Слайд 1Юрий Анатольевич Иванов
Рассказ «Знамя полка»
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2В 5 классе вы читали повесть Юрия Анатольевича Иванова «Крылатая
                                                            
                                    
Анюта»
  Юрий Анатольевич долго жил в Шушенском. Он был
                                    директором этнографического музея-заповедника. Потом переехал в Сизую, где создавал музей своего друга, Ивана Сергеевича Ярыгина, и был его первым директором. Все годы Юрий Анатольевич писал стихи, рассказы, очерки о людях, рядом с которыми жил и работал.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3
Рассказ «Знамя полка» написан в 1969году и напечатан в 1972
                                                            
                                    
в шушенской газете   «Ленинская искра»
Интервью с автором.
- Почему
                                    был написан рассказ?
- Тогда (после войны прошло 25 лет) военная тема была близка всем. Участники войны не считали себя героями. После фронта взялись за строительство. Поэтому кому-то надо было сохранить память о их подвигах. Молодёжь возглавила движение «Никто не забыт, ничто не забыто!» Собирали фронтовые письма, награды, воспоминания, создавали музеи.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Прототип
Был ли прототип у героя рассказа?
Да. Василий Мельников, фронтовик-инвалид. Я
                                                            
                                    
слышал его рассказы о фронте в Балахте, на моей малой
                                    родине в детские годы.
В военной биографии Василия Мельникова был и поединок с немцем, и знамя, и переправа через реку раненым, и спасение. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Иллюстрация к р. «Знамя полка»
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Композиция рассказа
  На какие части по содержанию можно разделить
                                                            
                                    
рассказ?
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7В содержании рассказа две части: изображение жизни героя Романа Сизова
                                                            
                                    
до войны;
описание подвига Романа на фронте. 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 81 часть
Какие эпизоды из довоенной жизни ты считаешь самыми интересными
                                                            
                                    
и яркими?
Зачем автор вносит их в рассказ?
Почему Роман смог победить
                                    медведя?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Перечитаем эпизод
 «Медведь рявкнул, встал на дыбы и пошёл на
                                                            
                                    
маленького, по сравнению с ним, человека. Ромка вскинул ружьё, нажал
                                    спуск, но механизм предал его - осечка, а потом ещё осечка. Он знал, что шатун не пощадит. Бежать было невозможно - догонит. Медведь был уже в пяти шагах от него. Но Ромку обожгла мысль: «А Катюша?». Он сорвал с головы меховую шапку и ловко бросил её прямо в передние лапы медведя. Зверь на несколько секунд отвлёкся. За эти секунды Ромка успел выхватить нож и, нырнув под медведя, ударить его прямо в сердце». 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Ромка знал, что ему надо победить, чтобы не принести горе
                                                            
                                    
Катюше. Он считал, что надо бороться до конца, не сдаваться.
Это
                                    давало ему силы, стремление действовать, уверенность в себе.
 И в трудной ситуации пригодились его находчивость, ловкость, сила.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Что ещё помогло Роману в его довоенной жизни приготовиться к
                                                            
                                    
тяжёлым фронтовым испытаниям?
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12  Когда Ромка стал ходить в школу, то на
                                                            
                                    
всю жизнь полюбил уроки  быстрого движения, смекалки и силы.
                                    По пятам ходил за учителем, и тот постепенно стал готовить из него атлета. Ромка приходил к нему домой и до пота упражнялся с гирями.  Сверчевский научил его приемам борьбы, бокса, акробатики. Пришло время, и Ромка, тайком от родителей, стал купаться с учителем в проруби. В деревне ему уже не находилось равных в борьбе. Клал на лопатки и парней, и кряжистых мужиков, которые, подвыпив, хвастали своей силой.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 132 часть
Какое задание получил Роман Сизов с товарищами? Почему они
                                                            
                                    
оказались на вражеском берегу?
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Составьте план для краткого пересказа событий, которые начинаются словами: «Ромка
                                                            
                                    
и два его товарища благополучно добрались до нужных координат. Минут
                                    через десять они нашли знамя».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15план
1.Гибель товарищей.
2.Знамя спрятано.
3.Неравная схватка.
4.Допрос.
5.Поединок с чемпионом армии фюрера.
6. «Надо что-то
                                                            
                                    
придумать…»
7.В ледяной воде.
8.Спасительная лодка. 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Поработаем с текстом. «Лакуна» (пропуск в тексте)
Фашисты продолжали __________, светом
                                                            
                                    
ракет уничтожая спасительную для  разведчика темноту.  Чтобы____________, Ромка
                                    вытащил из-за пазухи знамя, сунул ____________и присыпал землей.
 Двое фашистов бросились на него сзади. Одного Ромка___________ножом, другого болевым приемом.  Теперь, ___________, разведчик бросился к реке.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Фашисты _______на него по одному, по трое. Ромка сбивал их
                                                            
                                    
____________,_______, _______, ___________. ____________такой ловкостью и силой, некоторые отскакивали в
                                    сторону,  предоставляя право получать увечья более храбрым.
Когда гитлеровцы поняли, что перед ними какой-то _________человек, они __________в кольцо и стали медленно его__________. Ромка понял, что ему не уйти, и с еще большим _____________  ____________выскакивающих к нему смельчаков. И тут на него бросилось несколько человек. Но и они не могли повалить русского парня. Он стоял крепко, ____
                                
