Слайд 1
Разработка урока по русской литературе
в 10 «Б» классе
Тема: «Не искушай меня любя!»
(по
образу Катерины
в драме
А.Н. Островского «Гроза»)
Подготовила: Нарметова С.А.
Слайд 2Цель урока:
Образовательные: 1. Дать понятие художественного образа; 2. Умение раскрывать
художественный образ через сравнительную характеристику героев; 3. Обобщить изученный материал
Развивающие: 1.Формировать коммуникативные и интеллектуальные способности. 2 Развивать способность к сравнению, сопоставлению, влиять на формирование их читательских интересов. 3.Развивать память, логическое мышление, расширять кругозор учащихся, формировать глубокий и устойчивый интерес к предмету.
Воспитательные: 1.Воспитывать уважение к традиционным ценностям семьи; 2. показать вневременные рамки классического художественного произведения; 3. воспитывать художественный вкус.
Слайд 3Эпиграф к уроку
"Отчего люди не летают!
Я говорю,
отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется,
что я птица. Когда стоишь на горе,
так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки
и
полетела." (Катерина; Островский, "Гроза")
Слайд 4История создания драмы «Гроза»
Слайд 5«Волга дала Островскому обильную пищу,
указала ему новые темы для драм
и комедий
и вдохновила его…» (участник «Литературной
экспедиции» С.В.Максимов).
Пьеса была
написана быстро:
Начата в июле, а окончена в октябре 1859 года.
Драматург воссоздал необычайно яркие, живые и узнаваемые в жизни характеры. Жители нескольких поволжских городов спорили, где же на самом деле происходили события, показанные в драме «Гроза».
Слайд 6Эвристическая беседа
Как вы понимаете эти слова?
(«Не искушай меня любя!»
)
Что для вас СЕМЬЯ?
Подберите синоним к слову «любовь» (в вашем
понимании)
Слайд 7Анкетирование
Задание: расставьте приоритеты. Любовь
Доверие
Взаимопонимание
Компромисс
(соглашение на основе взаимных уступок)
Слайд 8Организация работы с текстом художественного произведения
Пересказ сюжета драмы
Слайд 9Образная характеристика героев пьесы «Гроза»
Образ Катерины
Образ Тихона
Образ Бориса
Образ Кабанова
Слайд 10
Дикой Савел Прокофьич - типичный
представитель «темного царства».
Каково ваше представление о
Диком?
Что является причиной необузданного произвола Дикого?
Как он
относится к окружающим?
Уверен ли он в безграничности своей власти?
Слайд 11
Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».
1. Каково ваше
представление об этом персонаже?
2. Как она относится к своим
домашним?
Каково ее отношение к «новым порядкам»?
Слайд 12Вывод:
Значит, Кабанова, согласно «Домострою», видела свой долг и свою обязанность
в том, чтобы учить и наставлять своих детей, чтобы сохранить
семью, поддерживать «Закон» и «Порядок» в доме. А «порядок», убеждена Кабанова, можно поддерживать только страхом, только страх может удержать от греха. Она извлекает из Библии и Домостроя именно те формулы, которые могут оправдать ее деспотизм.
Слайд 13Молодые герои пьесы
Катерина
Борис
Тихон
Варвара
Кудряш
Слайд 14
Сделаем вывод
Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный
укорами и приказаниями
матери, думает о том, как бы
вырваться из дома. Он
безвольный, покорный человек.
Борис - мягкий, добрый, действительно понимает
Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен
бороться за свое счастье, выбирает путь смирения.
Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нее ложь - защита от законов «темного царства». Она убежала из дома, но не покорилась.
Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всеми путями борется за свое счастье.
Слайд 15Задания:
1.анализ семейного уклада родной семьи Катерины и семьи, в которую
она попала, выйдя замуж за Тихона;
2. анализ семейного уклада Кабановых;
3. почему молодая купеческая жена несчастлива в семье мужа?
4. замуж за Тихона Катерина пошла по любви?
5. Тихон в свою очередь любил Катерину или стал её мужем по указке маменьки?
Слайд 16Работа по тексту произведения Островского «Гроза»
Зачитывается сцена .
(Действие 2, явл.2)
по ролям.
Выразительное чтение по ролям и анализ сцены прощания Тихона
и Катерины. (Действие 2, явл.4)
Анализ сцены свидания (Действие 3,сцена 2,явл.3)
Слайд 17Вопросы по тексту произведения
Почему Катерина изменяет мужу с Борисом?
В чём
суть семейного конфликта?
В чём смысл социального конфликта?
Почему Катерина не нашла
счастья в семье? Почему она решается на самоубийство?
Слайд 18Чем является любовь Катерины – ослеплением, разрешительной страстью или прозрением,
высшей ценностью в жизни?
Слайд 19- Как же святость «блаженного» Бориса отражается на героях «Грозы»?
Катерина
и Борис отказываются и не желают бороться за свою любовь.
Борис не хочет бежать с Катериной, как бежали Кудряш с Варварой. Все это объясняется «кротостью» героев, смирением перед нравственными законами, любовь их греховна, преступна, безнравственна, т.к. находится вне семьи.