Слайд 1Тверская обл. Калининский район
МОУ «Рождественская СОШ»
Малые жанры устного народного
творчества
Выполнила Конькова Елена Фёдоровна
учитель начальных классов
МОУ «Рождественская СОШ»
Слайд 2считалка
Задача жанра – помочь весело распределить роли в игре.
Картина жизни
– может быть непонятной.
Построение КЖ – 2-3 части, 3 часть
– концовка – выход.
Предложение – особые – «раз, два, три»; «Тебе водить»; «Выйди вон».
Слова – особые – «води», «вон» и счётные.
Звуковой рисунок – повтор звуков.
ведущий уровень
Ритмический рисунок – стихотворный (повтор ударных слогов, закон конца строки).
Рифма – может быть (звукоритмический повтор в конце или внутри строки).
Жест – указательный (ведет за собой слово).
Слайд 3потешка
Задача жанра – весело учить малыша жестам, навыкам.
Картина жизни связана
с действиями героев.
Построение КЖ – может иметь несколько частей.
Предложение –
повтор слов; одинаковое построение предложений.
ведущий уровень
Слова – командиры для жестов; слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Звуковой рисунок – работает на КЖ.
Ритмический рисунок – стихотворный.
Рифма – может быть.
Жест – разные жесты, управляемые словом.
Слайд 4скороговорка
Задача жанра – весело учить чистоте произношения.
Картина жизни – часто
веселая.
Построение КЖ – разделить на части нельзя.
Предложение – повтор слов
и их сочетаний.
Слова – сходные по звучанию.
ведущий уровень
Звуковой рисунок – повтор трудных звуков (для маленьких), повтор труднопроизносимых сочетаний звуков (для взрослых).
Ритмический рисунок – стихотворный.
Рифма – может быть.
Слайд 5загадка
Задача жанра – весело учить угадывать задуманное, сравнивать признаки далеких
предметов.
ведущий уровень
Картина жизни – отдельные признаки задуманного предмета. КЖ предстает
тогда, когда известна отгадка.
Построение КЖ – нельзя выделить части.
Предложение – три основных типа.
1. Перечисление признаков загаданного предмета (детские загадки).
2. Открытое сравнение признаков загаданного предмета с признаками ряда «далеких» предметов: один признак загаданного предмета сравнивается с признаком называемого предмета; без знания отгадки КЖ не складывается. Особый вид – отрицательное сравнение.
3. Скрытое сравнение (метафора) – такое «переназывание» признаков загаданного предмета, которое без знания отгадки вызывает в воображении противоречивую КЖ.
Слово – называет признаки (форма, цвет, действие, часть предмета, величина и т.д.).
Звуковой рисунок – работает на КЖ.
Ритмический рисунок – стихотворный.
Рифма – может быть.
Слайд 6побасенка
Задача жанра – высмеять плохие черты характера или показать остроумие
героя.
ведущий уровень
Картина жизни – разговор о действиях героев, проявляющих их
черты характера.
Построение КЖ – реплики героев;
1) диалог (разговор героев);
2) монолог (речь одного героя).
Предложение – короткие вопросительные и восклицательные.
Слово – обращение, просторечие.
Звуковой рисунок – может быть.
Ритмический рисунок – приближается к стихотворному.
Рифма – может быть.
Слайд 7небылица
Задача жанра – весело учить различать действительность и фантазию, развивать
воображение.
ведущий уровень
Картина жизни – необычная, небывалая.
Построение КЖ – зачин, основная
часть, выход (в полном варианте).
Предложение – одинаковое построение предложений; повтор слов; соединение героя с необычным для него действием.
Слово – называет действия.
Звуковой рисунок – работает на КЖ.
Ритмический рисунок – стихотворный.
Рифма – может быть.
Слайд 8Жанровая таблица
Задача жанра –
Картина жизни –
Построение КЖ –
Предложение –
Слова –
Звуковой
рисунок –
Ритмический рисунок –
Рифма –
Жест –
(ведущий уровень)
Слайд 9 Чему Ваня не выучился,
тому Иван не
выучит.
Слайд 10 Дали голодной Маланье оладьи, а она говорит:
«Испечены неладно».
Слайд 11«У злой Натальи все люди канальи».
Слайд 12Пословица — всем делам помощница.
Пословица недаром молвится.
Без пословицы не проживёшь.
Глупая
речь - не пословица.
Мудрость пословиц
Слайд 13Пословица
Задача жанра. В определённом жизненном случае кратко и точно оценить
свойства ума, черты характера и поступки людей, выразить взгляды на
жизнь.
Слайд 14 Кто за правду горой,
тот истый герой.
Не обманешь –
не продашь.
Моя хата с краю, ничего не знаю.
Без
палки не ученья.
Слайд 19Пословица
Задача жанра.
В определённом жизненном случае кратко и точно
оценить свойства ума, черты характера и поступки людей, выразить взгляды
на жизнь.
Слайд 20Пословица
Ведущий уровень
Картина жизни. Высказывание, содержащее скрытую или открытую
оценку различных качеств людей, проявляющихся в определённых жизненных ситуациях.
Слайд 21Пословица
Задача жанра. В определённом жизненном случае кратко и точно оценить
свойства ума, черты характера и поступки людей, выразить взгляды на
жизнь.
Ведущий уровень
Картина жизни. Высказывание, содержащее скрытую или открытую оценку различных качеств людей, проявляющихся в определённых жизненных ситуациях.
Слайд 22 1.Худой мир лучше доброй драки.
(русская)
2.Грызутся, как собаки за кость. (туркменская)
3. Мир да лад –
большой клад. (русская)
4. Соломенный мир лучше железной драки. (русская).
1.На чьём возу сижу, того и песенку пою. (русская)
2.В чьей лодке сидишь, ту песню пой. (абхазская)
3.В какой народ придёшь, такую шапку и надень. (чувашская)
4.На чьей земле поселишься, того и воду пей. (казахская)
Слайд 24Используемые источники
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская . Учебник - хрестоматия «Литературное чтение» (части
1,2). Москва. ОНИКС 21 век. Дом педагогики. 2012 г. (1-4).
Г.Н.Кудина,
З.Н.Новлянская . Рабочая тетрадь. Москва. ОНИКС 21 век.. 2012 г.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки.М.,Просвещение, 1990 г.
Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 4-го класса четырёхлетней начальной школы. – М: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2008 г.
Л.Тимофеев, Н.Венгров. Краткий словарь литературоведческих терминов. М. ГУПИ,1963 г.
Интернет – ресурсы: www.liveinternet.ru. По мотивам русских пословиц.
«Мир деятельности», 4 класс: Учебное пособие./ Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2012.