Слайд 1Михаил Булгаков
Повесть «Собачье сердце»
Слайд 2 Михаил Афанасьевич
Булгаков (1891-1940)
Слайд 3Ц е л и :
Расширить понятие о сатире.
Прояснить цели булгаковской
сатиры.
Показать мастерство и гражданское мужество писателя.
Слайд 4Эпиграф
«Собачье сердце»-
шедевр булгаковской сатиры.
Сатира
Булгакова – умная и зрячая.
В.Сахаров
Слайд 5Словарная работа
Сатира(лат.satira)-способ проявления комичес-
кого в искусстве, состоящий в уничтожающем осмея-
нии
явлений, которые представляются автору пороч-
ными. Сила сатиры зависит от социальной
значимос-
ти занимаемой сатириком позиции, от эффективнос-
ти сатирических методов.
Слайд 6Предмет сатиры-человек, его пороки.
ирония
юмор
сарказм
виды сатиры
Слайд 7Приведите в соответствие
ирония
юмор
сарказм
Тонкая, скрытая насмешка;
несоответствие положительного значения и отрицательного
подтекста
Язвительная, жестокая ироническая насмешка
Добродушно-насмешливое отношение
к чему-либо; беззлобное и веселое вышучивание
Слайд 8Сатирики
Иван Андреевич Крылов
Николай Васильевич Гоголь
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Михаил Михайлович Зощенко
Аркадий Тимофеевич
Аверченко
Надежда Александровна Тэффи
Ильф (Илья Арнольдович Файнзильберг) и
Петров(Евгений
Петрович Катаев)
Слайд 9М А. Булгаков (1891-1940)
3(15) мая1891 г.- родился в Киеве в
семье преподавателя духовной академии.
1916г.- закончил медицинский факультет
Киевского университета.
1916-1917 гг.- работал
в качестве земского
врача в Смоленской губернии.
1921 г.- приехал в Москву на постоянное жительство. Работал в газете «Гудок».
С 1930 г. начал работать в театрах МХАТ и
ГАБТ.
1940 г.- умер от болезни почек.Похоронен в Москве
на Новодевичьем кладбище.
Слайд 10Произведения М.А.Булгакова
«Записки юного врача»
«Записки на манжетах»
Рассказ «Дьяволиада»
Роман «Белая гвардия»(пьеса «Дни
Турбиных»)
Повесть «Роковые яйца»
Повесть «Собачье сердце»
Пьеса «Зойкина квартира»
Пьеса «Бег»
Пьеса
«Багровый остров»
Пьеса «Мертвые души»(по поэме Гоголя)
Пьеса «Мольер»
Роман «Мастер и Маргарита»
Слайд 11Повесть «Собачье сердце»
Написана в 1925 году.
Напечатана в 1987 году.
Почему повесть напечатана только через 62 года?
Отзыв Л. Б.
Каменева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя»
Памфлет- злободневное публицистическое произведение обличительного характера
Слайд 12«Собачье сердце»(«Чудовищная история»)
С чего начинается произведение?
Чьими глазами мы видим мир?
Как
изображена в повести общественно-политическая ситуация в России 20-годов?
Что вы можете
сказать о Шарике? Случайно ли ,на ваш взгляд, имя, выбранное для собаки,-Шарик?
Сравните образы Шарика –бродячего пса и Шарикова- «начальника по очистке».Какие чувства они вызывают?
Какие художественные детали использует автор при создании образов Шарикова, Швондера, Пеструхина?
Почему квартира профессора Преображенского не подвергалась уплотнению?
Какие художественные детали использует автор при создании образов профессора Преображенского, доктора Борменталя?
Слайд 13Рассуждаем вместе.
Что говорит о характере и образе жизни профессора Преображенского
обстановка в квартире?
Какого рода помощь оказывал пациентам профессор Преображенский?
Какова композиция
повести, из каких частей она состоит?
Какую оценку состоянию общества дает Преображенский? В чем , по его мнению, причина разрухи?
Какую роль играют сцены пения?
Приведите сравнительный анализ описаний жизни в калабуховском доме до революции и после.
Как сложилась судьба Шарика? Изменился ли его образ мыслей после возвращения в первоначальное состояние?
Слайд 14Композиция повести
Композиция кольцевая:
завязка(монолог Шарика);
развитие действия(Шарик у профессора, операция,очеловечивание собаки);
кульминация(бесчинства Шарикова);
развязка(возвращение
Шарика в прежнее состояние);
эпилог(Шарику «свезло»).
Слайд 15Рассуждаем вместе
Как, по вашему мнению, может сложиться дальнейшая жизнь профессора
Преображенского и доктора Борменталя. Обоснуйте свои предположения.
Какова роль образов прислуги
в повести?
Приведите примеры антитезы в повести.
Почему повесть вызвала противоречивые оценки? Почему запрет на её издание был столь длительным(60 лет)?
Выскажите свое отношение к профессору Преображенскому, доктору Борменталю, Шарикову, Швондеру и другим героям.
Дайте возможные варианты толкования повести «Собачье сердце».
Слайд 16Антитеза в повести
Шарик - Шариков;
Преображенский - Швондер;
Калабуховский дом до и
после революции;
Шарик в начале и в конце повести
Слайд 17Клим Чугункин-
пьяница, люмпен-пролетарий
Пес-дворняга Шарик
милый, добродушный,
наблюдательный
Полиграф
Полиграфович
Шариков
тело
гипофиз
Свойства пса
свойства Клима
Очеловечивание собаки
Слайд 18Шарик+Клим Чугункин=Полиграф Полиграфович Шариков
В ходе очеловечивания собаки милый и добродушный
пес Шарик воспринимает худшие черты своего
человеческого донора,люмпен-пролетария Клима Чугункина и
превращается в зловещую фигуру Полиграфа Полиграфовича Шарикова
Слайд 19Чьё влияние сильнее?
Преображенский-создатель(врач, профессор, всемирно известный ученый)
Действует хирургичес-
ким путем(физическое насилие)
Швондер-идеолог(экспроприа-
тор,девиз:»Грабь
награбленное!»)
Действует с помощью слова(духовное наси-
лие)
Полиграф
Полиграфович
Шариков
Слайд 20Антагонисты:
Задача Преображенского: Логика
Швондера:
-пересадка органов с целью - труженик- тот,
кто ничего не
продлить период жизненной имеет,
активности человека, - зачем работать, если можно
-улучшение человеческой по- отнять,
роды(отсюда «говорящая» -любой пролетарий- хозяин
фамилия героя) жизни в силу своего происхож-
дения
Слайд 21Результаты воздействия Швондера на Шарикова
Разруха в доме профессора(вместо того
чтобы заниматься лечением пациентов,
профессор Преображенский и доктор
Борменталь заняты Шариковым).
Шариков требует у доктора часть жилплощади и прописку.
Шариков устраивается в контору по истреблению кошек.
Слайд 22Вывод.
Все заняты делом, но не своим.
Бессмертны крыловские слова:
«Беда, коль пироги
начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».
Эксперимент профессора не удался.
Учёный пришёл к выводу, что
Шариков- насилие над природой.
Слайд 23Вывод.
Также и революционный эксперимент
большевиков обречён на неудачу.
Воспитать чувство уважения к личнос-
ти, чувство собственного достоинства,
осознанное отношение к происходя-
щему возможно только при постепен-
ном, эволюционном развитии общес-
тва, при кропотливой просветительской и
культурной работе интеллигенции.