Разделы презентаций


Малые жанры фольклора 5 класс

Содержание

Русский фольклорВ. М. Васнецов. Гусляры Фольклор (искусство народа) происходит от английских слов folk – народ, lore – мудрость, знание, то есть народная мудрость.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Малые жанры фольклора
5 класс
Подготовила: Л. А. Криницина, учитель русского языка

и литературы
МОУ «Лицей №46», г. Новокузнецк

Малые жанры фольклора5 классПодготовила: Л. А. Криницина, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №46», г. Новокузнецк

Слайд 2Русский фольклор

В. М. Васнецов. Гусляры
Фольклор (искусство народа)

происходит от английских слов folk – народ, lore – мудрость,

знание, то есть народная мудрость.
Особый раздел народного поэтического творчества составляет детский фольклор.

Русский фольклорВ. М. Васнецов. Гусляры   Фольклор (искусство народа) происходит от английских слов folk – народ,

Слайд 3Малые жанры фольклора









колыбельная
пестушка
потешка
закличка
приговорка
считалка
скороговорка
загадка

Малые жанры фольклораколыбельнаяпестушкапотешказакличкаприговоркасчиталкаскороговорказагадка

Слайд 4Колыбельная песня
Уж ты, котичка-коток,
Котик – серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку

качать;
Уж я серому коту
За работу заплачу:
Дам кувшин я молока
Да кусочек

пирога.
Уж ты ешь, не кроши, ,
Больше, серый, не проси!

Колыбельная песняУж ты, котичка-коток,Котик – серенький лобок,Приди, котик, ночевать,Мою деточку качать;Уж я серому котуЗа работу заплачу:Дам кувшин

Слайд 5Пестушки и потешки
Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые

сознательные движения ребенка.
Потешки – песенки и стишки к первым играм

ребенка.

Пестушки и потешкиПестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.Потешки – песенки и стишки

Слайд 6
1. Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребенка

и припевают:


Потягунюшки, поростунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками: топ, топ!
Глазками: хлоп,

хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает.


Задание. Определите жанр фольклора

2. Когда ребенок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:

Потешка

Пестушка

1. Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребенка и припевают:Потягунюшки, поростунюшки!Роток-говорунюшки,Руки-хватунюшки,Ноги-ходунюшки.Идет коза рогатая,Идет коза бодатая:Ножками:

Слайд 7Заклички и приговорки
Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге,

дождю, птицам.
Приговорки – словесные обращения к улитке, жучкам, передразнивание птиц,

слова, приговариваемые при скакании на одной ноге.

Заклички и приговоркиЗаклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.Приговорки – словесные обращения к улитке,

Слайд 8Закличка
Дождик, дождик, пуще –
Дай хлеба гуще!

ЗакличкаДождик, дождик, пуще –Дай хлеба гуще!

Слайд 9Приговорка


Божья коровка,
Вёдро иль ненастье?


Если жучок полетит – к вёдру,

а если нет, погода не изменится;
если коровка поползет, будет

ненастье.
Приговорка Божья коровка,Вёдро иль ненастье?Если жучок полетит – к вёдру, а если нет, погода не изменится; если

Слайд 10Считалка

- Заяц белый,
Куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
-

Лыки драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Родион.
Выйди вон.

Считалка- Заяц белый,Куда бегал?- В лес дубовый.- Что там делал?- Лыки драл.- Куда клал?- Под колоду.- Кто

Слайд 11Скороговорки
Вся прелесть скороговорки в том, что

сразу ее не повторишь. Звуки меняются местами, путаются, повторяются, словно

играют с нами. Скороговорка развивает артикуляционный аппарат, помогает освоить и ощутить красоту чистой и внятной речи, произносится в ускоренном темпе.


Скороговорки    Вся прелесть скороговорки в том, что сразу ее не повторишь. Звуки меняются местами,

Слайд 12Загадка – любимый жанр фольклора у детей и взрослых. Загадка

никогда не называет прямо предмет или явление.
Большинство загадок построено на

метафоре: она усиливает признак предмета – отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчетливым.
Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит.

