Разделы презентаций


М.Ю. Лермонтов

Содержание

Цель: познакомить с биографией поэта; особенностями его поэзии; выявить истоки противоречивости и трагичности поэзии; заинтересовать личностью Лермонтова, воспитывать чувств и понимание поэзии

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1М.Ю.Лермонтов – поэт критического познания и действительности

М.Ю.Лермонтов – поэт критического познания и действительности

Слайд 2Цель: познакомить с биографией поэта; особенностями его поэзии; выявить истоки

противоречивости и трагичности поэзии; заинтересовать личностью Лермонтова, воспитывать чувств и

понимание поэзии

План
1.подготовка к восприятию темы (чтение стих-я)
2.Создание проблемной ситуации
3.Знакомство с этапами жизненного пути
4.Основные направления лирики
5.Обобщения, выводы

Цель: познакомить с биографией поэта; особенностями его поэзии; выявить истоки противоречивости и трагичности поэзии; заинтересовать личностью Лермонтова,

Слайд 3Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый

миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой

ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я - или бог - или никто! 1832

Вопрос: Кто же этот неведомый избранник, гонимый миром, с русскою душой, с разбитыми надеждами, проживший короткую жизнь?

Нет, я не Байрон, я другой,Еще неведомый избранник,Как он, гонимый миром странник,Но только с русскою душой.Я раньше

Слайд 4 Природа наделила его талантами. Он был одарен

удивительной музыкальностью — играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял

музыку на собственные стихи. В последний год жизни он положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню». Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих, нетерпеливых коней. Если бы он профессионально занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником.

Природа наделила его талантами. Он был одарен удивительной музыкальностью — играл на скрипке, на

Слайд 5 Он владел французским, немецким, английским, читал по-латыни,

впоследствии, на Кавказе, примется изучать «татарский», то есть азербайджанский язык,

в Грузии будет записывать слова грузинские и одной из своих поэм даст грузинское название — «Мцыри». Он помнил тысячи строк из произведений поэтов великих и малых, иностранных и русских, но из обширного круга его чтения нужно выделить двух авторов: Байрона и — особенно — Пушкина.

Он владел французским, немецким, английским, читал по-латыни, впоследствии, на Кавказе, примется изучать «татарский», то

Слайд 6Лермонтов был противоречивой личностью: мог быть холодно-сдержанным и страстно откровенным,

бунтующим и усталым, доверчивым и презрительным
Как всякий

настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.

Лермонтов был противоречивой личностью: мог быть холодно-сдержанным и страстно откровенным, бунтующим и усталым, доверчивым и презрительным

Слайд 7Прочитайте строки из стихотворений поэта:
1) «Я жить хочу, хочу печали»

«И скучно и грустно, и некому руку подать»

2) «Я

не унижусь пред тобою»
«Я думаю о ней, я плачу и люблю»

3) «Москва! Москва! Люблю тебя как сын!
«Прощай, немытая Россия»

Вопрос: Есть ли противоречие в лирике Лермонтова?

Прочитайте строки из стихотворений поэта:1) «Я жить хочу, хочу печали»  «И скучно и грустно, и некому

Слайд 8Какую бы сторону жизни мы ни взяли – всюду у

Лермонтова видна эта полярность отношения, почти взаимоисключающие друг друга чувства.

Как же это совмещалось в одном человеке? Как сложился и жил Лермонтов?
Какую бы сторону жизни мы ни взяли – всюду у Лермонтова видна эта полярность отношения, почти взаимоисключающие

Слайд 9Противоречия с детства окружали Лермонтова и обнаруживали трагические разлады жизни.

На чуткую душу ребенка обрушилась жестокая семейная драма:

после смерти матери начались распри между отцом и бабушкой. Воспитанием мальчика занялась бабушка, т.к. обещала сделать его своим наследником











Тарханы
(Пензенская губерния)

Противоречия с детства окружали Лермонтова и обнаруживали трагические разлады жизни.   На чуткую душу ребенка обрушилась

Слайд 10 Легенды о Пугачеве, песни о Стеньке Разине,

горная красота Кавказа. Вот истоки мечты о вольности. И в

то же время он видит рядом униженных крепостных («Бабинька! Это же что такое – бить людей? Я запрещаю!»
Легенды о Пугачеве, песни о Стеньке Разине, горная красота Кавказа. Вот истоки мечты о

Слайд 11Лермонтов рос болезненным. Это обострило ощущение трагического несовершенства мира.

