Слайд 1Литературное образование и литературное развитие младших школьников
Подготовила: учитель начальных
классов
Желтухина В. А.
Слайд 2
На сегодняшний день в России большое внимание уделяется качеству
литературного образования. Значительное место в образовании отводится начальной школе.
Главной целью литературного образования является пробуждение нравственного сознания, развитие личности, способной не только потреблять, но и создавать культурные ценности.
Литературное образование в начальной школе всегда способствовало духовному воспитанию через приобщение обучаемых к искусству слова. Значительных успехов достигла методика литературы в области разработки теории и практики анализа художественного произведения в исследованиях (Г.И. Беленького, Т.Г.Браже, Г.Н.Ионина, М.Г.Качурина, Т.Ф.Курдюмова, В.Г, Маранцман, З.И.Реэ),в изучении проблем литературного развития школьников (В.Г.Маранцман, Н.Д.Молдавской). В изучении проблем формирования читательских умений (Л.Я.Гришиной, Н.Я. Мещеряковой, А.М.Сафоновой и др.).
Слайд 3
За последнее десятилетие методисты, литературоведы, психологи предложили целый ряд
интересных концепций и программ литературного образования младших школьников, построенных на
разных основаниях, но объединенных общей идеей развития личности, воспитания читателя в исследованиях (Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеева, О. В. Джежелей, М.Г.Качурина, Л. Ф. Климанова и В. Г .Горецкого, Г.Н. Кудиной и З. Н. Новлянской , В.А. Левина, 3.И.Романовской, Л. Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко). Существует множество преимуществ литературного образования в начальной школе. Которое заключается, прежде всего, в формировании основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Формирование художественного и эстетического вкуса
Слайд 4
Актуальность исследовательской работы обусловлена тем, что литературное образование в начальных
классах закладывает фундамент в развитии личности обучаемых, формируя у них
духовные, эстетические и нравственные ценности.
Цель работы исследовать качество литературного образования в начальной школе.
Объект исследования литературное образование в начальной школе.
Предмет исследования качество литературного образования.
Слайд 5
Задачи исследования:
1) Раскрыть сущность понятий литературное образование, качество образования
в контексте новых требований.
2) Охарактеризовать содержание литературного образования в
начальной школе.
3) Проанализировать эффективность педагогических условий, изучить качество литературного образования.
Проблема исследования заключается в эффективности литературного образования в начальной школе.
Слайд 6
Гипотеза исследования – литературное образование младших школьников будет эффективнее при
соблюдении следующих педагогических условий: проведение курса «Литературное чтение», использование специально
подобранных упражнений, направленных на развитие техники чтения;
при чтении на воссоздающее воображение учащихся. Освоение обучаемыми эстетического уровня художественных произведений, воспитание читательского интереса. Процесс создания творческих работ. Изучение литературоведческой терминологии. Изучение фольклорного материала.
Слайд 7
Литературное образование - это изучение художественных произведений с учетом литературоведческого
этно-филологического и историко-культурного компонента.
Слайд 8
Функции литературного образования:
эстетическая
расширенное конкретно-чувственное освоение
мира
познавательная
идеологическая
воспитательная.
Слайд 9
Известный советский психолог – Н. С. Лейтес утверждает: свежесть, острота
восприятия младших школьников, направленность их умственной активности на то, чтобы
повторить, внутренне принять действия окружающих, подражательность– таковы в эту пору возрастные условия психического развития. Непосредственная отзывчивость, лёгкость пробуждения активности – важнейшие условия процесса обучения в этом возрасте. На этом основании психология и указывает на огромные потенциальные возможности детства. Ранний возраст – самое благодатное время для развития.
Слайд 10
В младшем школьном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения
школьника, моральных, идейных и политических представлений, обогащения мира его чувств,
эстетических переживаний, развития его способностей и интересов. Направленность общего развития ребёнка обусловлена, прежде всего, характером обучения. Обучение должно вести за собой развитие.
Слайд 11
Особо важное значение для развития младших школьников имеет рациональная постановка
преподавания чтения. Наряду с чувственной формой познания чтение в период
начального обучения является одним из главных средств открытия мира. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры