Слайд 1М. Горький
Случай с Евсейкой
Литературное чтение, 3 класс,
Школа России
Кулькина Людмила
Владимировна
МКОУ Даньковская ООШ
Подгоренского района
Воронежской области
Слайд 2Максим Горький
(Алексей Максимович Пешков)
(1868-1936)
Псевдони́м (греч. ψευδής — ложный + όνομα — имя) — вымышленное имя, используемое
человеком в публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного
в официальных документах)
Писатель родился
в 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра. Вскоре после его рождения умирает его отец, и мать отдает мальчика на воспитание деду, своему отцу. О суровом и безжалостном воспитании в этой семье писатель позже расскажет в своей автобиографической повести «Детство». В семье деда мальчика никто не любил, кроме бабушки Акулины Ивановны. Бабушка была добрая, именно она приобщила будущего писателя к народным песням и сказкам. Но самое главное – бабушка заменила ему мать. Учиться в школе Алёше не пришлось – он должен был работать. Он был прислугой и посудомойкой, работал в магазине обуви, учеником чертёжника, учеником повара на пароходе. Горький прожил трудную жизнь, хотя всегда был «читаемым и почитаемым». Он писал произведения не только для взрослых, но для детей.
Слайд 4
История рассказов
и сказок Горького для детей начинается необычно: с землетрясения. Оно
случилось 15 декабря 1908 года на юге Италии. Началось землетрясение ранним утром. Все крепко спали. Через несколько минут город Мессина уже лежал в развалинах. Тысячи людей погибли. Было много раненых. Наутро в Мессину приехал Горький. В ту пору он жил неподалёку, на острове Капри. Работал там и лечился.
«А что я могу сделать для пострадавших?» – думал писатель.
В руках Горького было могучее оружие – слово. Читатели в разных странах прислушивались к его слову. Горький обратился ко всему миру: придите на помощь Италии. Люди откликнулись на его призыв. В Мессину стали присылать деньги и вещи.
Слайд 5 Однажды из России прибыли деньги
и письмо, написанное детским почерком. Неизвестные малыши писали: «Пожалуйста, передайте
наши деньги… писателю Максиму Горькому для мессинцев». Письмо было подписано: «Школа шалунов».
Откуда эти шалуны взяли деньги? Они заработали их сами, поставили спектакль, а билеты продали.
Горький ответил:
«Дорогие дети! Я получил собранные вами для мессинцев деньги и сердечно благодарю вас за всех, кому вы помогли. От души желаю для вас, хорошие маленькие люди, – будьте всю жизнь так же чутки и отзывчивы к чужому горю. Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям!..»
Слайд 6 Между писателем и детьми завязалась переписка.
Мальчик Боря написал: «Дядя Алёша! Я тебя люблю… Напиши нам
рассказ про воробьишку. И ещё напиши нам какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу…»
Горький выполнил просьбу одного из шалунов: написал и про воробьишку, и про юного рыболова.
Слайд 7Всего им создано шесть сказок: «Утро» (1910), «Воробьишко» (1912), «Случай
с Евсейкой» (1912), «Самовар» (1913), «Про Иванушку-дурачка» (1918), «Яшка» (1919)
Слайд 8 Сказка «Случай с Евсейкой» была впервые опубликована
в 1912 г. в журнале «День». В сказке заключён обширный
познавательный материал, поданный поэтично, в занимательной и доступной детям форме.
«Случай с Евсейкой» – прекрасный образец литературной сказки особого типа – научно-познавательной.
Слайд 9Словарная работа
Авиатор – специалист по управлению, вождению
и обслуживанию летательных аппаратов.
Слайд 10Словарная работа
Кларнет – деревянный духовой язычковый музыкальный
инструмент.
Слайд 11Словарная работа
Актинии «похожи на вишни, рассыпанные
на камнях» – коралловые полипы, напоминающие фантастические цветы.
Слайд 12Словарная работа
Лангуст «ворочает глазами на ниточках»
– морское животное, ракообразное.
Слайд 13Словарная работа
Голотурия, «похожая на плохо нарисованного поросёнка»
– морское беспозвоночное животное типа иглокожих.
Слайд 14Словарная работа
Сепия похожа на «мокрый носовой платок»
– каракатица.
Слайд 15Словарная работа
Сифонофоры – морские животные размером от
1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики),
служащие для поимки добычи.
Слайд 16Использованные ресурсы:
http://nkozlov.ru/print/library/s318/d3728/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC
https://yandex.ru/images/
Источник шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ
лицей №21
г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/