Слайд 1Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова
“Тихо было всё на небе
и на земле, как в сердце человека в минуту утренней
молитвы...”
Молитва как духовное делание, как беседа с Богом для верующего человека.
Слайд 21.Отработка навыка анализа лирического произведения.
2.Повторение понятий теории литературы: роды
литературы, жанры лирики, художественные средства лирических произведений (эпитет, метафора, олицетворение,
антитеза, сравнение, оксюморон).
3.Знакомство с жанром молитвы в творчестве М.Ю. Лермонтова, ее художественными особенностями.
Цели урока
Слайд 3Что же такое молитва в вашем понимании?
Что такое — молитва?
Некий
сакральный текст, произносимые вслух или про себя слова, непонятные непосвящённым?
Ритуальное заклинание, священнодействие, веками остающийся неизменным набор слов, подчас устаревших, вышедших из употребления?
Или же это состояние просьбы, которое невозможно представить себе или описать, если никогда его не испытывал?
С какой целью человек обращается с молитвой?
Можно ли заставить человека молиться?
Какие внешние и внутренние факты мотивации молитв?
Слайд 4Молитва «Отче наш»
“созвучье слов живых”,
Отче наш, иже еси
на небесех!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя, яко на
небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим,
И не введи нас во искушение,
Но избави нас от лукавого.
Слайд 5Вечные ценности
Какие духовные ценности выражены в молитве?
Как вы понимаете выражение
«Хлеб насущный»?
Только ли о земной пище идет речь?
Как в
молитве представлен мотив бумеранга?
При каком условии возможно прощение Бога?
Слайд 7«Крылья души»
Молитва – это наша беседа с Богом. У
нас все от Бога. Поэтому в радости, и в печали,
и в нужде мы должны обращаться к Богу с молитвой.
Что кровь для тела, то молитва для души. Молитву называют «крыльями души», так как искренняя молитва возносит сердце человека выше небес.
Слайд 8Молитвы - крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству…
Во всей жизни человека нет иного достояния драгоценнее молитвы.
Святой Ефрем Сирин
Храм Святого Архистратига Божия Михаила
села Большая Глушица
Слайд 9Михаил Юрьевич Лермонтов
1814 - 1841
Заболотский П.Е. Портрет поэта
М. Ю. Лермонтова. 1837. Из коллекции Третьяковской галереи.
Слайд 10Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Благодарность «
1840 г. в «Отечественных записках»
За все, за
все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву
поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Слайд 11Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Благодарность «
1840 г. в «Отечественных записках»
Художественный эффект достигается
ироническим переосмыслением благодарности, выражаемой не за радости жизни, а за
испытанные в ней страдания.
О каких страданиях говорит поэт? Кого благодарит?
Слайд 12Выводы
Трагическое чувство одиночества в мире и разлад с враждебной действительностью
выливаются в дерзко-иронический вызов Богу, основавшему несовершенный и парадоксальный мир.
Обобщенности стихотворения способствует укрупнение масштаба лирического «Я», вступающего в непосредственный контакт с высшей духовной силой. «Ты» (бог) и «Я» (поэт) — два противостоящих друг другу, но равновеликих и могучих духа.
Слайд 13Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва» 1837г
Молитва (странника)
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред
твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с
благодарностью, иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
1837г.
Слайд 14Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва» 1837г
Посвящено, по-видимому, Варваре Алексеевне Лопухиной,
давней знакомой М.Ю.Лермонтова,
женщине духовно близкой поэту, которую, по мнению
исследователей, он искренне любил.
Варвара Александровна Лопухина
Акварель М.Ю.Лермонтова.
1835-1838
Слайд 15
Каким чувством проникнуто стихотворение?
К кому оно обращено?
Какой художественный прием употреблен
поэтом и почему?
Как еще называет лирический герой Матерь Божию?
Леушинская икона Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы"
Слайд 16Антитеза
(от греческого: противопоставление) –одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи,
в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия,
мысли, черты характера действующих лиц.
Слайд 17
Что же такое, на ваш взгляд, «мир упования», который нужен
сердцу лирической героини?
Верит ли лирический
герой стихотворения в вечную жизнь?
Как вы это поняли?
Слайд 18Анализ стихотворения
Почему лирический герой не просит о собственной защите?
Как говорит он о своей душе?
Как эпитеты раскрывают образ лирического
героя?
Слайд 19
«Не за свою молю душу пустынную,
За душу
странника в свете безродного».)
Эпитеты помогают понять душевное состояние лирического героя,
его вселенское одиночество. Душа без Бога теряет родство со всем живым.
