинстве европейских армий.
В России телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701 году. Предварительно пруты - шпицрутены вымачивались в солёной воде.
Слайд 9Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста
- восьмисот солдат, которые прутьями били по спине приговорённого.
Слайд 10
В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч,
что было равносильно смертной казни.
Удары шпицрутенами назначались за ошибки и
нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов),
за пьянство (300– 500 ударов)
за воровство у товарищей (500 ударов),
за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов).
В Российской армии шпицрутены были отменены 17 апреля 1863 года
Слайд 12Композиция рассказа “Человек на часах”
Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка
под командованием офицера Миллера)-глава 2 (С.341)
Завязка (часовой Постников услыхал, что в
полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 4 (С.343)
Развитие действия (полчаса мучительных терзаний: что делать: спасать – не спасать?) – 4 глава
Кульминация (решение спасти) – 5 глава (С.344)
Развитие действия (гуманный капитан Миллер, карьерист подполковник Свиньин, хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы 6-14. (С.345-355)
Развязка (солдат получает 200 розог, а обманщик-офицер – медаль) – 15-18.
Слайд 13Кто он - главный герой?
Случайно ли автор даёт ему фамилию
Постников”?
В словаре В.И. Даля “пост” имеет несколько значений: место, должность,
караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост.
Какие значения отражает фамилия героя?
(И воинскую должность, и воздержание).
Что за человек солдат Постников? Что говорит о нём автор-повествователь?
Найдите и прочитайте в главе 4
Слайд 14Что испытал солдат
Постников, стоящий в этот момент на посту ,
когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит
о помощи”?
(приходил от криков, стонов “в оцепенение”,
“ В ужасе оглядывался”,
“…стал соображать, как спасти”.)
Слайд 15Внутренний конфликт – «искушение»
Сердце Постникова так и ноет, так и
стучит, так и замирает……так беспокойно с сердцем делается от этих
стонов и воплей…
…страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи…
…помнит и службу, и присягу……ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки…
…отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которою последует военный суд.
Слайд 16Сформулируйте проблему («искушение»), вставшую перед Постниковым:
- спасти человека и нарушить
воинскую присягу?
- или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет
тонущий человек.
Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием.
Слайд 17
За что ругает Миллера Свиньин и какие чувства при этом
испытывает?
Почему Свиньин сам навещает в госпитале Постникова после наказания и
почему дарит своему провинившемуся подчинённому подарки?
Слайд 18 Можно ли сказать, что солдат Постников совершил подвиг?
Тогда почему героя
наказали, а обманщика -офицера наградили?
Почему воинское начальство сделало всё,
чтобы скрыть происшествие от Николая I?
Слайд 19И все довольны?
Постников понёс наказание, но остался доволен. Почему?
Чем награждает
Свиньин солдата ?
Как принимает эту награду солдат?
Слайд 20Послесловие: мнение Владыки
…наказание на теле простолюдину не бывает губительно и
не противоречит ни обычаю народов, ни духу писания. Лозу гораздо
легче перенесть на грубом теле, чем тонкое страдание в духе…
Спасение погибающих не есть заслуга, но паче долг. Кто мог спасти и не спас –подлежит каре законов, а кто спас, тот исполнил свой долг.
… Воину перетерпеть за свой подвиг унижение и раны, может быть, гораздо полезнее, чем превозноситься знаком…
Слайд 21Из «Поучения Владимира Мономаха»
мы помним рассуждения о том, как сложно
следовать тем прекрасным и вечным заповедям любви к ближнему, милосердия
и добра, о которых мы читаем в Священном Писании, рискуя своей жизнью, благополучием и карьерой.
Слайд 22В чём смысл названия рассказа «Человек на часах»?
Ведь Лесков называет
героя не «караульным», не «солдатом», а именно «человеком»
Механическое начало, точность,
исполнительность часового механизма
и та лёгкость, с которой действует механизм, для обычного человека оказываются
во сто крат тяжелее
Слайд 23Каково отношение автора к произошедшему?
«Я думаю о тех смертных, которые
любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких
наград за него…
Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа»”
Слайд 24 Подведём итоги
Продолжите предложения
Автор осуждает…
(бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость,
карьеризм)
Автор доволен тем, что…
(среди замуштрованных солдат живо ещё что-то
человеческое)
Слайд 25 Не важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными.
Главное,
чтобы оставались людьми.
Слайд 26
«…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны
всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе
и кругом себя»
(Н.С. Лесков)
Помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра?