Слайд 1Классная работа
Тема: М.Ю. Лермонтов.
Поэма « Беглец»
Слайд 2Цели урока:
1.Углубить знания учащихся по творчеству М.Ю. Лермонтова;
2.Научить учащихся работать
с текстом, строить и составлять: синквейны, словарные карты, работать с
приемами ИНСЕРТ, «Бортовым журналом», «Дневником двойной записи»,
таблицей «Тонких» и «Толстых» вопросов;
3. Воспитать интерес к творчеству поэта, патриотическое воспитание,
любовь к русской литературе;
Слайд 3Эпиграф урока
Своим изменивший,
Изменой кровавой,
Врага не сразивши,
Погибнет
без славы.
М.Ю. Лермонтов.
Слайд 4Мозговой штурм
В каком году, где и в какой семье родился
М.Ю. Лермонтов?
Откуда происходил род М.Ю. Лермонто-
вых?
Кем являлся отец
поэта?
Кто была мать поэта?
Кем была для поэта его бабушка?
Где протекало детство поэта?
Слайд 5В каком году семья переезжает в Москву?
В каком году поэт
был зачислен в 4-й класс
Московского университетского благородного пансиона?
Куда
поступает в ноябре 1832 года М.Ю.Лермонтов?
В каком году был арестован
поэт и за что?
Мозговой штурм
Слайд 6Мозговой штурм
В каком году и куда поэт был отправлен в
изгнание?
Какие годы можно назвать годами литера-
турной славы поэта?
Какие произведения поэта вы знаете?
Когда и при каких обстоятельствах погибает поэт?
Слайд 7Жизнь и творчество
М.Ю Лермонтова
1814-1841
Слайд 8Мать Лермонтова, Мария Михайловна, натура романтическая и болезненная, училась в
институте благородных девиц; отец- 27-летний отставной капитан из «захудалого» дворянского
рода. Мать Марии была против брака. Они преодолели сопротивление матери. Эта борьба подорвала здоровье Марии Михайловне и, когда сыну исполнилось 3 года, она умерла.
Слайд 9Воспитанием занялась бабушка,Е.А.Арсеньева,человек очень властный и строгий. Отец хотел увезти
сына. Но она убедила его не делать этого, составив
завещание, по которому все ее состояние должно было перейти к внуку, но с обязательным условием, что до совершеннолетия внук будет жить с ней.
Слайд 10Тарханы…Половина жизни поэта прошло в этом имении. После смерти дочери
Елизавета Арсентьевна велела сжечь дом, а на его месте построила
новый, где ,по ее мнению, должно быть счастье.
Слайд 11В Тарханах Михаил жил как богатый барчук, у него было
несколько комнат, бабушка делала все, чтобы он мог учиться, развиваться
физически.
Слайд 13Бабушка постоянно возила внука на лечение в Пятигорск. Кавказская природа
поразила мальчика. Он увидел снежные вершины гор, бьющие на Машуке
серные источники, степь на десятки верст, бурные и быстрые реки.
Слайд 141 сентября 1827 года тринадцатилетний Лермонтов был зачислен в четвертый
класс Московского благородного пансиона. Этой же осенью он увлеченно сочиняет
стихи. Он создает более 50 стихотворений, занимается переводами
Лермонтов учился блестяще, отличался не только в гуманитарных науках, словесности и искусствах ,(он рисовал, играл на скрипке)но и в математике.
1830 год…Лермонтов-студент Московского университета. Но учеба в ВУЗе не задалась. Его не устраивали преподаватели, и в 1823 году он был уволен по собственному прошению.
Из воспоминаний
Слайд 15
После смерти А.Пушкина Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта».Пробыв
под арестом несколько дней, он был направлен в драгунский полк,
который находился на Кавказе, где шла война с горцами.
Тебе,Кавказ,
суровый край земли,
я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной;
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной,
На севере, в стране тебе чужой,
Я сердцем твой-всегда и всюду твой!
Слайд 16УТЕС
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь
она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный
след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Слайд 17ПАРУС
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет
он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой
Слайд 18За свои вольнолюбивые, бунтарские стихи, за резкий характер М.Ю.Лермонтова недолюбливали
в обществе. Вокруг него, особенно в последний год жизни, все
туже затягивалась петля интриг-гнусных, страшных.
Подножие горы Машук хранит страшную тайну: в сильный дождь состоялась дуэль между Мартыновым и Лермонтовым.
Великий поэт был убит.А он даже не выстрелил, подняв вверх дуло пистолета, тем самым показав, что стрелять
не намерен.
«Туда ему и дорога»-сказал император, узнав о гибели поэта
Слайд 19 Тело великого русского поэта принял скалистый Машук, по склонам
которого он взбирался некогда мальчиком…Но эта могила оказалась временной: бабушка
выхлопотала разрешение перевезти прах внука в Тарханы. Гроб установлен в фамильном склепе.
Слайд 20Лермонтов прожил такую короткую жизнь, что нельзя не поразиться тем
фактам, что он успел создать огромный литературный мир и сделаться
величайшим русским поэтом, равным Пушкину .Слава Лермонтова имеет свои особенности. И стихи, и проза его прежде всего ставят читателя как бы перед самим собой ,заставляют задуматься о себе, о своем месте в обществе,
в мире. Он зажигает душу
стремлением к добру, красоте,
к жизни, к умению противостоять
бурям жизни.
Слайд 21Работа с приемом ИНСЕРТ
по биографии М.Ю. Лермонтова
Слайд 22Работа с приемом « Бортовой журнал»
Чтение текста Ираклия Андроникова
« Певец
Родины» стр.68
Слайд 23Чтение поэмы «Беглец»
Стратегия « Чтение с остановками»
Почему Гарун бежит
быстрее лани, быстрей чем заяц от орла? (1)
Как вы думаете
, что его ждет в родном ауле?»(1)
Как бы вы поступили на месте Селима?(2)
Какую роль в поэме играет
«Песня старины»?
(прочитать основные строки).(3)
Слайд 24Чтение с остановками поэмы «Беглец»
Как вы думаете как отнесется к
поступку Гаруна его мать?(4)
Как бы вы поступили на месте матери?(5)
В
каких строках заключается основная мысль поэмы?(6)
Слайд 25Прием «Дневник двойной записи»
Чтение текста Ираклия Андроникова о поэме «
Беглец».
Слайд 26Словарная карта (8 шагов)
Презентация слова;
Нахождение в учебнике предложения с этим
словом;
Дефиниция(определение по толковому словарю);
Подбор синонимов;
Подбор антонимов;
Подбор родственных слов;
Ответ на вопрос
(Какие ассоциации
вызывает?);
8. Составление собственного
предложения с данным словом.
Слайд 27Прием таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
Слайд 28Создать «Синквейн»
Ключевое слово (существительное)
Беглец
прилагательное прилагательное
позорный усталый
глагол глагол глагол
бежал скрывался погиб
Цитата текста
Врага не сразивши, погибнет без славы.
синонимы к ключевому слову
раб и трус
Слайд 29Домашнее задание
Прочитать стихотворение армянского поэта 19 века Рафаэля Патканяна «Великий
человек».
Сделать сравнение , чем близки
поэма М.Ю.Лермонтова и
это
стихотворение?
Какая тема в них раскрывается?