Слайд 1
Проектно-исследовательская работа
«Литература и современные подростки»
Работа выполнена
Ученицей 8 «А» класса
Жуйковой Ксенией
Научный
руководитель
Васильева Людмила Васильевна
Учитель русского языка и литературы
2014-2016 г.
Слайд 2Данный исследовательский проект содержит материал двух лет работы. Здесь присутствуют
следующие этапы исследования: выбор темы, постановка цели и задач, гипотезы,
сбор материала, проведение опросов и анкетирований, обобщение полученных данных, выявление закономерностей, подведение итогов работы.
Слайд 3Структура работы (2015-2016)
Тема: Литература и современные подростки
Слайд 4Актуальность темы:
Появление интереса к чтению, знание произведений художественной литературы
– важнейшие условия успеха человека в современном обществе. Чтение сегодня
– способ соответствовать времени, его жестким требованиям. Причем скорость и уровень восприятия чтения нужно все время повышать.
Слайд 5Что я сделала за 2014-2015 годы работы?
в своей работе 2015
года я выяснила, что подростки-семиклассники чаще всего читают «однодневные» произведения
и решила помочь им в приобщении к «сложной» литературе. Я посоветовала им продолжать читать «легкие рассказы» и оставалось только дождаться следующего учебного года. Оказалось, что на пути приобщения к «сложной» литературе появилось множество проблем. Сегодня я расскажу, какие сложности возникли у моих одноклассников, как их решать и чем же закончился этот эксперимент.
Слайд 6Объект исследования:
Литература и современные подростки
Слайд 7Цель исследования (2015-2016):
Выяснить помогли ли
моим одноклассникам советы данной проектно-исследовательской работы в приобщении к более
«сложным» произведениям?
6
Цель исследования(2014-2015):
Выяснить какие есть проблемы у подростков с чтением книг? Каковы причины отказа от классической литературы у современных подростков?
Слайд 8Гипотеза (2014-2015):
В наше время подростки читают книги первого, второго
уровня восприятия литературных произведений, из-за этого снизился уровень развития и
образного мышления
Гипотеза (2015-2016): подростки, Начав в седьмом классе читать «легкие» произведения, в восьмом классе приобщаются к более «сложным» произведениям
Слайд 9Задачи исследования (2015-2016)
-Провести опросы среди учеников 8-ого класса и выяснить
помогли ли им советы «Начинать с простых рассказов», приобщиться к
литературным произведениям 3,4-ых уровней восприятия
-Еще раз разобраться с проблемами, возникающими в процессе приобщения подростков к серьезной литературе
-Выяснить что такое классическая литература
-Найти или написать рецензию на свое любимое произведение
-Выявить свой любимый жанр произведения
-Составить презентацию для более легкого восприятия темы
-Подвести итоги двухгодовой работы, написать вывод
Слайд 10В чем заключается смысл чтения?
Многие полагают, что книги сегодня вытесняются
телевидением, компьютерными играми. Но, безусловно, они книгам не конкуренты. Ведь
в книгах заключены знания человечества. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут. И поскольку объем информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить потребность в новых знаниях, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, то соответственно возрастает и важность приобщения к чтению.
Слайд 11Уровни восприятия литературного произведения
По различию читательских установок и читательского мастерства
можно выделить четыре основных уровня восприятия литературного произведения.
Слайд 12Первый уровень
Определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения. Особенности такого восприятия
были содержательно определены в работах многих ученых: его отличает восприятие
художественного произведения как реальной житейской истории; такое восприятие, будучи непосредственным и эмоциональным, создаёт основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но ещё не является достаточным.
Слайд 13Второй уровень
Характеризуется умением воспринимать особенности художественного произведения как обусловленные авторской
волей, а также формирующимся стремлением размышлять над прочитанным.
Слайд 14Третий уровень
Определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, правильно осмыслять
его в этой целостности, то есть видеть в “сопряжении” художественных
особенностей произведения воплощённый в этом тексте авторский замысел.
Слайд 15Четвёртый уровень
Характеризуется умением воспринимать это произведение в историко-литературном контексте —
как в его связях с современностью и современной художественной культурой,
так и в перекличках с литературной и культурной традицией. Кроме того, этот уровень восприятия произведения характеризуется умением критически оценивать художественные построения автора.
Слайд 16Одной из важных проблем в приобщении подростков к сложной литературе
заключается в том, что взрослые не обращают внимания на интерес
школьников. А ведь именно они должны с детства прививать любовь к литературе.
Слайд 17Что обозначает фраза «сложная литература»?
Мне кажется, что «сложной литературой» для
подростков 7-ого класса является классика. Что такое классика? Классическая
литература - довольно обширное понятие, поскольку к данному виду относятся произведения разных эпох и жанров. Это общепризнанные произведения, считающиеся образцовыми для эпох, в которые они были написаны.
Слайд 18Родительское воспитание мы оставим в стороне. Подростки – бунтари по
натуре, и советы старшего поколения отвергают просто из принципа. Поэтому
разберем явление массовой культуры, которое отражено во всем своем многообразии в сми. Однако постойте, отражена ли?
В 7-ом классе я хотела прочитать «сложное произведение», но не нашла на него рецензий и забросила это дело.
Однако, в последнее время в интернете стало появляться множество сайтов, где любой подросток может просмотреть отзывы и рецензии на интересные ему произведения.
