Слайд 1МОДЕРНИСТСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В ПОЭЗИИ КОНЦА 19 – НАЧАЛА 20 ВЕКА
АВТОР: СУХОДОЛЬСКАЯ ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА
Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА
ПОЗНАКОМИТЬ С РУССКОЙ КУЛЬТУРОЙ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX
ВЕКОВ
ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Слайд 3ЗАДАЧИ УРОКА: 1.ДАТЬ ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПЕРИОДА.
2.ПОСТАВИТЬ ПЕРЕД
УЧАЩИМИСЯ ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА СОВРЕМЕННИКОВ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»? И ПРИВЕСТИ ИХ К ОТВЕТАМ НА НИХ.
3.ПОЗНАКОМИТЬ ОБЗОРНО С МОДЕРНИСТСКИМИ ТЕЧЕНИЯМИ ПОЭЗИИ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ.
4.ФОРМИРОВАТЬ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
Слайд 4«…ЭТОТ МИР ОЧАРОВАНИЙ, ЭТОТ МИР ИЗ СЕРЕБРА»
КАКИЕ МЫСЛИ ВОЗНИКАЮТ В
ВАШЕМ СОЗНАНИИ, КОГДА ВЫ СЛЫШИТЕ ЭТИ СЛОВА?
КАКИЕ АССОЦИАЦИИ ВЫЗЫВАЕТ ЗВУЧАНИЕ
ЭТИХ СЛОВ?
Слайд 5СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
АССОЦИАТИВНАЯ ЦЕПОЧКА:
БЛЕСК, ЯРКОСТЬ, ЗВОН, УТОНЧЕННОСТЬ, ХРУСТАЛЬ, БОКАЛЫ, ХРУПКОСТЬ, КАПЕЛЬ,
МЕТАЛЛ, ОРУЖИЕ, МГНОВЕННОСТЬ, НЕДОЛГОВЕЧНОСТЬ, ПРОЗРАЧНОСТЬ, СВЕЧЕНИЕ, СИЯНИЕ, ДЫМКА, ТУМАН, ВОЛШЕБСТВО,
ТАЙНА, ШЕПОТ, ГОЛОСА…
ОСОБЫЙ МИР – ВОЗВЫШЕННЫЙ И ПРЕКРАСНЫЙ
Слайд 6ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ
СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
НЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД НА РУБЕЖЕ XIX – XХ
ВЕКОВ, ОТМЕЧЕННЫЙ НЕОБЫКНОВЕННЫМ ТВОРЧЕСКИМ ПОДЪЕМОМ В ОБЛАСТИ ПОЭЗИИ, ГУМАНИТАРНЫХ НАУК,
ЖИВОПИСИ, МУЗЫКИ, ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВО. ВОПРОС О ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦАХ ЭТОГО ЯВЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ ОКОНЧАТЕЛЬНО НЕ РЕШЕН.
ВПЕРВЫЕ НАЗВАНИЕ БЫЛО ПРЕДЛОЖЕНО ФИЛОСОФОМ Н.БЕРДЯЕВЫМ.
СТАТЬЯ НИКОЛАЯ ОЦУПА «СЕРЕБРЯНЫЙ» ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ (1933 Г.)
КНИГА СЕРГЕЙ МАКОВСКОГО «НА ПАРНАСЕ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» (1962 Г.)
Слайд 7ПЕРВАЯ УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ
КАКОВО ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭПОХИ, ИМЕНУЕМОЙ СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ?
ПОЧЕМУ ИМЕННО
ПОЭЗИЯ ЗАНЯЛА В КУЛЬТУРЕ ВЕДУЩЕЕ МЕСТО?
Слайд 8ИСТОРИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
1890 – НАЧАЛО ЭПОХИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, РЕФОРМ ВИТТЕ
1894
– НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ НИКОЛАЯ П
С 1902 Г. – МАССОВОЕ СОЗДАНИЕ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
1903 Г. – ВТОРОЙ СЪЕЗД РСДРП
1904 -1905 -0 РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА
1905-1907 – ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
1906 – СОЗДАНИЕ 1 ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, АГРАРНАЯ РЕФОРМА СТОЛЫПИНА
1914 – НАЧАЛО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
1817 – ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, СВЕРЖЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ
1917 – ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (ПЕРЕВОРОТ)
Слайд 9ДЕКАДЕНСТВО (ЛАТ. DEKADENTIA – УПАДОК) – ЯВЛЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ КОНЦА
XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ, ОТМЕЧЕННОЕ ОТКАЗОМ ОТ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПОГРУЖЕНИЕМ
В СФЕРУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
МОДЕРНИЗМ ( ФР. MODERNE – НОВЕЙШИЙ, СОВРЕМЕННЫЙ) – ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, СЛОЖИВШАЯСЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА, ВОПЛОТИВШАЯСЯ В СИСТЕМЕ ОТНОСИТЕЛЬНО САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ТЕЧЕНИЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХСЯ ОЩУЩЕНИЕМ ДИСГАРМОНИИ МИРА, РАЗРЫВОМ С ТРАДИЦИЯМИ РЕАЛИЗМА, БУНТАРСКО-ЭПАТИРУЮЩИМ МИРОВОСПРИЯТИЕМ, ПРЕОБЛАДАНИЕМ МОТИВОВ УТРАТЫ СВЯЗИ С РЕАЛЬНОСТЬЮ, ОДИНОЧЕСТВА И ИЛЛЮЗОРНОЙ СВОБОДЫ ХУДОЖНИКА.
