Разделы презентаций


Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Содержание

Литературная разминка1. Раскройте литературоведческие понятия:- Послание - Гимн- Инверсия

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Открытый урок по литературе Стрельцова Л.Ю.
ТЕМА: «Мотив одиночества в лирике М.Ю.

Лермонтова»

Открытый урок по литературе Стрельцова Л.Ю. ТЕМА: «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»

Слайд 2Литературная разминка

1. Раскройте литературоведческие понятия:

- Послание

- Гимн
- Инверсия -Антитеза
- Троп - Мотив
- Баллада - Лирика

Литературная разминка1. Раскройте литературоведческие понятия:- Послание

Слайд 3

2. Схематически изобразите стихотворный размер:

Я м б

___ ` ___
Х о р е й
`___ ___
Д а к т и л ь
`___ ___ ___
А м ф и б р а х и й
___ `___ ___
А н а п е с т
___ ___ `___

2. Схематически изобразите стихотворный размер:Я м б

Слайд 4
Прочитайте наизусть одно из посланий А.С. Пушкина.

К кому обращается в

своих посланиях А.С.Пушкин?

Какова отличительная особенность жанра?

Прочитайте наизусть одно из посланий А.С. Пушкина.К кому обращается в своих посланиях А.С.Пушкин?Какова отличительная особенность жанра?

Слайд 5
Парус.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрипит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

Парус.   Белеет парус одинокий           В

Слайд 6Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841)

Лермонтов Михаил Юрьевич  (1814-1841)

Слайд 7 «На севере диком»

На

севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет,

качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой-
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.


«На севере диком»

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой-
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.

«На севере диком» На севере диком стоит одиноко На голой вершине

Слайд 8Утес

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась

рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого

утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.


Утес

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.

Утес Ночевала тучка золотаяНа груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;Но остался

Слайд 9ТЕМА: «Мотив одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова»

ТЕМА:   «Мотив одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова»

Слайд 10Задачи:
Вспомнить эпизоды биографии М.Ю.Лермонтова и попытаться найти причины зарождения мотива

одиночества;
Учиться определять основную тему лирического произведения;
Анализировать и сравнивать литературные произведения;
Повторить

литературоведческие понятия.
Задачи:Вспомнить эпизоды биографии М.Ю.Лермонтова и попытаться найти причины зарождения мотива одиночества;Учиться определять основную тему лирического произведения;Анализировать и

Слайд 11Эпиграф к уроку
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить,
Делить

веселье все готовы –
Никто не хочет грусть делить…


(«Одиночество» М.Ю.Лермонтов)
Эпиграф к урокуКак страшно жизни сей оковыНам в одиночестве влачить,Делить веселье все готовы – Никто не хочет

Слайд 12Воспроизведите по ключевым словам факты биографии поэта
Москва 1814

Воспроизведите по ключевым словам факты биографии поэтаМосква 1814

Слайд 13Семья

Семья

Слайд 143 года
Я сын страданья.
Мой отец
Не знал покоя,
по конец,
В

слезах
угасла мать моя…

3 годаЯ сын страданья. Мой отецНе знал покоя, по конец,В слезах угасла мать моя…

Слайд 15Тарханы

Тарханы

Слайд 16Кавказ
Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой:

Они меня в младенчестве носили

И к небесам пустыни приучили.



И долго мне мечталось с этих пор

Все небо юга да утесы гор.


КавказПриветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой: Они меня в младенчестве носили И к

Слайд 17«Смерть поэта»
Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим!
Будь

справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века

Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.
«Смерть поэта» Отмщенье, государь, отмщенье! Паду к ногам твоим! Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его

Слайд 18Ссылка

Ссылка

Слайд 19Убит 15 июля 1841г.
близ горы Машук
Убит 15 июля 1841г.

