Слайд 1Михаил Михайлович Пришвин
 (1873-1954)
Великая любовь Пришвина к природе родилась из
                                                            
                                    его любви к человеку.
К.Паустовский
Сказка-быль
«Кладовая солнца»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная
                                    школа филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
.
                                
 
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Цели урока:
Работа над идейно-художественным своеобразием произведения;
Развитие у учащихся навыков исследовательской
                                                            
                                    
работы, навыков сотрудничества.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Миша Пришвин 8 лет
Учился в сельской школе, потом в Елецкой
                                                            
                                    
гимназии Липецкой губернии.
В 12 лет с друзьями-гимназистами попытался совершить побег
                                    в «Азию» (первое устремление к мечте)
Учителем географии у Пришвина был Василий Васильевич Розанов, который теперь известен как великий русский философ.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Под Костромой. 1931 г.
Кабардино-Балкария. 1936г.
Закончил агрономи-ческое отделение химического факультета Рижского
                                                            
                                    
политехникума, затем агрономическое отделение Лейпцигского университета в Германии. 
Учительствовал в
                                    селе, работал агрономом, в 20-30е годы сотрудничал в печати, много путешествовал.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5М.М.Пришвин автор книг:
«В краю непуганых птиц», 
«Женьшень», 
«Лесная капель», 
«Осударева
                                                            
                                    
дорога», 
«Кладовая солнца», 
«Корабельная чаща», 
«Кащеева цепь» и др.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Сказка-быль «Кладовая солнца»
Написана Пришвиным в 1945 году, сразу после окончания
                                                            
                                    
Великой Отечественной войны.
«Кладовая солнца» – одно из лучших произведений русской
                                    литературы для детей.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Настя и Митраша 
Где и когда происходит действие?
Как жили дети
                                                            
                                    
после смерти родителей?
Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять отно-шение
                                    автора к Насте и Митраше?
Какие ещё выразительные средства использует автор, чтобы передать свои чувства к детям?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Настя
Настя – «золотая курочка на высоких ножках», веснушки, «как золотые
                                                            
                                    
монетки», носик «чистенький», «волосы … 
отливали золотом» 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Митраша
Митраша – «мужичок в мешочке», в «золотых веснушках», носик «чистенький,
                                                            
                                    
как у сестры».
«Умненькие дружные ребята». 
В каком значении в данных
                                    словосочетаниях употреблено слово «золотой»(см.словарь).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Толковый словарь.
Золотой –
сделанный из золота.
перен. Блестяще-жёлтый, цвета золота. 
перен. Замечательный
                                                            
                                    
по своим достоинствам, прекрасный, очень хороший.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Вывод
После смерти родителей брат и сестра жили трудно, но дружно,
                                                            
                                    
вместе хозяйствовали, заботились друг о друге и «о живых существах»
                                    (домашних животных)
Особенно дороги автору такие черты детей, как трудолюбие, неравнодушие к людям и общественным делам.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Жанр произведения – сказка-быль
Быль- рассказ о происшествии, случае, имевшем место
                                                            
                                    
в действительности.
Сказка-фольклорная (народная) - занимательный устный рассказ о невероятной, но
                                    поучительной истории. (Зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты, олицетворение, победа добра над злом).
Сказка- литературная (авторская) тесно связана с народной сказкой , но имеет автора, выражает его взгляд на мир. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Сказка и быль
Рассказ о жизни Насти и Митраши – это
                                                            
                                    
сказка или быль?
Где сказка входит в их жизнь?
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Сосна и ель, растущие вместе
Зачем писатель вставляет повествование о сосне
                                                            
                                    
и ели?
Докажите, что это не просто рассказ, а сказка?
Запишите несколько
                                    предложений как стихотворение.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15С тех пор лет, может быть двести эти ель и
                                                            
                                    сосна вместе растут.
Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись
                                    вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга.
Деревья разных пород боро-лись между собой корнями за питанье, сучьями – за воздух и свет.
Есть ритм и одинаково построенные предложения
Сосна и ель
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Вывод
Вставив в повествование рассказ о сосне и ели, автор даёт
                                                            
                                    
понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого
                                    момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказах и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес превращается в заколдованный, сказочный лес, где стонут и плачут деревья, где разговаривают звери и птицы.
В этом лесу проявляются самые главные качества человеческой личности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Главная проблема произведения –проблема выбора своего пути.
О чём спорят Настя
                                                            
                                    
и Митраша у Лежачего камня?
Можно ли сказать, на чьей стороне
                                    автор? 
Как изменилась природа после ссоры детей?
Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе?
Почему он попал в беду?
Как вела себя Настя, оставшись одна?
Почему Настя забыла о брате?
Как автор относится к происходящему?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Вывод.
Автору нравится желание Митраши быть самостоятельным в выборе пути, но
                                                            
                                    
Митраше не хватило жизненного опыта.
Пришвин был агрономом, биохимиком, естествоиспытателем, и
                                    для него пойти по неизведанной тропе означало совершить исследовательскую работу, стать открывателем нового, проложить путь будущим поколениям. 
Короткий путь исследователя не является лёгким, он требует учитывать опыт, накопленный людьми.
В этом глубокий философский смысл «Кладовой солнца». 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19   Блудово болото –    
                                                            
                                           
  
                                              кладовая солнца
Какой смысл вкладывает Пришвин в слова «кладовая солнца»?
Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам?
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Травка и Антипыч.
Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему Пришвин
                                                            
                                    
отказался от этого названия?
Расскажите о жизни Травки.
Почему Травка пришла на
                                    помощь человеку?
Как вы понимаете выражение            « Маленький человек остановил в себе большое сердце»?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Правда Антипыча – 
      
                                                            
                                    
    правда жизни.
Как вы понимаете выражение 
«Эта
                                    правда есть правда суровой борьбы людей за любовь»?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Вывод.
Себялюбие (эгоизм), 
жадность, 
лень, злоба.
Любовь
к Родине
к людям
к природе
к труду
к познанию
                                                            
                                    
неизведанного