Слайд 1« Не смейте забывать
учителей»
Урок –размышление
по рассказу Ю.Бондарева
«Простите нас»
Автор
-учитель русского языка и литературы Маджалисской СОШ Исмаилова У.М.
Слайд 2Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам
подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
(А.Пушкин)
Слайд 3Цели:
формировать навыки анализа художественного текста с выявлением мотивов поведения героя;
содействовать
обретению учащимися через литературное произведение нравственных знаний о памяти, долге,
совести, благодарности,
формированию нравственных ориентиров;
Слайд 5Родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской области.
В 1931 году семьяпереехала в Москву. Жили в Замоскворечье. Юрий
учился в 516-й средней школе. Уроки, увлечение футболом, коньками, голубями - обычная мальчишеская жизнь с ее радостями и огорчениями. В ряде его интересов большое место занимали и книги. Этому во многом способствовала мать, приобщившая сына к русской классике.
Слайд 6 В 1941 году Бондарев участвовал в сооружении оборонительных
укреплений под Смоленском. Потом была эвакуация, где Юрий окончил 10-й
класс. Летом 1942 года его направили на учебу в Бердичевское пехотное училище в городе Актюбинске. В октябре того же года курсанты были переброшены под Сталинград. Бондарев был зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. В бою он был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и штурме Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.
Слайд 7Именно на фронте в сознание Ю. Бондарева вошли кристально
чистые заповеди любви к Родине, порядочности, верности. Ведь в бою
все обнажено и очевидно - что добро, а что зло. И каждый оказывается перед выбором. Бондарев сделал свой выбор один раз и навсегда. Он выбрал берег человеческой порядочности. И там же, на войне, писатель понял главное: "человек рождается для любви, а не для ненависти"
Слайд 8Наряду с творчеством Ю. В. Бондарев вел и активную общественную
деятельность. С 1959 по 1963 год он являлся членом редколлегии,
редактором "Литературной газеты". В ноябре 1971 года был избран первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, а с 1990 по 1994 год являлся председателем Союза писателей России.
Слайд 9Произведения Юрия Бондарева
"Тишина«
"Берег«
"Игра«
"Батальоны просят
огня«
"Юность командиров«
"Мгновения"
"Горячий снег
" Выбор
"Искушение«
Бермудский треугольник«
"Последние
залпы«
"Непротивление"
Слайд 10
Память... В ней могут оказаться стертыми имена, события, встречи
с людьми. Но наступают моменты, когда вдруг голос памяти властно позовет
человека, захлестнет, как волна, поднимет уснувшие чувства. И тогда уже никуда не убежать, никуда не деться от голоса потревоженной памяти.
Так случилось и с героем рассказа Ю. Бондарева - Павлом Георгиевичем Сафоновым.
Слайд 11
Передайте впечатления Сафонова от встречи с городом.
Почему он
почувствовал себя экскурсантом?
Назовите три встречи героя с близкими людьми.
Какие
чувства испытал П.Г. после этого визита и почему?
Какие чувства пришли к нему «Посещение матери Веры».
? Почему почувствовал себя «будто ограбленным»?
Почему Верина мать посмотрела ему прямо в зрачки долгим тягучим взглядом?
Окончательно разбитый, усталый, он решил уехать. И вдруг - как спасение, как нежданная радость - он увидел аллею, а в ее тени - школу, где учился. Он вошел в аллею, сел на скамейку, и вновь нахлынули воспоминания.
Слайд 12
- Кто такой Сафонов, чем он занимается?
Какую характеристику
Сафонову дает автор? Что узнаем о его внутреннем мире, душевном
складе?
Проследим по тексту, с каким настроением идет Сафонов в город? Что помогает понять это настроение?
И вот он попадает в город. Конечно, город изменился, как изменился и сам герой. Итак, у героя два города: город детства и тот город, который встретил его через много лет.
Слайд 13образованный
уверенный
прославившийся
успешный
вспыльчивый
умный
Павел. Какой он?
Слайд 14приезд
воспоминания
раскаяние
расставание
Для Павла?
Для
Марии Петровны
встреча
Слайд 15- Кто такой Сафонов?
Откуда он возвращался?
Как случилось, что
Сафонов оказался в родном городе
Какие чувства испытал Сафонов,
оказавшись в родном городе?
А как раскрывает автор чувства Сафонова при встрече с Марией Петровной?
Подумайте, ребята, как бы вёл себя Сафонов в Москве, на заводе? И как он ведёт себя здесь с Марией Петровной?
А что хотела узнать Мария Петровна.? Что её интересует больше всего?
А какой учительницей была Мария Петровна? Какой её показывает автор?
Как вы называете таких учителей?
Какие слова вы бы нашли, чтобы ответить на поздравительную телеграмму Марии Петровны?
Слайд 16Мария Петровна
Старенькая худенькая женщина с болезненно-бледным лицом, ставшая с
годами ещё более тонкой и хрупкой. Одинокая, живёт только школой,
учениками. Своей семьи, своих детей нет.
Слайд 17Павел Георгиевич -преуспевающий, в меру самодовольный и самоуспокоенный человек
Слайд 18Воспоминания
Вера
Витька Снегирев
Первая любовь
Преданность друга
Слайд 19ПОВЕДЕНИЕ САФОНОВА
В Москве:
уверенность;
напористость;
громко разговаривает;
работает конструктором;
может вспылить;
Павел Георгиевич
С Марией Петровной:
робеет;
смущается, как
ученик;
не пожал руку;
просит разрешения
закурить;
становится Пашей
Слайд 20 Как отнеслась учительница к визиту Сафонова?
Какие чувства
испытывает Павел, оставшись один в комнате учителя?
Почему на настойчивые вопросы
о том, пишут ли ей бывшие ученики, навещают ли ее, М.П. отвечает уклончиво и все время переводит разговор на другое?
Что говорит об этом Сафонов?
Какие чувства владеют П.Г. в этот момент?
Слайд 22раскаяние.
чувство вины
стыд
Простите
прозрение
Слайд 23Известный конструктор
Успешный
Уставший от известности
Самоуспокоенный
благополучный
Испытывает чувство стыда
Осознает вину перед близкими
Чувствует мучительное
раскаяние
Павел Сафонов
Слайд 26
ПРОСТИТЕ НАС
Что мы видим за этими словами?
Странно:
почему мы так же,
как и перед
родителями,
всякий раз чувствуем свою вину
перед учителями. И не за то вовсе, что было в
школе,- нет, а за то, что сталось с нами после.
В.Распутин
Слайд 28 -
Говоря вас ,кого имеет в виду Сафонов?
Как вы понимаете слово «покаяние»?
-
Когда человек просит прощение? Что он при этом чувствует?
- Кто испытывает стыд, вину в рассказе?
. У кого просит прощение Павел Георгиевич?
Охарактеризуйте образ Марии Петровны
Слайд 29Сколько в человеке ПАМЯТИ,
столько в нем и ЧЕЛОВЕКА.
В. Распутин
Слайд 30Приехав в родной город, Сафонов встречается с самим собой. Старенькая
учительница и теперь преподала ему урок совести, чуткости, и он
начинает видеть свою жизнь в истинном свете и переживает чувство мучительного стыда перед учительницей, которой они все, бывшие ученики, так многим обязаны. Встреча с учительницей обнажила в нем равнодушие к людям близким и к тем, кто воспитал его, вложил в него частицу своего сердечного тепла. Он осознал безнравственность забвения человека человеком и сформулировал свое прозрение в двух словах телеграммы: «Простите нас!».
Слайд 31 Не растеряйте на своём жизненном пути добрые, чистые светлые
чувства, порождённые родителями и учителями. Помните: нельзя забывать мать, Родину
и учителей
А слова «Будь с каждым днём – о будь! – всё виноватей!» пусть тоже будут добрым напутствием на всю последующую жизнь. Пусть они тревожат ваши сердца, будят вашу совесть, взывают к памяти и благодарности.