близ горы Машук
Дуэль

Убит 15 июля 1841г. близ горы МашукУбит 15 июля 1841г. близ горы МашукДуэль

Слайд 20Листок
Какое настроение пробудило в вас это стихотворение?
На произведение какого жанра

похоже оно? Обоснуйте свой ответ.
Если бы вы были художником,

какой пейзаж вы нарисовали по этому сюжету?
А будучи композитором, какую мелодию вы сочинили к этому стихотворению?
ЛистокКакое настроение пробудило в вас это стихотворение?На произведение какого жанра похоже оно? Обоснуйте свой ответ. Если бы

Слайд 21Листок

Листок

Слайд 22Тема
бесприютность, одиночество листка

Основная мысль

скитание, поиск родной души, пристанища

Композиция


1 строфа- судьба одинокого листка
2 строфа- благополучное существование
молодой чинары
3 строфа и далее - диалог странника и
чинары


Темабесприютность, одиночество листкаОсновная мысльскитание, поиск родной души, пристанища Композиция

Слайд 23Стихотворный размер
Ду-бо-вый- ли-сток- о-тор-вал-ся –от- вет-ки –ро-ди-мой
И в-степь –у-ка-тил-ся-, жес-то-ко-ю-

бу-рей –го-ни-мый
Пятистопный амфибрахий


___ `___ ___

Стихотворный размерДу-бо-вый- ли-сток- о-тор-вал-ся –от- вет-ки –ро-ди-мойИ в-степь –у-ка-тил-ся-, жес-то-ко-ю- бу-рей –го-ни-мыйПятистопный амфибрахий___  `___  ___

Слайд 24Средства выразительности
Эпитеты
ветка родимая, бурей гонимый ,тоска глубокая, солнцем любима
Олицетворения


ветер шепчется, лаская зелёные ветки, листок молит ,море умывает корни
Инверсия


засох я, молит с тоскою глубокой, сынам моим свежим не пара
Антитеза
листок и чинара, степь и Чёрное море, холод и зной, песни райских птиц и рассказы мудреные и чудные



Средства выразительностиЭпитетыветка родимая, бурей гонимый ,тоска глубокая, солнцем любима Олицетворения ветер шепчется, лаская зелёные ветки, листок молит

Слайд 251.Оределите предметный ряд произведения
Листок -
Чинара
Степь –
Райский

сад

2. Как показаны одиночество и бесприютность?
Оторвался от ветки родимой»,

«жестокою бурей гонимый», «увял он от холода, зноя и горя», «докатился до Чёрного моря».
3.Почему чинара отказывается приютить странника?
Не желает нарушать свой покой.
4. Какие мотивы звучат в этом стихотворении?
Одиночества, странничества.
5.В каких ещё произведениях Лермонтова звучат эти мотивы?
«Утёс», «На севере диком..», «Тучи», «Парус».
1.Оределите предметный ряд произведенияЛисток    - ЧинараСтепь –Райский сад2. Как показаны одиночество и бесприютность? Оторвался

Слайд 26Сравним стихотворения В.А.Жуковского и М.Ю.Лермонтова с общим названием «Листок».
В.А.Жуковский.
Тема
Основная мысль
Сюжет
Лирический

герой
Композиция
Настроение
М.Ю.Лермонтов
Тема
Основная мысль
Сюжет
Лирический герой
Композиция
Настроение

Сравним стихотворения В.А.Жуковского и М.Ю.Лермонтова с общим названием «Листок».В.А.Жуковский.ТемаОсновная мысльСюжетЛирический геройКомпозицияНастроениеМ.Ю.ЛермонтовТемаОсновная мысльСюжетЛирический геройКомпозицияНастроение

Слайд 27Вывод:
Тема общая, судьба одинокого листка.
Настроение в «Листке» В.А.Жуковского-исполнение предназначенного роком,

судьбой; нет отчаяния, одиночества,
а в стихотворении Лермонтова - поиски

родной души, пристанища.



Вывод:Тема общая, судьба одинокого листка.Настроение в «Листке» В.А.Жуковского-исполнение предназначенного роком, судьбой; нет отчаяния, одиночества, а в стихотворении

Слайд 28Подведём итоги.
Как вы понимаете литературоведческий термин «мотив лирики»?
Какие мотивы

лирики М.Ю.Лермонтова мы с вами сегодня определили?
Вернёмся к

эпиграфу. Какой жизненный урок мы можем извлечь из этого изречения? Чему оно учит нас?
Подведём итоги.Как вы понимаете литературоведческий термин «мотив лирики»? Какие мотивы лирики М.Ю.Лермонтова мы с вами сегодня определили?

Слайд 29 Какой жизненный урок мы можем извлечь из этого изречения?

Чему оно учит нас?

Как страшно жизни сей оковы Нам в

одиночестве влачить, Делить веселье все готовы – Никто не хочет грусть делить… («Одиночество» М.Ю.Лермонтов)
Какой жизненный урок мы можем извлечь из этого изречения? Чему оно учит нас? Как страшно жизни

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика