Слайд 1Е.И.Замятин
«МЫ»
Судьба человека в тоталитарном государстве
Е.В.Щербакова
МАОУ СОШ №
2
г. Реж
Слайд 2Цель урока
Проблема взаимоотношения личности и государства в романе Е. И.
Замятина “Мы”.
Слайд 3Задачи
Сопоставить события 20-30 годов в стране.
Проследить, как автор показывает
возникновение тоталитарного режима.
Развивать творческую и познавательную активность учащихся.
Слайд 4"Мы – от бога, я от дьявола?!"
Самое страшное в утопиях
то, что они сбываются…
Н.А. Бердяев
Своя воля лучше.
Ф.М. Достоевский
Настоящая
литература может быть только там, где ее делают не исполнительные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари...
Е. И. Замятин
Слайд 5
Евгений Иванович Замятин (1884 – 1937) – яркий прозаик и
драматург. Роман “Мы”, написанный в 1920 году, как и многие
другие его произведения, увидел свет лишь в 80-90 годы XX столетия. XX век - век торжества человеческого разума, век невиданного прогресса стал самым кровавым в истории человечества.
Слайд 6
Роман написан 1920 году в холодном полуразрушенном Петрограде, опубликован лишь
в 1988. Почему этот
роман не дошел
до читателя раньше?
Слайд 7
Замятин решает печатать роман в самом известном журнале русской эмиграции
“Современных записках”. Но публикации воспрепятствовал арест писателя в ночь с
16 на 17 августа 1922 года. И только заступничество друзей помогло Замятину избежать высылки.
После проработки на очередном собрании писательской общественности Е. Замятин заявил о своем выходе из Всероссийского Союза Писателей.
Свидетель и участник событий К. Федин писал в связи с этим: “Я был раздавлен происходившей 22 сентября поркой писателя, никогда личность моя не была так унижена”.
В 1929 году роман был использован для массированной критики Замятина, и автор был вынужден защищаться, оправдываться, объясняться, поскольку роман был расценен как политическая его ошибка и “проявление вредительства интересам советской литературы”.
Слайд 8Е. Замятин так объяснял задачу своего романа:
“Близорукие рецензенты увидели в
этой вещи не больше, чем политический памфлет. Это, конечно, неверно:
этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку и человечеству от власти машин и власти государства”.
Слайд 9
Обсуждение “дела” Замятина было сигналом к ужесточению политики партии в
области литературы.
Организована травля писателя: ни один журнал не печатает
его произведений.
1929-й год - год Великого перелома, наступления сталинизма. Работать, как литератору, в России Замятину стало бессмысленно и невозможно, и он в 1931 году уезжает за границу.
Слайд 10
“Мы” - первый роман – антиутопия, предупреждение об опасностях на
пути реализации социалистических идей. Е.И. Замятин проследил логический путь, который
ведет к Единому Государству, но вместо идеального, справедливого, гуманного и счастливого общества, о котором мечтали поколения социалистов, обнаружился бездушный, казарменный строй, в котором обезличенные “нумера” интегрированы в послушное и пассивное “мы”, слаженный, но неодушевленный механизм.
Слайд 12
Роман “Мы” - антиутопия? Или это страшная реальность?
Попробуйте ответить
на этот вопрос, посмотреть на Единое Государство не только, как
на утопическое государство будущего, созданное воображением писателя, но и как на реально существовавшее в нашей стране, угнетенной тоталитарным режимом, лагерями, боязнью быть личностью, ярким “я”.
Слайд 14
Государство полностью приковало жителей к счастью: всеобщему, обязательному, равному. В
Едином Государстве все разумно, все учтено, все подчинено великой цели.
Во главе всей системы стоит Благодетель. Он управляет Операционным отделом, имеет Бюро Хранителей (полицейская система), подслушивающие и подсматривающие устройства, Скрижаль (Сердце и пульс Единого Государства), камеры. Есть искусство, наука, предусмотрены “личные часы”. Но мы видим, что человек растворен в государстве, нет личности, остается лишь нумер, который должен подчиняться раз и навсегда заведенным законам, а малейшее неисполнение закона каралось сразу.
Слайд 15
Коммунистическая дисциплина узнается также в строгом подчинении порядку, в правилах,
ограничивающих свободу в Едином Государстве, где повседневная жизнь населения напоминает
сталинские трудовые лагеря: все человеческие потребности – от приема пищи и прогулки до любви – совершаются по сигналу. Здесь отражена даже проблема стукачества: стены домов жителей сделаны из стекла, чтобы все могли видеть и знать, кто, чем занимается. “Нам нечего скрывать друг от друга”.
Слайд 16Это обычное тоталитарное государство,
в котором живет закрытое общество.
Слайд 17Ю.Левитанский.
Всё гаечки да винтики,
а Бог — у пульта.
Это называется
эпоха
культа.
Так ли называется,
не так ли называется —
это в моем сердце
болью
отзывается.
А кругом у мальчиков
запал да пыл.
Они ко мне с вопросом —
а ты где был?
А где я был, мальчики?
И там был, и тут.
Слайд 18Ю.Левитанский
...Винтики, винтики
по полю идут.
Сталин о нас думает.
Нам ни шагу вспять.
Дважды
два четыре,
пятью пять двадцать пять.
А над бедным винтиком
ворон парит.
А под
белым бинтиком
рана горит.
Васеньки? Витеньки? —
узнать не могу.
Винтики, винтики
лежат на снегу...
Среди того дыма
и того огня
я и не заметил,
как убили меня.
Слайд 19Ю.Левитанский
Не шлепнули в застенке,
не зарыли во рву —
вот я и
думал,
будто живу...
Что ж это такое,
как же это вдруг!
Ах, товарищ Сталин,
учитель
и друг!
Как же это вышло
со мной, со страной,
учитель мой, мучитель,
отец мой родной!
...Мартовский морозец,
поздняя весна.
Трудно просыпаюсь
от долгого сна.
Щурюсь непривычно
на солнце, на свет.
И сам еще не знаю —
я жив или нет.
Слайд 20Диктатура…
Какие ассоциации вызывает это слово?
Террор
Репрессии
Тоталитаризм
Слайд 21
Замятин подводит нас к мысли о том, что каждый для
себя должен решить, “что принести в жертву – “я” деспотичному
“мы”, или “мы” деспотичному “я”. В истории было и то и другое. Это и диктатура большевиков, и культ Сталина, и фашизм. Хочется надеяться, что это больше никогда не повториться в жизни нашей страны. И сегодня мы думаем над вопросом: каким должно быть государство и личность в нем?
Слайд 22
Государство – это “мы”, которое должно состоять из ярких “я”,
умеющих выступить против любой диктатуры.
Слайд 23Источники
Е.И. Замятин “Мы”.- М., 1990
Книга для учителя. История политических
репрессий и сопротивления несвободе в СССР. – М.: Издательство объединения
“Мосгорархив.”, 2002. – 504с.
Крючков В.П. “Еретики” в литературе: Л.Андреев, Е.Замятин, Б.Пильняк, М. Булгаков: Учебное пособие.- Саратов: Лицей, 2003.-288с.
http://festival.1september.ru/authors/104-836-162