Лермонтов рос болезненным. Это обострило ощущение трагического несовершенства мира.

Слайд 12 Учился в Благородном пансионе при Московском университете,

где читал Пушкина и Шиллера, писал стихи, мечтал о героическом.

Но все порывы прихлопнуты одним движением руки императора: Николай 1 приказал закрыть пансион из-за непочтительности воспитанников.
Учился в Благородном пансионе при Московском университете, где читал Пушкина и Шиллера, писал стихи,

Слайд 13 За участие в литературном кружке выгнан из

университета. 2 года школы гвардейских подпрапорщиков были настоящей каторгой: жесткий

контроль, строгая дисциплина
За участие в литературном кружке выгнан из университета. 2 года школы гвардейских подпрапорщиков были

Слайд 14 В обществе пугала одинаковость людей и безмыслие.

Отсюда одиночество. Но презрение к обществу и одиночество его страшат.

Боится разрыва связей.
В обществе пугала одинаковость людей и безмыслие. Отсюда одиночество. Но презрение к обществу и

Слайд 15Ссылки на Кавказ
1) за стихотворение «Смерть поэта»

2) за дуэль
с

французским посланником









Место дуэли
Ссылки на Кавказ1) за стихотворение «Смерть поэта»2) за дуэль с французским посланником

Слайд 16Нет, я не Байрон, я другой…
Характерная особенность

лирики Лермонтова – тематика одиночества, противопоставление себя обществу и миру

в целом, разочарованность жизнью. Эти же черты характерны и литературному течению «байронизма», которое было популярно во времена Лермонтова, но Михаил Юрьевич придал этому течению черты свои собственные, раскрасил красками своей души, хоть и сохранив единый тематический набор.
Нет, я не Байрон, я другой…   Характерная особенность лирики Лермонтова – тематика одиночества, противопоставление себя

Слайд 17Основные направления лирики Лермонтова:
1.    О себе-поэте 2.    Презрение к

обществу 3.    Разочарование жизнью 4.    Тема одиночества 5.    Страдальческая любовь 6.    Демон Лермонтова 7.    О

своей душе
Основные направления лирики Лермонтова:  1.    О себе-поэте 2.    Презрение к обществу 3.    Разочарование жизнью 4.    Тема

Слайд 18Лермонтов о себе как о поэте
«Что

без страданий жизнь поэта?
И что

без бури океан?» 
Сравнивая поэта с океаном, Лермонтов подчёркивает: поэт – это прежде всего душа, способная выражать манипуляции, происходящие с ней, словами, а потому поэт с гладкой кожей на лбу , лишённой морщин, вовсе не поэт. Но всё же он гордится, что способен «холодной буквой…объяснить боренье дум», ведь «нет звуков у людей довольно сильных, чтоб изобразить желание блаженства».
Лермонтов о себе как о поэте     «Что без страданий жизнь поэта?

Слайд 19Презрение к обществу
«Печально я гляжу на наше

поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем

познанья и сомненья, В бездействии состарится оно».

Общество – это скопище людей, равнодушных к  добру и злу, преклоняющиеся без малейших слов перед властью, уставшие от борьбы в самом начале своего пути, а перед лицом опасности пугаются, не смея ничего вымолвить. Эти люди, не успев узнать жизни, устают от неё, а тот остаток чувственности скрывают за семью печатями, а на обозрение ближним выставляют страсти, а потому уже не способны они любить и даже ненавидеть по-настоящему – самопожертвенно.

Презрение к обществу   «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль

Слайд 20Тема одиночества
«Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве

влачить. Делить веселье все готовы: Никто не хочет грусть делить».

«Никто моим словам не внемлет» ,- неоднократно повторяет поэт. Непонимание – и это непонимание и становится синонимом одиночества лирического героя Лермонтова.
Тема одиночества  «Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье все готовы: Никто

Слайд 21Страдальческая любовь
«Нет, не тебя так пылко я

люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое

страданье И молодость погибшую мою».

Любовь лирического героя Лермонтова – эта не та любовь, то светлое чувство самопожертвования и самоотречения во имя своего возлюбленного, это всепоглощающее чувство скорби. Герой кидается в гущу любовный страстей, заранее зная, что удел любви – разочарование, смерть, забвение. И всё время, будучи сжигаемый от страсти, он корчится в муках, страдает от собственной любви!

