Слайд 1Мир сказки
(Дидактические материалы к уроку)
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ
«Первомайская сош» р.п.Первомайский Тамбовской области
Халяпина Лариса Николаевна
Слайд 2 «Сказка — забава для самых маленьких»
(из разговора)
1.
Определите лексическое значение слова «забава».
Как вы считаете, может ли
сказка чем-то быть полезна взрослому человеку?
Если может, то чем?
Слайд 3Отношение к сказкам
О необыкновенном впечатлении, которое
произвели
русские сказки на его современников,
писал И.С.
Тургенев: «Они (сказки) обратили на
себя всеобщее внимание читателей русским складом ума и речи, изумительным богатством чисто русских поговорок и оборотов».
1. Как бы вы сформулировали свое отношение к сказкам?
2. Приведите примеры поговорок
из известных вам русских народных
сказок.
Слайд 4Впечатление от сказки
К.Г. Паустовский так описывал своё впечатление от знакомства
со сказками Андерсена: «Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно
дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги...».
1. Какие сказки произвели на вас наибольшее впечатление?
2. О каких сказках вы могли бы сказать словами Паустовского? Почему?
Слайд 5
Исследователь В.Я.Пропп предостерегал, что «делить сказки на группы только через
названия никак нельзя».
1. Какие группы сказок вам известны?
2.
Как вы думаете, разве нельзя по одному названию сказать, к какой группе сказка принадлежит? Аргументируйте свой ответ.
3. Что, на ваш взгляд, может
послужить основанием для «деления
сказок на группы»?
Слайд 6Группы сказок
Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и
приключениях.
Прекрасные и загадочные – волшебные сказки повествуют о героических подвигах,
творческом труде, о внутренней и внешней красоте героев.
Слайд 7В.Я. Пропп писал, что в сказке «действие начинается с того,
что происходит какое-нибудь несчастье, которое подкрадывается очень незаметно (часто несчастье
связано с нарушением какого-нибудь запрета, с выполнением трудной задачи)».
1. В каких сказках «действие начинается с того, что происходит какое-нибудь несчастье»?
2. Что в этих сказках, по вашему мнению, являлось «запретом», «трудной задачей»?
Как вы считаете, можно ли сказать, что во всех сказках действие начинается
именно так — с несчастья? Объясните.
Слайд 8Особый смысл у сказок о животных. Их герои — звери
и птицы, но как они похожи на людей! Как и
волшебные сказки, сказки о животных помогают верно понять жизнь, людские нравы.
Сказки о животных
Слайд 9Бытовые сказки
Ещё больше правды в бытовых сказках. Это настоящая сатира
— насмешка над барином, купцом. В бытовых сказках бескорыстие берёт
верх над жадностью, смекалка и ум — над глупостью.
Слайд 10Волшебные сказки
«Основное качество героя в
волшебной сказке — бескорыстие» (В.Я.Пропп)
1. Перечислите известные вам
волшебные сказки.
2. Согласны ли вы с мнением исследователя? Обоснуйте свой ответ.
Слайд 11Построение сказки
(присказка)
Сказки имеют особое построение. Некоторые сказки начинаются с
присказки.
Цель присказки — привлечь внимание слушателей. Часто это шутливые
прибаутки, например: «Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит бык печёный, возле него лук толчёный»; «Шли три молодца, зашли да позавтракали, дальше идут...
Это присказка, сказка будет впереди».
Слайд 12Зачин
За присказкой следует зачин, который переносит нас в сказочный мир
(«Жили-были...», «В некотором царстве, в некотором государстве») и рассказывает о
месте, времени действия.
Слайд 13Концовка
Сказка иногда имеет и концовку, в которой заключён вывод: «Стали
жить-поживать да добра наживать». Иногда концовка соединяется с конечной присказкой:
«Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мед-пиво пил, по губам текло, в рот не попало».
Слайд 14Сказка может служить примером высокого мастерства сказителей: она необычайно поэтична.
Русскую сказку отличают ритм, слаженность, напевность, неторопливое повествование.
Художественные особенности сказок
Слайд 15Сказочные формулы
В сказках часто используют устойчивые сочетания (они называются сказочными
формулами):
— обращения («Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне
передом...»);
— повторы («жили-жили», «шли-шли» и т.д.).
В сказке есть постоянные эпитеты (образные определения);
гиперболы (преувеличения).
Слайд 16Сказочные помощники
В сказках героям помогают чудесные помощники — животные, предметы
(ковёр-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, живая и мёртвая вода, гусли-самогуды, полотенце, превращающееся
в реку, и т.д.).
Слайд 17Терминология
По расшифровке напишите определение
1.Начало сказки называется …
2. Красочное определение, признак
предмета – это…
3. Последнее слово в сказке называется …
4. Ритмическая
прибаутка, предшествующая зачину сказки, называется …
Слайд 18«Царевна – лягушка»
Вопросы и задания
1. О чём эта сказка? Кто
её герои? К каким сказкам она относится (к сказкам о
животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности?
2. Как оценивал царь работу своих невесток? Проследите по тексту. Объясните, как вы понимаете эти оценки?
3. Чем отличается царевна-лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой?
4. Кто помогает Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?
Вопросы и задания
5. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: печалиться, тужить, кручиниться, слово мудреное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы.
6. Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди...»
7. Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы, и какую роль они выполняют?
8. Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя
героев в ней много?
«Царевна – лягушка»
Слайд 20План сказки
1. Как сватались царевичи?
2. Первый приказ царя (испечь каравай хлеба).
3.
Второй приказ царя (выткать ковёр за одну ночь).
4. Третий приказ царя (приехать на пир).
5. Иван-царевич и «старый старичок».
6. Встреча Ивана-царевича с
медведем, зайцем, селезнем,
щукой.
7. Иван-царевич и Баба-яга.
8. Чем закончилась сказка?
Слайд 21А.С. Пушкин одну свою сказку закончил следующими словами: «Сказка ложь,
да в ней намёк! Добрым молодцам урок».
1. Можно
ли отнести выражение поэта «сказка ложь » ко всем сказкам? Почему?
2. Если герои и их приключения выдуманы, то почему нам интересно читать о том, чего не было? Подумайте над этим.
3. Приходилось ли вам извлекать
«урок» из сказок? Если да, то какой?
Слайд 22 А.Г. Вампеев отмечает: «У каждого жанра есть
свои законы. Есть они и в сказке. Одним из них
является закон, по которому добро всегда побеждает зло».
1. Как вы думаете, почему в сказках добро побеждает зло? Разве в жизни всегда так происходит?
2. Какие ещё законы сказки, по вашему мнению, существуют?
Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть
твёрдыми в бедах, призывали
не мириться со злом,
бороться с ним.
Слайд 23Информационные ресурсы
http://www.lukoshko.net/
http://www.tyt-skazki.ru
http://www.adamin.org/2007/11/14/skazki_pushkina.html
http://www.friends-forum.com
Зайцев Д.С. Русская литература в вопросах и
заданиях: 5-6 кл. – М.: «ВЛАДОС»,2001
Меркин Г.С. Литература. 5 класс.
– М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009