Слайд 2МАКСИМ ГОРЬКИЙ –
настоящее имя
АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ПЕШКОВ русский
писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX
и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам, «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализма
Слайд 3Алексей Пешков родился в Нижнем Новгороде в семье столяра Рано
осиротев, детские годы провёл в доме своего деда Каширина. С
9 лет вынужден был идти «в люди»; работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и т. д.
Слайд 4 Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) — сын
солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим
пароходной конторой, умер от холеры.
Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) — из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).
Слайд 5 Настоящего образования Горький не получил,
закончив лишь ремесленное училище. Попытка поступить в Казанский университет оказалась
неудачной. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» — сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».
Слайд 6Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний.
В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в
революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.
Слайд 7 РАННИЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОРЬКОГО
Горький
начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним
М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией — А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью Чехова и Толстого
Слайд 8С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о
Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой
читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни». Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 — начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом
Слайд 9 Общественная позиция Горького была радикальной.
Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай 2 распорядился
аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В.И.Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.
Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И.А.Бунин, Л.Н.Андреев, А.И.Куприн, В.В.Вересаев, Е.Н.Чириков, Н.Д.Телешов, А.С.Серафимович и др.
Слайд 10 Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени
обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном
театре(1902; играли Станиславский, В.И.Качалов, И.М.Москвин, О.Л.Книппер-Чехова и др.)
В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького — «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) — не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.
Слайд 11 ГОРЬКИЙ МЕЖДУ ДВУХ РЕВОЛЮЦИЙ
(1905-1917)
После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри
(Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), цикл рассказов «По Руси» (1912-17). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908),высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».
Слайд 12Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она
символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой
он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий.
Слайд 13 ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ
МАКСИМА ГОРЬКОГО
Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В «Несвоевременных мыслях» (цикл
статей в газете «Новая жизнь»; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922).
Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.)
Слайд 14Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как
организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств»
(коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.
С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой. Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36).
Слайд 15 ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОРЬКОГО
В СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в
связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства — фактах, о которых Горький не мог не знать.
Слайд 16Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство
заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий:
издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.
Слайд 17 Смерть Горького была окружена атмосферой
таинственности, как и смерть его сына — Максима Пешкова. Однако
версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.
Слайд 18Романы
1899 — «Фома Гордеев»
1900—1901 — «Трое»
1906 — «Мать» (вторая редакция
— 1907)
1925 — «Дело Артамоновых»
1925—1936— «Жизнь Клима Самгина»
Повести
1908 — «Жизнь
ненужного человека».
1908 — «Исповедь»
1909 — «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».
1913—1914— «Детство»
1915—1916— «В людях»
1923 — «Мои университеты»
БИБЛИОГРАФИЯ М.ГОРЬКОГО
Слайд 19Рассказы, очерки
1892 — «Макар Чудра»
1895 — «Челкаш», «Старуха Изергиль».
1897
— «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов».
1898 — «Очерки и
рассказы» (сборник)
1899 — «Песня о Соколе» (поэма в прозе), «Двадцать шесть и одна»
1901 — «Песня о буревестнике» (поэма в прозе)
1903 — «Человек» (поэма в прозе)
1913 — «Сказки об Италии».
1912—1917— «По Руси» (цикл рассказов)
1924 — «Рассказы 1922—1924 годов»
1924 — «Заметки из дневника» (цикл рассказов)
Слайд 20Пьесы
1901 — «Мещане»
1902 — «На дне»
1904 — «Дачники»
1905 — «Дети
солнца», «Варвары»
1906 — «Враги»
1910 — «Васса Железнова» (переработана в декабре
1935-го)
1930—1931 — «Сомов и другие»
1932 — «Егор Булычёв и другие»
1933 — «Достигаев и другие»
Публицистика
1906 — «Мои интервью», «В Америке» (памфлеты)
1917—1918 — цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь» (в 1918 вышел отдельным изданием)
1922 — «О русском крестьянстве»