Слайд 1Потребности нашего времени:
предприимчивые
Слайд 3компетентностные специалисты
Слайд 5Можно ли применить симметрию к разным областям:
благоустройство территории школы
анализ литературного
произведения с этой точки зрения
Слайд 6 Актуальность:
Перейдя в новую школу, мы обратили
внимание на то, что дизайн территории до конца не оформлен.Поэтому
вопрос о благоустройстве пришкольного участка своевременен.
Облагораживая территорию вокруг себя, человек не должен забывать и о внутренней красоте. Эта вечная проблема добра и зла раскрывается в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Слайд 7Проекты:
Эстетическое оформление цветников на территории школы
Симметрия в романе М.А.Булгакова «Мастер
и Маргарита»
Слайд 8Проектирование работы:
Этап постановки целей
1.Представление проблемной ситуации.
2. Формулировка проблемы.
3.
Выбор предметной области для выполнения проекта (математика, литература, искусство, и
т.д.) в соответствии со своими интересами. Поиск решений, выдвижение гипотез, определение типа проекта.
Слайд 9Этап планирования
1. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.
2.
Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации.
3. Выбор способов оформления
результатов, программной среды для представления проекта.
Слайд 10Этап осуществления:
1. Самостоятельная работа учащихся в соответствии со своим заданием
2.Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных.
3. Оформление отчета
по проектной деятельности с применением выбранных технологий.
4. В случае, если разные группы учащихся работали над разными аспектами одной и той же темы, возможно создание интегрированного продукта по этой теме, объединяющего отдельные ученические проекты
Слайд 13Этап оценки
1.Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
2. Самооценка, взаимооценка, итоговая
рефлексия
Слайд 14Симметрия вокруг нас
Система. Симметрия. Гармония.
Слайд 15 «Симметрия является той идеи, посредством которой человек на
протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство»
Г. Вейль.
Слайд 16Термин «симметрия» по-гречески означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей»
Математически
строгое представление о симметрии сформировалось сравнительно недавно - в 19
веке. В наиболее простой трактовке современное определение симметрии выглядит примерно так: симметричным называется такой объект, который можно как-то изменять, получая в результате то же, с чего начали (Г.Вейлю).
Симметрия является фундаментальным свойством природы, представление о котором слагалось в течение десятков, сотен, тысяч поколений. В древности слово «симметрия» употреблялось в значении «гармония», «красота». Действительно, в переводе с греческого это слово означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей ».
Слайд 17 Виды симметрии.
В школьном курсе геометрии рассматриваются три
вида симметрии:
Симметрия относительно точки (центральная симметрия);
Симметрия относительно прямой (осевая или
зеркальная симметрия);
Симметрия относительно плоскости.
Однако наряду с привычными формами симметрии существуют и другие виды симметрии:
Винтовая симметрия
Переносная симметрия.
Понятие поворота даёт представление о поворотной симметрии.
Слайд 18Осевая симметрия
Сегментационные части тел насекомых и животных послушно следуют закону
симметрии, фундаменту красоты и гармонии. Так что за кажущимся хаосом
мира скрывается порядок.
Симметрия относительно прямой называется осевой симметрией
Слайд 19Центральная симметрия
Симметрия относительно точки называется центральной симметрией
Слайд 20Зеркальная симметрия
Мы любуемся пейзажами художников, удачными снимками. Горы красиво отражаются
на поверхности озера, придавая снимку законченность...
Симметрия относительно плоскости называется зеркальной
симметрией
Слайд 21Эта симметрия хорошо видна у бабочек. Можно сказать, что каждое
животное, насекомое, рыба, птица состоит из правой и левой половин
.
Симметрия в природе
Слайд 22Характерная для растений симметрия конуса хорошо видна на примере практически
любого дерева
Слайд 23В многообразном мире цветов встречаются поворотные оси разных порядков. Однако
наиболее распространена поворотная симметрия 5-го порядка. Эта симметрия встречается у
цветов зверобоя, незабудки, гвоздики, колокольчика.
Слайд 24Если одна половина объекта является зеркальным двойником к другой половине,
то такой объект называется зеркально симметричным. Зеркальная симметрия наблюдается у
листьев: клена, дуба, березы,
тополя, но встречается и у цветов.
Слайд 25Симметрия в неживой природе
Кристаллы- это твердые вещества, имеющие естественную форму
многогранников.