Загадка



Солнце

Туча

Река

Сердце

Загадка – любимый жанр фольклора у детей и взрослых. Загадка никогда не называет прямо предмет или явление.Большинство

Слайд 13Словарь

Метафора (с греч. – перенос) – переносное значение слова, основанное

на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому

СловарьМетафора (с греч. – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или

Слайд 14Как «сделана» загадка
Метафора
Метафора
Олицетворение
Звуковой образ
Сравнение
Прямой вопрос
Белые хоромы, красные подпоры
Кланяется, кланяется,
придет

домой – растянется
Зубастый зверек грызет с визгом дубок
Пять ларчиков –

пять чуланчиков

Кто бежит без провода?

Гусь

Топор

Пила

Перчатка

Река

Как «сделана» загадкаМетафораМетафораОлицетворениеЗвуковой образСравнениеПрямой вопросБелые хоромы, красные подпорыКланяется, кланяется, придет домой – растянетсяЗубастый зверек грызет с визгом

Слайд 15Попробуем составить загадку про снег.
Какой он?
Можно слово «снег»

заменить другим:

Мы говорим: снег идет, лежит, покрывает землю.

Из этих признаков можно сделать такую загадку:

Но это слишком легко отгадывается, все признаки указаны, не над чем задуматься. А если так:

Уже лучше: есть характерное для загадки перечисление предметов, на которые снег похож, есть неожиданность – идет без ног.


белый

холодный

пушистый

одеяло

ковер

покрывало

Белое пушистое одеяло всю землю укрыло.

Белый, а не мел, пушистый, а не кот, нет ног, а идет?

Сочиняем загадку

Попробуем составить загадку про снег. Какой он? Можно слово «снег» заменить другим: Мы говорим: снег идет, лежит,

Слайд 16Карточка №1
Карточка №2
Карточка №3
Карточка №4

Практическая работа
Приведите примеры загадок, которые указывают

на

Карточка №1Карточка №2Карточка №3Карточка №4Практическая работаПриведите примеры загадок, которые указывают на

Слайд 17Карточка №1
Приведи примеры загадок, которые загадывают в сказках.

Карточка №1Приведи примеры загадок, которые загадывают в сказках.

Слайд 18Карточка №2
Объясни загадку. С какими древними представлениями эта загадка может

быть связана?
Еду-еду, следу нету,
Назад оглянусь – смерти боюсь.

Карточка №2Объясни загадку. С какими древними представлениями эта загадка может быть связана?Еду-еду, следу нету,Назад оглянусь – смерти

Слайд 19
Загадка раньше была связана с тайной речью. Тот, кто умел

их разгадывать, владел тайной речью и имел ключ к пониманию

устройства всего во вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием.


Загадка раньше была связана с тайной речью. Тот, кто умел их разгадывать, владел тайной речью и имел

Слайд 20Карточка №3
Используя законы жанра, придумай загадки о предметах одежды, музыкальных

инструментах, кушаньях и др.

Карточка №3Используя законы жанра, придумай загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др.

Слайд 21Карточка №4
Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они

были узнаваемы

Карточка №4Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы

Слайд 22Задание на «5». Определите, к какому виду малых жанров фольклора

относятся приведенные тексты
Приди, киса, ночевать, приди Васеньку качать.
Уж дождь дождем,

поливай ковшом.
Висит сито, не руками свито.
Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко.
Пришел Прокоп, кипит укроп,
Ушел Прокоп, кипит укроп,
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.

Колыбельная

Приговорка

Загадка

Закличка

Скороговорка

Задание на «5». Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведенные текстыПриди, киса, ночевать, приди Васеньку

Слайд 23Использованные материалы
Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по

литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
Литература. 5 класс.

Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
Михайлова И. М. Литература. Рабочая тетрадь к учебной хрестоматии М. Б. Ладыгина и др. Часть первая. 5 класс.- М. : Дрофа,1997.
Школьная риторика. 5 класс. Часть 2. Под редакцией Т. А. Ладыженской.- М.: Баланс ЛТД, 1998.
Интернет-ресурсы:
http://it-n.ru http://it-n.ru, http://school-collection.edu.ru http://it-n.ru, http://school-collection.edu.ru, http://window.edu.ru
Использованные материалыЗолотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика