Слайд 1«Человек чистого сердца»
Учитель:Лукина Елена Астратовна
Слайд 2Задачи урока:
развивать монологическую речь учащихся
совершенствовать навык составления характеристики литературного героя
Слайд 3
Скажи, какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет?
И посмотрели косо
вслед
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
(Л. Мартынов)
Слайд 4 Кого из литературных героев мы можем назвать человеком чистого сердца?
Юшку.
Почему?
Слайд 5Прочитайте два высказывания. С какой точкой зрения вы согласны и
почему?
1. Действительно, Платоновского Юшку можно назвать человеком чистого сердца. Он
жил так, чтобы окружающим было хорошо. Он по-настоящему любил людей. Был милосердным, добрым, иными словами, Юшка жил по христианским заповедям: относился к людям так, как хотел, чтобы относились к нему. Юшка оставил след в душе каждого, его помнят люди.
Слайд 6Прочитайте два высказывания. С какой точкой зрения вы согласны и
почему?
2. Я считаю, что жить как Юшка, в наше время
нельзя. Его все обижали, ему грубили, над ним смеялись и даже издевались, а он все беспрекословно терпел. Но ради чего? Быть добрым — это хорошо, но все-таки не надо прощать обидчика, нужно ему ответить тем же, то есть на грубость — грубостью.
Слайд 7И все-таки образ Юшки запал в души неравнодушных людей, в
души людей, с которыми он общался.
Однако без Юшки жить людям
стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.
Слайд 8Над чем заставил вас задуматься Юшка?
Слайд 9Очень созвучны с содержанием рассказа Платонова строки из стихотворения Андрея
Дементьева:
Жизнь нуждается в милосердии,
Милосердием мы бедны,
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова
в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души как топоры,
Слишком многих мы словом ранили,
Позабыв, что слова остры.
Как вы понимаете это стихотворение? В каких строках выражена идея?
Слайд 10Равнодушие — это самая страшная черта характера в человеке.
Но
почему?
Слайд 11 Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда,
Рвануться на выручку
нужно
В любую минуту — всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта,
улыбка твоя,
То помни, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
К чему призывают нас строки этого стихотворения?
Слайд 12Не замечаем, как уходят годы,
Спохватимся, когда они пройдут.
И все свои
ошибки и невзгоды
Выносим мы на запоздалый суд
И говорим, когда б
не то, да это,
Иначе жизнь мы прожили б свою,
Но призывает совесть нас к ответу
В начале жизни, а не на краю.
А жить бы так, как будто наступает
Тот самый главный,
Самый страшный суд,
Живите, словно дарите а память
Вы жизнь свою тем людям,
Что потом придут. Как вы поняли это стихотворение А. Дементьева?
Слайд 13Хочется закончить урок словами поэта Р. Гамзатова:
Люди! Я прошу вас
ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так
уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Слайд 14Домашнее задание:
Ответить письменно на один из предложенных вопросов.
Нужны ли
нам такие люди, как Юшка?
Что значит быть милосердным?
Какой след мне
бы хотелось оставить на земле?