Слайд 1МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Слайд 2Цель: изучение малых жанров фольклора как средства развития речи дошкольников.
Слайд 3Задачи:
1. Рассмотреть особенности фольклора как вида народнопоэтического творчества;
2. Охарактеризовать основные
методы и приемы использования малых форм фольклора в процессе речевого
развития детей.
Слайд 4
Фольклор как вид народнопоэтического творчества и его педагогическая ценность
1. Колыбельные песни: «Ваня будет спать, Котик Ваню
качать». Коту обещают награду за работу: «кувшин молока, кусок пирога», «белый платочек на шею», «редьки хвост» и «склянку вина»; сулят «лапки вызолотить, хвостик высеребрить».
2. Пестушки: «Потягунушки, потягунушки! Поперек толстунушки, А в ножки ходунушки, А ручки хватунушки, А в роток говорок, А в головку разумок».
Слайд 5
3. Прибаутки:
Наехали на галку разбойнички,
Сняли они с галки синь кафтан.
Не в чем галочке по городу гулять.
Плачет галка, да негде взять.
4. Небылицы-перевертыши:
Распустила поросят
Всех по маленьким сучкам. Поросята визжат,
Полететь они хотят.
И полетели, летели-летели и на воздухе посидели.
А медведь с мухи шкуры драл и полусапожки себе сшил.
Синее море загорелось и повыгорело, бела рыба вся повылетела,
на печи мужик осетра поймал.
Слайд 65. Пословицы: «Нет друга — ищи, а нашел — береги»;
«Не спеши языком, торопись делом»; «Кончил дело — гуляй смело»;
«При солнышке — тепло, при матери — добро».
Слайд 7Приемы формирования точности, выразительности и навыков связной речи посредством фольклорных
жанров
1. Работа над пословицей:
-разбор пословицы или поговорки, который предваряет
чтение художественных произведений;
-правильное понимание идеи произведения, значения пословицы;
-подбор пословицы, соответствующей содержанию сказки;
-Дидактическая игра: «Продолжи пословицу».
Слайд 8
2. Работа со скороговоркой:
-Повторение скороговорки частями по рядам: первый
ряд: «Из-за леса, из-за гор…»; второй ряд: «Едет дедушка Егор!».
-Повторение по ролям: первая группа: «Расскажите про покупки». Вторая группа: «Про какие, про покупки?». Все вместе: «Про покупки, про покупки, про покупочки мои!».
Слайд 9
-Упражнения на изменение в тексте места логического ударения:
Вопрос: «Ткач ткет
ткани на платок Тане?» Ответ: «Ткач ткет ткани на платок
Тане».
-Передача отношения к содержанию текста: выразить огорчение («Проворонила ворона вороненка»), удивление («На горе Арарат растет крупный виноград»), просьбу, нежность или ласку («Наша Маша маленька, на ней шубка аленька»).
Слайд 10
3. Работа над загадкой:
-Последовательная постановка вопроса в соответствии со структурой
загадки:
У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается,
но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?»
-Вопросы дискуссионного характера:
«Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая»
«Это морковь, потому что растет в земле на грядке»
«Разве на грядке растет только морковь? Ведь в земле растет и лук, и свекла, и редис»