Слайд 19Но так как я исследовала проблемы, возникшие у моих одноклассников
в 7-ом классе, то
ГЛАВНой ПРОБЛЕМой является, то что на тот
момент
Многим просто негде было узнать, что читать. И после нескольких неудачных опытов, зачастую связанных со школьной программой, они действительно могли оставить всякие попытки приобщиться к миру литературы. И тогда, конечно же, проснулись бы СМИ, которые сами мало рассказали о том, как ориентироваться в литературных лабиринтах, однако с удовольствием сообщили всем, что современная молодежь не читает. И, как всегда, преувеличили, добавив: «совсем».
Слайд 20Зато Киноиндустрия «сделала свое дело», «Властелин колец», «Хроники Нарнии», «Гарри
Поттер» вызывают почти у каждого подростка неподдельный интерес. Они начинают
увлекаться этими произведениями и позже благодаря им переходят на более «сложные».
Слайд 21Топ - 10 самых читаемых книг подростками за 2014-2015 год
(уровень восприятия этих произведения чаще всего первый, второй)
1. Сьюзен Коллинз.
"Голодные игры"
2. Джон Грин. «Виноваты звезды»
3. Джеймс Дэшнер. «Бегущий в лабиринте»
4. Джоан Роулинг. "Гарри Поттер и философский камень"
5. Стефани Майер. "Сумерки"
6. Сара Дессен. "Это Колыбельная«
7. Джон Грин. "В поисках Аляски"
8. Джером Д. Сэлинджер. "Над пропастью во ржи«
9. Джоан Роулинг. "Гарри Поттер и узник Азкабана"
10. Стивен Чбоски. "Хорошо быть тихоней"
Слайд 22Топ - 10 самых читаемых книг подростками за 2015-2016 год
(уровень восприятия этих произведения третий, четвертый)
Александр Островский «бедность не порок»
Александр
куприн «куст сирени»
Сборник стихотворений сергея есенина
Екатерина вильмонт «танец с варежкой»
Чак паланик «бойцовский клуб»
6. Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
7. Герберт Джордж Уэллс «Человек-невидимка»
8. Уильям Голдинг «Повелитель мух»
9. Стивен Кинг «Метод дыхания»
10. Иван бунин «темные аллеи»
Слайд 2325
За 2015-2016 годы главным опросом, который удовлетворял все цели моей
работы и подтверждал гипотезу моего проекта, стал : «правда ли,
что в том году вы читали «легкие» произведения, но начав именно с них, перешли к «сложной» литературе?»
Слайд 24«Да, это правда. В том году я читала «легкие» произведения,
но они стали мне быстро надоедать и захотелось читать что-то
более «сложное» и «глубокое», над чем можно было бы задуматься, поразмышлять и извлечь для себя много интересной информации. Благодаря данной работе, я поняла, что если что-то начал, нужно довести это дело до конца. И я счастлива – я с радостью читаю книги великих писателей. Мое любимое произведение – «Граф Монте-Кристо» А.Дюма».
Ульяна Сидорова, ученица 8 «а» класса, 14 лет
Слайд 25-«Да, меня затянули осмысленные рассказы. Я прочитала произведения, от которых
просто невозможно было оторваться. А в том году я и
правда начинала читать «простые» произведения. Но После них меня потянуло на зарубежную классику. Мое любимое произведение «Гордость и предубеждение» Д.Остен».
Анна Вершинина, ученица 8 «а» класса, 14 лет
Слайд 26Вывод
Конечно, подросткам нужно советовать читать классические, проверенные временем книги, но
эти советы вряд ли помогут. Чтобы получить удовольствие от «Дубровского»
надо любить читать, а чтобы полюбить читать надо начинать с увлекательных книг, от которых не оторвешься к компьютеру или телевизору. Потом, когда подросток проникнется чтением, он заинтересуется и более глубокой литературой. А заинтересовать в 10-13 лет очень трудно, поэтому существуют книги, написанные специально для подростков, которые будут интересны и это станет первым шагом в мир литературы.
Слайд 27Гипотеза подтвердилась (2015-2016 годы) - И вот он результат! Большинство
из моих одноклассников, начиная в 2013-2014 году читать «простую» литературу,
за один год приучились к более «сложным» произведениям. Как оказалась, важнее всего: начать читать с увлекательных книг и переходить на более трудные, а если начать с чего-то сложного и непонятного, то интерес быстро пропадет и тогда начнется полное падение уровня развития и образного мышления.
Слайд 28Основные пути решения главной проблемы, поставленной в проекте (краткое повторение)
1.В
средствах массовой информации необходимо побольше и почаще рассказывать подросткам о
том, книги каких писателей следует выбирать для чтения.
2. Необходимо ввести чтение в моду, сделать начитанность признаком высшего общества.
3. Запустить как можно больше интернет – ресурсов, посвященных молодежи и чтению, где подростки могли бы общаться, делиться отзывами, комментировать рецензии, знакомиться с текстами произведений.
4. Родителям необходимо воспитывать у подростков культуру чтения: если начал, дочитай до конца; книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу и не заглядывая в ее конец.
5. В доме обязательно должна быть библиотека, которая периодически пополняется. (Домашняя библиотека должна быть ориентирована на интересы подростка).
Слайд 29Данный проект был реализован
-на классном часу в 8 «А»
классе
-опубликован на сайте презентаций, где каждый желающий может познакомиться с
данной проектно-исследовательской работой