Слайд 1«Лошадь в русской литературе как мерило нравственности человека».
Исследовательская работа
по литературе
Выполнила: Куличкина О.
Руководитель: Антосюк Л.М.
ТЮЛЬГАН
2006
Слайд 2 Актуальность:
Вся русская литература
высоконравственна. Она учит добру, любви. В том числе ко всему
живому. Но сейчас человек утрачивает нравственные качества. Необходимо остановить человека, чтобы он внимательно к себе присмотрелся. Это помогает сделать образ лошади в художественной литературе.
Проблемы:
- для чего в литературе используется образ лошади?
- как показано это животное в произведениях?
- что о самом человеке говорит присутствие в произведениях этого животного?
Слайд 3 Цель:
Отобрать
произведения, определить значимость образа лошади в произведениях, определить, что о
человеке говорит образ лошади в произведениях.
Гипотеза:
Если в произведениях присутствует образ лошади, то через этот образ автор хочет показать нравственное состояние человека.
Слайд 4Задачи:
-прочитать найденные произведения,
-проанализировать, выделить проблемы,
-найти параллели в изображении лошади и
человека
-определить нравственные уроки, которые даёт автор читателям через образ лошади.
Слайд 5Положительное отношение
человека к лошади
Лошадь -
помощник человека в хозяйственных делах
Лошадь используется в перевозке больших грузов
Лошадь - друг человека
Слайд 6Отрицательное отношение человека к лошади
Лошадь-источник добычи материальных благ
Люди
заставляют лошадей участвовать в скачках, лошади часто гибнут
Люди продают лошадей
за деньги, извлекая выгоду
Слайд 7Лошадь чувствует как человек, имеет характер
Лошадь может
баловаться
грустить радоваться
хитрить резвиться плакать сожалеть
Слайд 8Характеристика лошадей в рассказах
«Изумруд»: конь резвый, поджарый, весёлый, жизнерадостный.
Человек: жадный,
настойчивый, злой.
«Холстомер»: конь весёлый, жизнерадостный, резвый, смелый, а иногда грустный,
поникший, расстроенный.
Человек: злой, коварный, вечно недовольный.
«Тоска»: ЛОШАДЬ грустная, поникшая, понимающая.
Человек: грустный, расстроенный, печальный.
Слайд 9Лошадь, как и человек, проживает жизнь. У неё есть детство,
молодость, старость.
В детстве: молодости:
старости:
маленькая резвая спокойная
беззащитная озорная вдумчивая
игривая неугомонная уработанная
неуклюжая строптивая усталая
смешная прыткая степенная
ласковая ретивая вялая
доверчивая кокетливая слабая
шаловливая трудолюбивая
Слайд 10 «Сивый мерин»
конь думает
тяжело
вздыхает
осторожно тёплыми губами берёт корку хлеба
из его глаз
выкатилась одинокая старческая слеза
он седой
добродушно ржёт
Слайд 11«Как дядя рассказывал про то,
как он ездил верхом»
ЛОШАДЬ
Измучена стара насилу дышит
ЧЕЛОВЕК
ему стало стал просить стал целовать
жаль прощения её в шею
мерина
Слайд 12 «Холстомер»
Мерин выражает неудовольствие, эмоции
Мерин
всегда был мучеником и шутом
Старость бывает величественная, бывает
гадкая, бывает жалкая.
Слайд 13 Выводы:
-человек и
животное - это часть природы, они равноправны
-лошадь всегда полезна человеку,
и в художественных произведениях это видно
-отношение человека к лошади показывает нравственные качества человека: злой он или добрый, ответственный или равнодушный, заботливый или бездушный.
Слайд 14 Наши рекомендации:
*если вы имеете животное, вы ответственны
за него,
*животное рядом с вами показывает, каковы вы
*изучите его характер
и полюбите животное,
*читайте больше произведений о животных, писатели откроют вам много интересного и полезного о них и о вас самих