Многогранник – это такое тело, поверхность которого состоит из
конечного числа плоских многоугольников. Многогранник называется правильным, если он лежит по одну сторону от плоскости любой его грани, т.е. является выпуклым, и все его грани есть равные правильные многоугольники.
Слайд 26Многогранник – это такое тело, поверхность которого состоит из конечного
числа плоских многоугольников. Многогранник называется правильным, если он лежит по
одну сторону от плоскости любой его грани, т.е. является выпуклым, и все его грани есть равные правильные многоугольники.
тетраэдр
куб
октаэдр
икосаэдр
додекаэдр
Слайд 27Симметрия проявляется в многообразных структурах и явлениях
неорганического мира. В мир
неживой природы очарование
симметрии вносят кристаллы. Каждая снежинка- это маленький кристалл
замерзшей
воды. Форма снежинок может быть очень разнообразной, но все они
обладают симметрией - поворотной симметрией 6-го порядка и, кроме того,
зеркальной симметрией.
Слайд 28Симметрия в искусстве , архитектуре , литературе
Люди всегда стремились достичь
гармонии в архитектуре. Благодаря этому стремлению на свет появлялись всё
новые изобретения, конструкции и стили.
Слайд 30В литературе существует некая симметрия. Так называемая симметрия образов, положений
и мышления.
В « Евгении Онегине» А. С. Пушкина мы
наблюдаем симметрию положений: «Онегин, отвергнувший когда-то любовь Татьяны, сам через несколько лет вынужден испытывать горечь отвергнутой любви».
На примере комедии «Недоросль», можно увидеть новый тип симметрии в литературе, в котором симметричны главные герои относительно автора. Если сравнивать героев комедии, то можно заметить их четкое разделение на положительных и отрицательных(число положительных и отрицательных героев одинаково).
Слайд 31Русский язык.
Буквы русского языка тоже можно рассмотреть с точки зрения
симметрии.
Слайд 32В русском языке так же есть «симметричные» слова – палиндромы,
которые можно читать одинаково в двух направлениях:
Шалаш, казак,
радар, Алла, поп..
Могут быть палиндромическими и предложения:
А роза упала на лапу Азора
Я иду с мечем судия.
Слайд 33Нравится ли вам состояние цветников около нашей школы?
Слайд 34Какие цветы вы хотели бы видеть на вышесказанных клумбах ?
Слайд 35Симметрия в романе М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита»
Слайд 36Цель: Изучить разные виды симметрии; проанализировать роман М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита» с точки зрения симметрии; развивать наблюдательность и умение приобретать
знания из различных источников.
Задачи:
Изучить виды симметрии;
Применять свойства симметрии при анализе литературного произведения
Попытаться разобраться в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;
Определить идею произведения через симметрию.
Слайд 37 Этапы работы:
1.Знакомство с теоретическим материалом
Слайд 38
2.Знакомство с писателем, чтение произведения
Слайд 393.Исследовательская работа (симметрия в композиции романа, симметрия образов, звукобуквенная симметрия
в именах героев)
4.Творческая работа (составление таблицы, стихотворения «даймонд», создание рисунков)
Актуальность
Перед нами самый читаемый и самый загадочный
роман ушедшего века, роман, вызвавший большое количество споров и самых противоречивых толкований, которые столь различны, что создается впечатление, что критики говорят о совершенно разных произведениях. Роман «Мастер и Маргарита» впервые был опубликован в нашей стране в 1966 году (в следующем году исполнится 55 лет со дня выхода его в свет) . Он чудесным образом продолжает «звучать» актуально и злободневно, так как в произведении затронуты вечные философские проблемы: борьба добра и зла, совести человека, веры и неверия, любви и ненависти. . И сегодня проблема выбора перед человеком и человечеством не становится менее важной.
Что же такое симметрия?
Существуют, в
принципе, две группы симметрий:
• симметрия положений, форм, структур. Это та симметрия, которую можно непосредственно видеть. Она может быть названа геометрической симметрией.
Эту симметрию можно обнаружить в
построении литературного произведения,
последовательности действий, событий.
Слайд 42 Зеркальное отражение - основа идеи произведения.
Композиция романа
Слайд 43 Композиция романа многопланова.
Это «роман в романе».
Роман о
судьбе Мастера
Роман об Иешуа и Понтии Пилате.
Слайд 46У каждого персонажа есть двойник. Это тоже зеркальное отражение.