Слайд 20В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу
я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая
прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко --
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
«Молитва» 1839г
Слайд 21Вопросы
Из скольких частей состоит стихотворение?
О чём говорит поэт в 1
части?
Какие образные средства помогают автору ярче выразить основную мысль?
Чему
посвящена 2 строфа стихотворения?
Какие образные средства помогают нам почувствовать проникновенную силу молитвенного слова? Что напоминают эти строки?
Какое настроение передано в финальной части стихотворения? О чём она?
Слайд 22Мария Щербатова
О княгине Марии Алексеевне Щербатовой в литературе о Лермонтове
имеются в общем довольно скудные и разрозненные сведения. Между тем
поэт посвятил ей стихотворения «Молитва»
Имя ее вошло также в историю дуэли Лермонтова с Э. де Барантом, повлекшей за собой вторую ссылку поэта на Кавказ; Указав, что зимой 1839 г. Лермонтов был «сильно заинтересован кн. Щербатовой», Шан-Гирей пишет далее, что «слишком явное предпочтение, оказанное на бале счастливому сопернику, взорвало Баранта <...> и на завтра назначена была встреча». Н. М. Смирнов в «Памятных заметках» также рассказывает: «...он (Лермонтов, — Л. Н.) влюбился во вдову княгиню Щербатову <...> за которою волочился сын французского посла барона Баранта. Соперничество в любви и сплетни поссорили Лермонтова с Барантом... Они дрались...».
Слайд 23Дуэль.
“18 февраля рано утром на Парголовской дороге, за Чёрной речкой,
недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом” (И.Л.
Андроников. “Судьба Лермонтова”), состоялась дуэль, закончившаяся бескровно. Дуэль сначала проходила на шпагах, а после на пистолетах, причём Барант стрелял в Лермонтова, но промахнулся, Лермонтов же выстрелил в воздух.
Слайд 24Лермонтов заплатил высокую цену за свои стихи, за любовь к
молодой вдове. Как известно, именно эта его ссылка в конце
концов закончилась дуэлью с Мартыновым и смертью поэта. Поэтому с уверенностью можно сказать, что его “Молитва” — из тех стихов, о которых Б.Л. Пастернак сказал так:
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.
(“О, знал бы я, что так бывает...”, 1931)
Слайд 25Прелесть
Для светского человека « прелесть – это очарование, обаяние, привлекательность;
приятные, пленяющие явления», так объясняется это слово в «Словаре русского
языке» С.И. Ожегова.
Для православного же христианина прелесть- это обольщение, хитрость, обман, ложь; состояние ложного духовного самосознания. Поэтому к слову прелесть никак не может быть применим эпитет «святая». Это взаимопротиворечащие понятия, так называемый оксюморон.
Слайд 26Со-звучие, со-гласное звучание каждого слова — могучий аккорд души человеческой,
обращённой к Богу, где каждое слово не просто на своём
месте, а — единственно, неповторимо и вечно. Где смысл слов впитывается и улавливается не рассудком, границы которого устанавливают “пределы естества”, а всей духовной сущностью человека, которому в молитве дано соприкоснуться с бессмертием и даже в какой-то мере постичь его. Полифонию этого поистине музыкального произведения пытались уловить и передать в своих произведениях и величайшие композиторы современности.
К лермонтовской “Молитве”, как и к другим его поэтическим шедеврам, применима и знаменитая формула совершенного литературного произведения, данная А.С. Пушкиным в “Евгении Онегине”: “союз волшебных звуков, чувств и дум”.
Слайд 27Лирический герой этого стихотворения не кажется одиноким странником. Он
обрел веру, и душа его не «пустынна», она заполнена
Благодатью Божией при обращении к молитве.
Икона Божией Матери «Умиление »
Слайд 28Люблю я молиться в храме Божием, в молитве покаяния и
умиления спадают с души моей терния узы страстей, и мне
становится так легко; и как бы умираю для мира, и мир для меня со всеми своими благами; я оживаю в Боге и для Бога, для единого Бога.
Святой Праведный
Иоанн Крондштадтский
Слайд 29Выводы
Особенности молитвы как жанра лирики.
Молитва - это стихотворение, в
котором лирический герой обращается к Богу, Божией Матери, ставит важнейшие
вопросы бытия и находит ответы на них в Богообщении.
Молитва для верующего человека - это беседа с Богом, посредством которой человек очищается от греха, страстей земных. Это упование на благое разрешение всех нестроений. Это стремление приблизиться к Отцу Небесному. Ибо цель жизни человека – обожение, достижение святости.