Слайд 1Автор – Карась Светлана Владимировна
Город Самара
МОУ Школа № 96
Слайд 2ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
О ДВУХ СПОСОБАХ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ В ЛИТЕРАТУРЕ
Слайд 3СТАТЬЯ «ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
-Почему 19 век называют «золотым веком»
русской литературы?
-В чём особенности романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?
-Перечислите
писателей 19 века, поэтов 19 века, драматургов 19 века
Слайд 5РОМАНТИЗМ
И литературное направление, и особый вид мировоззрения, мировосприятия, мироощущения, заключающихся
в создании собственного идеального мира, отличного от мира реального
Слайд 6РОМАНТИЗМ В РОССИИ
Развивается в начале 19 века как реакция на
рационализм и немотивированный (ни на чём не основанный) оптимизм классицизма
(в основе – разочарование в идеях Просвещения)
Слайд 7РОМАНТИЗМ ПРИШЁЛ В РОССИЮ С ЗАПАДА
Его корни уходят в средневековую
поэзию трубадуров, миннезингеров, воспевающих любовь.
Центры романтизма: В Германии – Йенская
школа, в Англии – Озёрная школа.
Слайд 8
Своих вершин романтизм достигает в первой трети 19 века в
творчестве немецкого писателя Эрнеста Теодора Амадея Гофмана, англичанина Джорджа Байрона
и француза Виктора Гюго
Слайд 9РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
Сильная личность, выше окружающих; это герой одной страсти, одной
идеи – двух идей быть не может; несовместим с обыденным
миром
Слайд 10ДЕЛЕНИЕ СТРАСТЕЙ РОМАНТИКАМИ
Страсти романтики делили на
Слайд 11РОМАНТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
Конфликт между личностью и обществом; неразрешим, несёт с собой
смерть героя
Слайд 12ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА
1) Романтики первыми обращаются к истории (Вальтер Скотт –
создатель жанра исторического романа)
Слайд 13ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА
2) Характеры даны вне истории, история – декорация (Гюго
«Собор Парижской Богоматери»)
Слайд 14ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА
3) Интерес к экзотическому, сильному; к необычной обстановке (для
России это Крым или Кавказ с его страстными и вольными
народами)
Слайд 15ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА
4) Интерес к национальной самобытности, фольклору (Лермонтов «Песня про
... купца Калашникова»)
Слайд 16ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА
5)Особое изображение природы – отказ от подражания ей, провозглашение
права художника на преображение реальности. Романтиков интересует бурная стихия –
море, горы, небо; иногда герой вступает с ней в борьбу
Слайд 17ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА
6) тяготение к фантастике, смешению высокого и низкого, трагического
и комического, к «ночной» стороне движения души, к интуитивному и
бессознательному
7) использование символики (например, небо, море, горы – свобода; тюрьма, келья – неволя, роза – символ быстро увядающей красоты, камень – символ вечности и неподвижности; кинжал или меч – символы борьбы за свободу )
Слайд 18
В русском романтизме выделяют 4 течения:
а) философское (Батюшков, Баратынский, Веневитинов,
Тютчев),
б) гражданско-героическое (Рылеев, Кюхельбекер, Вяземский, Одоевский),
в) элегическое (Жуковский),
г) лермонтовское.
Слайд 19РУССКИЕ ПОЭТЫ-РОМАНТИКИ
Влияние немецкого романтизма (Гёте, Шиллера, Гофмана) на русский романтизм
проявилось в творчестве В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова (излюбленный
жанр – элегия; основа поэзии – мечта о совершенном человеке), П. А. Вяземского, А.А. Дельвига (медитативная лирика)
Слайд 20РУССКИЕ ПОЭТЫ-РОМАНТИКИ
Влияние английского романтизма (Байрона, Шелли, Шатобриана) проявилось в творчестве
молодого А. С. Пушкина (южные поэмы), М. Ю. Лермонтова
Слайд 21ПОЭТЫ-ДЕКАБРИСТЫ
Кюхельбекер -воспевал героев, способных воспитывать высокими гражданскими чувствами)
Рылеев К. Ф.
– суть его поэзии «я не поэт», а гражданин
Баратынский Е.
А.– разделяет идеи декабристов и считает, что человек обречён на вечное разочарование
Слайд 22РУССКИЕ ПОЭТЫ-РОМАНТИКИ
Объединяет их неприятие мира, недовольство им.
Романтические традиции продолжают развиваться
в конце 19 века в творчестве А.А. Фета (поэт переживаний
и впечатлений), А.Н. Майкова, А.К. Толстого, Я. П. Полонского, Ф. И. Тютчева (философское понимание мира)
Слайд 23ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Записи выучить. Прочитать 4 статьи о романтизме в учебнике.
Ответить письменно на вопросы:
1) Чем отличается романтический и реалистический способы
изображения жизни? Приведите примеры.
2) Перечислите наиболее известных писателей-романтиков и романтические произведения русских писателей
3) В чём разница между классицизмом, сентиментализмом и романтизмом? (на менее 3 пунктов)
4) Сравните изображение жизни классицистами и реалистами. Перечислите писателей-реалистов.
5) Приведите примеры объединения двух способов изображения действительности (романтизма и реализма) в русской литературе
Через урок – стихотворение Жуковского наизусть или презентация на тексты стихотворений