МАСТЕР - ИЕШУА ГА-НОЦРИ
ИВАН БЕЗДОМНЫЙ
- ЛЕВИЙ МАТВЕЙ
МАСТЕР И ЕГО ГЕРОЙ ИЕШУА ГА- НОЦРИ – БУЛГАКОВ И ЕГО МАСТЕР
ВОЛАНД-ИЕШУА
закон
дьявола - справедливое наказание
закон Бога - милосердие.
БЕГЕМОТ
НАТАША - ГЕЛЛА
МАРК КРЫСОБОЙ – АЗАЗЕЛЛО
ВОЛАНД- ПОНТИЙ ПИЛАТ
ИВАН БЕЗДОМНЫЙ
(23года)- (32 года) АЛЕКСАНДР
РЮХИН
ВОЛАНД- АРЧИБАЛЬД
АРЧИБАЛЬДОВИЧ
АЛОИЗИЙ МОГАРЫЧ – ИУДА
СТРАВИНСКИЙ- ПОНТИЙ ПИЛАТ
Слайд 50Само пространство не менее символично. Его можно разделить на две
части:
пространство "наше" -"чужое",
или "иномирие",
потусторонний мир.
Слайд 51Буква М имеет вертикальную симметрию.
Михаил Берлиоз, МАССОЛИТ, Москва, май, Маргарита, Левий Матвей, московский музей, черная магия, маг, барон Майгель, масло, буква М на шапочке Мастера, чудодейственная мазь, мигрень, мимозы, Алоизий Могарыч, мантия, маэстро, марш, марево, мания, Малая Бронная и т.д.
М
Слайд 521.МАССОЛИТ-одна из писательских организаций, насчитывающая 3111 членов. Все они, злодеи
великие и маленькие, негодяи большого калибра и мелкие жулики, решают
не столько“творческие” проблемы, сколько квартирные, и дачные, и продовольственные...
2.Москва. Булгаков писал ещё в конце 1924 г., пытаясь схватить трагическую суть диалектики советской жизни (что отразилось впоследствии в его “московской прозе”): “Москва в грязи, всё больше в огнях - и в ней странным образом уживаются два явления: налаживание жизни и полная её гангрена.
Слайд 533.Масло.Растительное масло ассоциируется с растениями, с жизнью, но именно по
причине пролитого масла трагически попадает под колеса трамвая М.Берлиоз, и
несет в себе уже совершенно противоположное контекстуальное значение –смерть.
4.Михаил Берлиоз. Многоучёный Берлиоз наделен и интеллектом, и знаниями, и эрудицией, и хорошо отработанной риторикой, - всё это сознательно поставлено на службу порочной, преступной идее, подлинный смысл которой он хорошо понимает. Для него нет ни Бога ,ни дьявола. Он сам себе хозяин. Воланд же ему доказывает обратное. Отказавшись от Бога, с этого момента судьбой вашей распоряжается никто иной как сатана.
Слайд 545. Алоизий Могарыч - явный аналог Иуды из Кариафа, Иуда
меняет имя и костюм, но он вечен, как вечен образ
правдоискателя. Вначале предстает как друг, втирается в доверие, а затем исподтишка наносит смертельный удар.
6. Левий Матвей по своему общественному положению двойственен: с одной стороны, он иудей и обязан беспрекословно подчиняться Синедриону и Калифе, с другой стороны, собирает подати для римлян, находится пусть на одной из низших ступенек, но римской иерархии и потому сравнительно независим от иерархии иудейской.
Слайд 557.Маргарита Само имя героини имеет определенное значение, особый символический смысл.
В русском языке XVIII века оно означало «жемчуг», «жемчужина».
Но с другой стороны Маргарита -ведьма. Она становится “частью той силы”, что “совершает благо”, соучаствуя во зле, и тем самым вершит справедливый суд.
Слайд 568.МАСТЕР несет в себе черты не только Христа, как обычно
принято думать, но и Пилата. Он отрекается от своей роли
(а вместе с этим - и от своего героя), сжигает рукопись, пытался рассказать миру известную ему одному правду о совершившейся казни.
Но у него не хватает сил это сделать, и слабость делает его не только жертвой но и молчаливым свидетелем-соучастником. Очевидно, именно этой двойной проекции образа объясняется знаменитый конечный приговор Мастеру. Он не заслуживал света, он заслуживал покой. Участь Мастера - это гибель и затем “пробуждение” - воскресение для покоя.