Слайд 10
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПОЭЗИЯ СМЕНЯЕТСЯ ПРОЗОЙ
ПРОЗУ СМЕНЯЕТ ПОЭЗИЯ
ВЫВОД
ПО ПЕРВОЙ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ:
ПОЭЗИЯ – ВСПЛЕСК ЧУВСТВ, ОЗАРЕНИЕ, СЕРДЕЧНАЯ БОЛЬ,
БЕЗУМСТВО, АПАТИЯ… И ВСЕГДА ПОТРЯСЕНИЕ.
ПОЭТЫ ПРЕДЧУВСТВОВАЛИ БУДУЩЕЕ. ПРЕДЧУВСТВИЕ ОБРЕТАЛО ФОРМУ СТИХА. СТИХ БЫЛ ИНДИВИДУАЛЕН.
Слайд 11КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ
(1867-1942)
Слайд 12ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ МЕРЕЖКОВСКИЙ
(1865-1941)
Слайд 13ФЕДОР СОЛОГУБ
ФЕДОР ТЕТЕРНИКОВ)
(1863-1927)
Слайд 14МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ КУЗМИН
(187501936)
Слайд 15МАКСИМИЛИАН АЛЕКСАНДРОВИЧ КИРИЕНКО-ВОЛОШИН (1877-1032)
Слайд 16МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА
(1892-1941)
Слайд 17ВЛАДИСЛАВ ФЕЛИЦИАНОВИЧ ХОДАСЕВИЧ
(1886-1939)
Слайд 18ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ
(ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ)
(1885-1922)
Слайд 19ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН
(ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОТАРЕВ)
(1885-1941)
Слайд 20ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ
(1893-1930)
Слайд 21ВЫВОДЫ, ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:
КАЖДЫЙ ПОЭТ – ЯРЧАЙШАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ОДАРЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ.
КАЖДЫЙ
СЧИТАЕТ, ЧТО ОН В ОТВЕТЕ ЗА БУДУЩЕЕ.
КАЖДЫЙ СТРЕМИТСЯ ВОБРАТЬ В
СВОЕ ТВОРЧЕСТВО ВЕСЬ МИР – КОСМОС, ВЕЧНОСТЬ, ЯВЛЕНИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ, КУЛЬТУРЫ. ПОДОБНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ ДРУГИХ ПОЭТОВ ВОСПРИНИМАЕТСЯ КАК ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА СОБСТВЕННУЮ ВСЕЛЕННУЮ. ОТСЮДА И СТРЕМЛЕНИЕ ЗАЩИТИТЬ СВОЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР, ОГРАДИТЬ ЕГО ОТ ВТОРЖЕНИЯ ОППОНЕНТОВ И ЖЕЛАНИЕ ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО ДОКАЗАТЬ СВОЮ ПРАВОТУ ЧИТАТЕЛЮ.
Слайд 22ВЫВОД
ЧТО ДАЕТ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОЭТОВ НАЧАЛА ВЕКА, ЧЬИ ТВОРЧЕСКИЕ
ПРИНЦИПЫ СТОЛЬ РАЗЛИЧНЫ, ПОД ОБЩИМ ПОНЯТИЕМ «ТВОРЦЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»?
ВСЕ ЭТИ
ПОЭТЫ – СОВРЕМЕННИКИ; ИХ ОБЪЕДИНЯЕТ ВРЕМЯ, САМА ЭПОХА
ВСЕМ ИМ СВОЙСТВЕННО ОЩУЩЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ХАОСА И СМЯТЕНИЯ, ДУШЕВНОЙ ДИСГАРМОНИИ;
ВСЕ ОНИ ПО-ОСОБЕННОМУ, ТРЕПЕТНО ОТНОСЯТСЯ К СЛОВУ, ОБРАЗУ, РИТМУ
ОНИ СКЛОННЫ К МАНИФЕСТАМ, ПРОГРАММАМ, ДЕКЛАРАЦИЯМ С ВЫРАЖЕНИЕМ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВКУСОВ, СИМПАТИЙ И АНТИПАТИЙ
ИХ СБЛИЖАЕТ И БЕЗЗАВЕТНОЕ ПОКЛОНЕНИЕ ИСКУССТВУ, ПРЕДАННОЕ СЛУЖЕНИЕ ЕМУ…
Слайд 23ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА СОВРЕМЕННИКОВ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»?
НИКОГДА -
НИ ДО, НИ ПОСЛЕ – НЕ БЫЛО В РОССИИ ТАКОЙ
ВЗВОЛНОВАННОСТИ ОСОЗНАНИЯ ЭПОХИ, ТАКИХ НАПРЯЖЕННЫХ ИСКАНИЙ И ЧАЯНИЙ, КАК ТОГДА, НА ИЗЛОМЕ ВРЕМЕНИ.
СВЕТ ЭТИХ ТВОРЧЕСКИХ ОЗАРЕНИЙ НАВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
РУССКИЙ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» НЕЗАБЫВАЕМ И НЕПОВТОРИМ.
Слайд 24 СОЗДАНИЕ СИНКВЕЙНА ПО ТЕМЕ УРОКА.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК.
Слайд 25ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
ПОДГОТОВИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (ПО ВЫБОРУ
УЧАЩИХСЯ)
ПРОСМОТРЕТЬ ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ, ЗАПИСАТЬ ВЫВОД ПО УРОКУ.