Слайд 1МБОУ СОШ с Бахтыбаево
Творческая презентация
Выполнила ученица 11 класса Никитина Диана
Бахтыбаево
2011г.
Литературная
классика 20 века:
полюсы добра и зла.
Слайд 2План:
характеристика эпохи
Разделы по искусству
представители
Слайд 3Характеристика эпохи
Условной мировой чертой , за
которой открылся «настоящий 20 век», принято считать Первую мировую войну
1914-1918 гг. Как прозорливо писал Томас Манн, «это историческая веха, отметившая конец одного мира и начала чего-то совершенно нового». В сфере политической истории «новое» обнаружило себя очень быстро: в революционных кровавых переворотах, братоубийственных распрях, тоталитаризме и фашизме, ужасах Второй мировой войны, постоянной угрозе уничтожения всего живого на планете «мирным атомом» и мрачных предсказаниях экологической катастрофы.
Рухнула вера в разумность исторического процесса, в целесообразность поисков гуманного миропорядка, основанного на освещенных в веках христианских заповедях.
Слайд 4 Западная культура оказалась на краю бездны,
куда были низвергнуты основные нравственные устои, понятия совести, части, добропорядочности,
милосердия, любви.
Вторая половина 20 века изменила облик планеты, иной стала и художественная культура. Многие представители довоенной плеяды писателей еще верили в «общечеловеческое братство», провозглашали необходимость творения «нового искусства для нового общества» (Ромен Роллан), перспективы которого связали с социалистической идеей.
Слайд 5Разделы по искусству
Одним из ведущих модернистских
направлений в литературе 20 века экзистенциализм (от лат. exsistentia-существование).
Экзистенциализм возник в философии в 20-е гг. 20 века. Согласно этому учению человек, обреченный в мире на одиночество, может постичь свою сущность, лишь став абсолютно свободным от общественных предписаний и норм поведения, но и то иллюзорно, поскольку изначально приговорен к неизбежному исчезновению.
Модернистский способ познания действительности был отнюдь не единственным в литературе 20 в. Ее традиционная ветвь блестяще представлена жанром «интеллектуального романа». Это название принадлежит Томасу Манну.
Слайд 6 Писатель был уверен, что перелом, произошедший в общественном
сознании после Первой мировой войны, обострил необходимость углубленно-точного анализа действительности.
Этот процесс «стирает границы между наукой и искусством, влияет живую пульсирующую кровь в отвлеченную мысль, одухотворяет пластический образ и создает тот тип книги, который… может быть назван интеллектуальным романом», -заметил он в одной из статей.
литература второй половины 20 века развивается на фоне альтернатив «массовой культуры» и модернистской «элитарной» словесности. Этот период принято называть постмодернистским, поскольку классика ушла в прошлое, но «распад ценностей мира» все еще остается в поле зрения писателей.
Слайд 7Представители
С именем Альбера Камю (1913-1960) в
эссеистику, прозу и драматургию вошли образы, говорящие о всевластии смерти,
абсурдности жизни. Его повесть-«Посторонний», эссе-«Миф о Сизифе», где раскрыл идею бессмысленности жизни; роман-«Чума» написан в жанре хроники.
Главой французских экзистенциалистов считается писатель, философ и публицист Жан Поль Сартр (1905-1980). Известность пришла к Сартру с публикацией романа «Тошнота»(1938). Роман написан в форме дневника. Его пьесы-притчи это: «Мухи» и «Дьявол Господь Бог», пьеса: «Грязные руки»
Слайд 8 Признанным классиком английского модернизма является Джеймс
Джойс (1882-1941). Огромное влияние на развитие мировой культуры оказал роман
«Улисс» (1922).
Уникальную страницу в художественной культуре 20 века составляет «интеллектуальные романы» Германа Гессе (1877-1926). В 1927 годы вышел его роман «Степной волк», где, по утверждению автора, он предсказал опасность фашизма.. В романе «Игра в бисер» нарисована действительность, которая практически не существует.
Слайд 10заключение
Итак, к концу 20 века художественная культура
оказалась в тисках коммерциализации, «новая религия» которой рождена идеалами накопительства
и наживы. Поэтому нравственная энергия, изучаемая гениальными книгами времен Шекспира или Гете, вызывает сегодня более горячий отклик в сердцах людей, нежели эксперименты со словом современных литераторов. В преодолении внутренней разобщенности, хаоса, растерянности, в обретении человечности видится путь новой литературной традиции 21 века.