Страдальческая любовь   «Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье:

Слайд 22Демон Лермонтова
«Собранье зол его стихия. … Сидит уныл и

мрачен он. - Он недоверчивость вселяет, Он презрел чистую любовь, Он все

моленья отвергает, Он равнодушно видит кровь, И звук высоких ощущений Он давит голосом страстей…»

Слово «демон» - лишь метафора, обозначающая чувство личной непохожести на остальных, чувство, угнетающее человека, за которое он себя укоряет, но без коего не может быть и индивидуальности человека. Демон Лермонтова – это его злоба, появившаяся вследствие презрения к светскому обществу, вызванный его одиночеством.

Демон Лермонтова   «Собранье зол его стихия. … Сидит уныл и мрачен он. -  Он

Слайд 23О своей душе
«Нет, я не Байрон, я

другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою

душой. Я раньше начал, кончу ране, Мой ум не много совершит; В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы? Я — или бог — или никто!»

Данное стихотворение в полноценном объёме отображает грани души Лермонтова, хотя оно и было написано в ранние годы. В нём провозглашения себя самостоятельной личностью, которой хоть и пророчат лишь подражание великому гению, она, личность Лермонтова, является иным.

О своей душе   «Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый

Слайд 24На примере следующего стихотворения сделайте вывод о том, какое любимое

поэтическое средство Лермонтова и его излюбленный поэтический прием

На примере следующего стихотворения сделайте вывод о том, какое любимое поэтическое средство Лермонтова и его излюбленный поэтический

Слайд 25Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И

вечной правды торжеством.
Клянусь паденья горькой мукой,
Победы краткою мечтой;
Клянусь свиданием с

тобой
И вновь грозящею разлукой;
Клянуся сонмищем духов,
Судьбою братий, мне подвластных,
Мечами ангелов бесстрастных,
Моих недремлющих врагов;
Клянуся небом я и адом,
Земной святыней и тобой;
Клянусь твоим последним взглядом,
Твоею первою слезой,
Незлобных уст твоих дыханьем,
Волною шелковых кудрей;
Клянусь блаженством и страданьем,
Клянусь любовию моей...

Клянусь я первым днем творенья,Клянусь его последним днем,Клянусь позором преступленьяИ вечной правды торжеством.Клянусь паденья горькой мукой,Победы краткою

Слайд 26Как много говорит самый стих о личности его творца, о

его характере, о его страсти!
Любимым поэтическим

средством являются антитезы — столкновение противоположных понятий: «день первый» — «день последний», «позор» — «торжество», «паденье» — «победа», «свиданье» — «разлука», «демоны» — «ангелы», «небо» — «ад», «блаженство» — «страданье»... И другой, излюбленный, поэтический прием — анафора, настойчивое повторение в начале строки одного и того же слова.

Как много говорит самый стих о личности его творца, о его характере, о его страсти!

Слайд 27В чем особенность названий стихотворений?
«Нет, я не Байрон»
«Я не могу

не произнесть»
«Я не люблю тебя, страстей…»
«Я не достоин, может быть…»
«Не

играй моей тоской»
«Я не унижусь пред тобою»
В чем особенность названий стихотворений?«Нет, я не Байрон»«Я не могу не произнесть»«Я не люблю тебя, страстей…»«Я не

Слайд 28 Эти стихи открываются возражением. Поэт противопоставляет себя

окружающему. В строках чувствуется мучительная противоречивость чувств. Вот истоки тональности

поэзии Лермонтова – тоски, печали, грусти, одиночества.
Эти стихи открываются возражением. Поэт противопоставляет себя окружающему. В строках чувствуется мучительная противоречивость чувств.

Слайд 29Так почему же в душе Лермонтова, «как в океане, надежд

разбитых груз лежит»?
Состоянию общественной жизни отвечала его

собственная трагическая судьба: ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, мучения неразделенной любви в ранней юности, а потом разлука с Варварой Лопухиной, разобщенные судьбы, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы... Все это свершалось словно затем, чтобы усилить трагический характер его поэзии. И при всем том он не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.

Так почему же в душе Лермонтова, «как в океане, надежд разбитых груз лежит»?   Состоянию общественной

Слайд 30Лермонтов не находит

гармонии

нигде
Лермонтов     не находит        гармонии

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика