Слайд 2
ФАТАЛИ́ЗМ- (от ·лат. fatalis - роковой) (·книж. ). Вера в
фатум, в неотвратимую судьбу, основанная на представлении, будто всё в
мире предопределено и человек ничего не в силах изменить.
«Рассуждали о том, что мусульманское поверье, будто судьба человека написана на небесах, находит и между нами, христианами, многих поклонников. ..»
Слайд 3В чём смысл названия главы?
Главный «треугольник» повести – Вулич –
Печорин – Судьба. Тема – вера или неверие в предопределенность
жизни человека. Отсюда и название – «Фаталист».
Слайд 4Почему в повести главное лицо не Печорин?
Вулич «имел вид
существа особенного, неспособного делиться мыслями и страстями с теми, которых
судьба дала ему в товарищи».
Загадочная, неординарная личность, Вулич привлекает внимание Печорина. Оппозиция Вулич-Печорин в центре повести.
Слайд 6Чем привлекает образ Вулича?
Он был родом серб, как видно было
из его имени.
Наружность поручика Вулича отвечала вполне его характеру. Высокий
рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его, — все это будто согласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи.
Он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн; вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками, — которых прелесть трудно достигнуть, не видав их, он никогда не волочился. Говорили, однако, что жена полковника была неравнодушна к его выразительным глазам; но он не шутя сердился, когда об этом намекали.
Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. За зеленым столом он забывал все, и обыкновенно проигрывал; но постоянные неудачи только раздражали его упрямство.
Слайд 7
Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича?
Слайд 8
Я пристально посмотрел ему в глаза; но он спокойным и
неподвижным взором встретил мой испытующий взгляд, и бледные губы его
улыбнулись; но, несмотря на его хладнокровие, мне казалось, я читал печать смерти на бледном лице его. Я замечал, и многие старые воины подтверждали мое замечание, что часто на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы, так что привычным глазам трудно ошибиться.
— Вы нынче умрете! — сказал я ему.
Он быстро ко мне обернулся, но отвечал медленно и спокойно:
— Может быть, да, может быть, нет…
Слайд 9
Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую
гибель Вулича?
Ищет ли Вулич смерти?
Слайд 10Как проявляет себя Печорин в этом эпизоде?
«-Кому угодно?» Печорин «шутя»
предложил свое пари. «Утверждаю, что нет предопределения», - сказал я».
«Мне
надоела эта длинная церемония».
«…или застрелитесь, или…пойдемте спать».
— Вы счастливы в игре, — сказал я Вуличу…
— В первый раз от роду, — отвечал он, самодовольно улыбаясь, — это лучше банка и штосса.
— Зато немножко опаснее.
— А что? вы начали верить предопределению?
— Верю; только не понимаю теперь, отчего мне казалось, будто вы непременно должны нынче умереть…
Слайд 12Какова роль пейзажа в данной новелле? Как характеризуют Печорина его
размышления?
Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный,
как зарево пожара, начал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо, с своими бесчисленными жителями, на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!...
Слайд 14
«Знаешь, что случилось?» — сказали мне в один голос три офицера,
пришедшие за мною; они были бледны как смерть.
— Что?
— Вулич убит.
Я остолбенел…
…Вулич
шел один по темной улице: на него наскочил пьяный казак, изрубивший свинью и, может быть, прошел бы мимо, не заметив его, если б Вулич, вдруг остановясь, не сказал: «Кого ты, братец, ищешь» — «Тебя!» — отвечал казак, ударив его шашкой, и разрубил его от плеча почти до сердца… Два казака, встретившие меня и следившие за убийцей, подоспели, подняли раненого, но он был уже при последнем издыхании и сказал только два слова: «Он прав!» Я один понимал темное значение этих слов: они относились ко мне; я предсказал невольно бедному его судьбу; мой инстинкт не обманул меня: я точно прочел на его изменившемся лице печать близкой кончины.
Слайд 15
Между тем надо было на что-нибудь решиться и схватить преступника.
Никто, однако, не отважился броситься первым. Я подошел к окну
и посмотрел в щель ставня: бледный, он лежал на полу, держа в правой руке пистолет; окровавленная шашка лежала возле него. Выразительные глаза его страшно вращались кругом; порою он вздрагивал и хватал себя за голову, как будто неясно припоминая вчерашнее. Я не прочел большой решимости в этом беспокойном взгляде и сказал майору, что напрасно он не велит выломать дверь и броситься туда казакам, потому что лучше это сделать теперь, нежели после, когда он совсем опомнится.
Слайд 16
Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его
личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
Слайд 17
…подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу.
— Погодите, — сказал я майору, я
его возьму живого.
Велев есаулу завести с ним разговор и поставив
у дверей трех казаков, готовых ее выбить, и броситься мне на помощь при данном знаке, я обошел хату и приблизился к роковому окну. Сердце мое сильно билось.
— Ах ты окаянный! — кричал есаул. — что ты, над нами смеешься, что ли? али думаешь, что мы с тобой не совладаем? — Он стал стучать в дверь изо всей силы, я, приложив глаз к щели, следил за движениями казака, не ожидавшего с этой стороны нападения, — и вдруг оторвал ставень и бросился в окно головой вниз. Выстрел раздался у меня над самым ухом, пуля сорвала эполет. Но дым, наполнивший комнату, помешал моему противнику найти шашку, лежавшую возле него. Я схватил его за руки; казаки ворвались, и не прошло трех минут, как преступник был уж связан и отведен под конвоем.
Слайд 18
К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом
выявляется?
Докажите, что глава «Фаталист» — это философское произведение.
Слайд 19Почему именно глава «Фаталист» завершает повествование о Печорине?
Повесть "Фаталист" выполняет
роль финала тем, что подводит итог личности и поведению героя,
открывая в нем такие черты мужества и активности, которые имеют уже не только интимный, но и общественный смысл". Такое композиционное положение и преимущественно философская проблематика как бы ставят главу в особое положение, что и служит основанием для ее выделения и обособления.
Слайд 20Е. Н. Михайлова:
«Лермонтов как бы говорит своей новеллой: никто не
может решить окончательно, существует предопределение или нет, поскольку всегда остается
место для случайности, для субъективных «промахов мысли» при объяснении явлений; но даже если предопределение и существует (к чему склоняет пример судьбы Вулича), то и в таком случае человеку остается одно — действовать, испытывать судьбу.
Действие, борьба — вот последний вывод Лермонтова из проблемы рока»