Слайд 57 Мистическое значение этой буквы « М » соответствует 13
букве («Мем») древнееврейского магического алфавита, где она имеет мистическое значение
«женщина» и «превращение человека», а также символ и значение «скит» и «преображение» . Символическое значение «М» в картах Таро – «коса» (13-я карта в главной колоде называлась «смерть», в применении к человеку 13-й аркан означал «смерть и возрождение», а иероглиф аркана представлял фигуру женщины-посредника по переходу в другой «план жизни», когда земные «задачи» уже завершены, и, согласно Книге Тота, открывается «путь к постижению Бога»
Название романа «Мастер и Маргарита» с точки зрения фонетики совершенно безупречная формула гармонии – согласные «М – Р – Т» и гласные «А – И» создают единый фонетический образ заглавия, так что словосочетание воспринимается как одно слово. . Гармония и в соединении мужского и женского имен (условно будем считать Мастер именем), и в повторении начального слога «МА». Единый звуковой образ.
Слайд 58Графически М – это перевернутая латинская W- не что иное,
как зеркальное отражение буквы М, которую Маргарита вышила на шапочке
своего возлюбленного. Таким образом, в названии романа мы имеем три М:
Многоуровневую и многоплоскостную сюжетно-композиционную модель романа организует алгоритм трех:
повествование развивается на трех уровнях реальности : земной, мистической, художественной,
М М
W
Слайд 59 в трех временных (настоящее - прошлое - вечное)
и
трех сюжетных потоках - приключения Воланда и Ко в Москве
20-х - 30-х гг., евангельский сюжет, история любви М. и М. Причем каждое явление или событие земной реальности реализуют себя в двух измерениях и имеет свой аналог в инобытии.
Эта многомерная модель закодирована в названии романа. Нижнее М является как бы невидимым мистическим отражением земной реальности в инобытии, и одновременно обозначает третьего героя романа - Воланда.
Слайд 60WOLAND Воланд
«двойственность природы Воланда отражена в эпиграфе: «Я часть
той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…»
и зиждется на представлении о разделении «полномочий» и функций ада и рая, является традиционным в прочтении образа.
Воланд - первый дьявол в мировой литературе, который наказывает за несоблюдение заповедей Христа. Грешники, нарушающие заповеди Иисуса Христа, попадают в «ведомство» Воланда, в ад. Куда же еще? Воланд карает богохульников и святотатцев, отцов «всяческой лжи», доносчиков и взяточников. Выступает поборником справедливости. Доносительство, взяточничество, казнокрадство, очковтирательство, разгильдяйство, злоупотребление служебным положением, моральное разложение – это все черты портрета героя нового времени, кабинетного чиновника страны советов.
Слайд 61Нравственный выбор целиком и полностью принадлежит человеку – такова итоговая
мысль романа. То есть, кому служить – дьяволу или Богу,
решает сам человек.
«Каждому будет дано по его вере».
Это и есть идея произведения. Все персонажи романа получают то, во что они верят, то, что они заслужили: свет, покой или тьму. Зеркальное отражение у Булгакова является философией возмездия: что заслужил, то и получил. Это некие чаши весов в поисках равновесия. И все же добро побеждает зло.
Даймонд
Существительное
прилагательное прилагательное
причастие причастие причастие
наречие наречие наречие наречие
глагол глагол глагол глагол глагол
наречие наречие наречие наречие
причастие причастие причастие
прилагательное прилагательное
антоним
ЛЮБОВЬ
ЗАГАДОЧНА, ЧУДЕСНА,
УНОСЯЩАЯ К СОЗВЕЗДИЯМ ИНЫМ, НЕ ВЕДАЯ ОРБИТ,
ОДНАЖДЫ,МОЖЕТ БЫТЬ,НА МИГ,БЕЗУМНО,ОСЛЕПИТЕЛЬНО
ГОРИТ,ТРЕВОЖИТ, ВОЗВЫШАЕТ, ПОРОЮ СИЛЬНО ОТРАВЛЯЕТ И ДАЖЕ УБИВАЕТ
МУЧИТЕЛЬНО, ДИКО, НАДМЕННО
ВОНЗАЮЩАЯ БЕЗЖАЛОСТНО В СЕРДЦЕ ОСТРЫЙ НОЖ,
ХОЛОДНАЯ И ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ
НЕНАВИСТЬ
Слайд 65Математика — это язык, язык природы. Не зная языка, вы
не можете понять красоту окружающего мира. Математический язык помог нам
лучше понять язык литературный.