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                    
У автора так
Фашисты продолжали паниковать, светом ракет уничтожая спасительную для
                                     разведчика темноту.  Чтобы не рисковать, Ромка вытащил из-за пазухи знамя, сунул под валун и присыпал землей.
 Его заметили. Двое фашистов бросились на него сзади. Одного Ромка успокоил ножом, другого болевым приемом.  Теперь, не маскируясь, разведчик бросился к реке. 
Фашисты лезли на него по одному, по трое. Ромка сбивал их кулаками, ножом, головой, ногами. Ошарашенные такой ловкостью и силой, некоторые отскакивали в сторону,  предоставляя право получать увечья более храбрым.
Когда гитлеровцы поняли, что перед ними какой-то необычный человек, они сомкнулись в кольцо и стали медленно его сжимать. Ромка понял, что ему не уйти, и с еще большим ожесточением ломал выскакивающих к нему смельчаков. Ромка напружинился, готовый к последнему броску. И тут же на него бросилось несколько человек. Но и они не могли повалить русского парня. Он стоял крепко, как сибирский кедр. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19  Как писатель показал, что, даже оказавшись один в
                                                            
                                    
окружении фашистов, русский разведчик не теряет присутствия духа (подбери синоним
                                    к этому выражению).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Когда Ромку заставили бороться с «победителем армии фюрера», он решает:
                                                            
                                    
«Буду бороться, может, какая польза выйдет
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Подумай.
  Роман Сизов оказался в сложнейшей ситуации, когда для
                                                            
                                    
другого человека не было бы никакой надежды остаться в живых
                                    и спасти знамя. А у него, у сибирского парня, всё получилось. Что помогло ему? Как об этом говорит автор?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22 «Чтобы вынести знамя, чтобы увидеть далекую сибирскую тайгу и
                                                            
                                    
Катюшу, нужно победить его», - думал Ромка. Он смело нырнул
                                    под офицера, как когда-то под медведя…
  Судьба знамени и судьба полка зависели только от него, разведчика Романа Сизова. «Шлепнут сейчас, и никто добрым словом не помянет, - рассуждал он обостренным сознанием. - Растяпа, скажут, а то еще хуже. Ведь целый полк опозорю, расформируют... А что домой напишут?.. Нет, надо что-то придумать...»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Подумай над образом героя
 Какие качества в характере героя хочет
                                                            
                                    
подчеркнуть писатель?
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Любовь к Родине (патриотизм: патрия – латинский - родина)
Верность присяге.
Чувство
                                                            
                                    
ответственности перед боевыми товарищами.
Мужество и готовность к самопожертвованию.
Понимание, что надо
                                    идти до конца, то есть использовать все возможности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Вы прочитали рассказ о подвиге. Подумайте, что же такое подвиг?
                                                            
                                    
 Чем героический поступок отличается от других поступков людей?
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Из толкового словаря
«Подвиг – героический, самоотверженный поступок.»
Но героизм – это
                                                            
                                    
не просто отчаянная храбрость. 
Подвигом называют героический поступок, который совершается
                                    для людей и связан с самопожертвованием, то есть с жертвованием своими интересами ради других.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Смысл рассказа
Мы видим, что для автора важно показать не только
                                                            
                                    
то, как совершается подвиг, но и то, почему человек смог
                                    победить в сложнейшей ситуации, собрав все свои физические и духовные силы. Писатель считает, что человек должен быть готов к совершению подвига. Героями не рождаются – героями становятся. К подвигу человек готовит себя с детства и всю жизнь. Герои остаются в памяти живых. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Смысл рассказа
Если бы русские люди не были готовы к войне
                                                            
                                    
физически, они не смогли бы победить. ( об этом говорит
                                    довоенное прошлое героя)
До войны молодёжь занималась в оборонно-массовых обществах «ГТО» - «Готов к труду и обороне»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Поэт 
Юрий Анатольевич Иванов
Юрий Анатольевич Иванов пишет не только рассказы
                                                            
                                    
и повести, то есть прозу, но и стихи. Он поэт.
                                    О чём его стихи? Читайте и думайте.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30«О жизнь, тебя боготворю!»
О жизнь, тебя боготворю!
Как сердце радугой играет!
Я
                                                            
                                    
гимны радости пою
И землю милую молю:
Пусть никогда не умирает!
 
                                      Пусть светлым звоном серебра
    Поют в лесах святые птицы…
    Благословенная игра!
    И всем влюблённым до утра
    Весною пусть не спится…
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31…Земля, как много над тобой 
Мечей зависло ядовитых,
И если грянет
                                                            
                                    
адов бой…
Но верь: спасёт тебя любовь!
Не улетай с её орбиты!
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32Подумаем
Каким чувством проникнуто это стихотворение?
Какими языковыми средствами рождается данное чувство?
Во
                                                            
                                    
что верит поэт?
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33«Крылатые люди» (отрывок)
О, как всё просто под луной,
И как под
                                                            
                                    
мудрым солнцем сложно:
Пойми же, человек чудной,
Талантливый – он как святой.
Жить
                                    без талантов невозможно.
…Молюсь от имени землян:
Людей крылатых шлите, Боги!
Без них темно и по утрам,
Без них не жить двуногим нам
И не найти из тьмы дороги.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34В чем смысл этого стихотворения?
Как поэт Иванов воспринимает жизнь?
Что он
                                                            
                                    
считает самым важным в ней?