Разделы презентаций


Образ Катерины

Содержание

ЦЕЛЬ УРОКАПроанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это – проявление силы или слабости духа? Развивать умение работать с критической литературой. Прав ли Н. Добролюбов, назвав Катерину «лучом

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ТЕМА УРОКА
«ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ» (Н. ДОБРОЛЮБОВ)
ОБРАЗ КАТЕРИНЫ. ЕЕ

ДУШЕВНАЯ ТРАГЕДИЯ.
(ПО ДРАМЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)

ТЕМА УРОКА«ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ» (Н. ДОБРОЛЮБОВ)ОБРАЗ КАТЕРИНЫ. ЕЕ ДУШЕВНАЯ ТРАГЕДИЯ. (ПО ДРАМЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)

Слайд 2ЦЕЛЬ УРОКА
Проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство,

что это – проявление силы или слабости духа?
Развивать умение

работать с критической литературой.
Прав ли Н. Добролюбов, назвав Катерину «лучом света в темном царстве».
ЦЕЛЬ УРОКАПроанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это – проявление силы или слабости

Слайд 31823 – 1886 г.г.
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ

1823 – 1886 г.г.	АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ 				ОСТРОВСКИЙ

Слайд 4ЭПИГРАФ
«Гроза есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского;

взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых

трагических последствий…»
( Н. Добролюбов)

ЭПИГРАФ  «Гроза есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в

Слайд 5 И. Глазунов. Иллюстрация к пьесе А.Н. Островского «Гроза»
«В «Грозе» есть

что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» есть, по нашему мнению,

фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства» (Н. Добролюбов)
И. Глазунов. Иллюстрация к пьесе А.Н. Островского «Гроза»«В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» есть,

Слайд 6«Луч света в темном царстве», - так назвал Катерину русский

критик Н. Добролюбов.
«…самый характер Катерины… тоже веет на нас новой

жизнью, открывающийся в самой ее гибели». (Н. Добролюбов)

«Прежде всего нас поражает необыкновенная своеобразность этого характера. Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически». (Н. Добролюбов)
 

«Луч света в темном царстве», - так назвал Катерину русский критик Н. Добролюбов.«…самый характер Катерины… тоже веет

Слайд 7I. Вступление. Пьесы А.Н. Островского – «пьесы жизни». (История создания

драмы «Гроза»)
II. Основная часть. Душевная трагедия Катерины.
1.      Жизнь Катерины

в родительском доме.
а) сердечное отношение родных.
б) времяпрепровождение (посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок…)
в) относительная свобода.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ КАТЕРИНЫ.

I.	 Вступление. Пьесы А.Н. Островского – «пьесы жизни». (История создания драмы «Гроза») II. Основная часть. Душевная трагедия

Слайд 82.     Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей:

а) болезненная

впечатлительность, экзальтированность;
б) романтическое отношение к жизни.
3.      Жизнь Катерины в доме

Кабановой.
а) жестокое отношение Кабанихи;
б) постоянный духовный бунт;
в) непонимание ее натуры и стремлений Тихоном.

2.     Черты характера, развившиеся под влиянием 	жизни у родителей:а) болезненная впечатлительность, экзальтированность;б) романтическое отношение к жизни.3.      Жизнь

Слайд 9  4.   Влияние жизни у Кабановых на Катерину.
а) осознание своей

обреченности;
б) замкнутость, разочарованность в семейной жизни;
в) страстное стремление к свободе,

любви, счастью.
    
    

  4.   Влияние жизни у Кабановых на Катерину.а) осознание своей обреченности;б) замкнутость, разочарованность в семейной жизни;в) страстное

Слайд 105. Основные черты характера:
а) честность, непосредственность;
б) моральная чистота;
в) решительность,

мужество;
г) страстность натуры, глубина чувств;
д) стремление к свободе;
е) поэтичность натуры;
ж)

незаурядный ум;
з) доброта, бескорыстие.
5. 	 Основные черты характера:а) честность, непосредственность;б) моральная чистота;в) решительность, мужество;г) страстность натуры, глубина чувств;д) стремление к

Слайд 11 6. Речь Катерины – отражение богатства ее внутреннего мира.
7.

Гибель Катерины – это слабость или ее сила?
III. Заключение. Образ

Катерины в оценке критиков. Мое мнение о Катерине.
 

 6. Речь Катерины – отражение богатства ее внутреннего мира. 7. Гибель Катерины – это слабость или ее

Слайд 12ДОБРОЛЮБОВ ОБ ОБРАЗЕ КАТЕРИНЫ:
«В сумрачной обстановке новой семьи… под тяжелой

рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет

свободы ее чувствам… Она ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, а ее держат в неволе, в ней постоянно подозревают нечистые, развратные замыслы…»

«К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая в себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».
 
 

ДОБРОЛЮБОВ ОБ ОБРАЗЕ КАТЕРИНЫ:«В сумрачной обстановке новой семьи… под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым

Слайд 13Д.И. ПИСАРЕВ О КАТЕРИНЕ (ст. «Мотивы русской драмы» (1864 г.)
Писарев

называет Катерину «полоумной мечтательницей» и «визионеркой».

«Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нею под руками, она разрубает все затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством».
Д.И. ПИСАРЕВ О КАТЕРИНЕ (ст. «Мотивы русской драмы» (1864 г.)Писарев называет Катерину «полоумной мечтательницей» и «визионеркой».

Слайд 14Нравственные переживания героини Писарев считает следствием того же неразумения героини:
«Катерина

начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до

полусумасшествия; а между тем Борис живет в том же городе, все идет по-старому, и, прибегая к маленьким хитростям, можно было бы кое-как видеться и наслаждаться жизнью. Но Катерина ходит как потерянная, и Варвара очень основательно боится, что она бухнется мужу в ноги да и расскажет ему все по порядку. Так оно и выходит…. Грянул гром – Катерина потеряла последний остаток своего ума…»
Нравственные переживания героини Писарев считает следствием того же неразумения героини:«Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в

Слайд 181. -духовно
богатая,
поэтическая,
возвышенная
натура;
2. - сомневается в правильности
своих поступков,
пробует остановить

себя;
3. -не идет на
нравственные
компромиссы
(на «сделку
с совестью»;
4. испытывает
отвращение
ко

лжи, обману;

5. -жаждет
свободы
и счастья
 

1. -пугается силы
и глубины своего чувства к Борису;
 
 
2. -обладает обостренным чувством справедливости;



3. -ощущает страх перед «своеволием» чувства любви;
 

4. -переживает чувство вины перед Тихоном;
 

5. -нравственные понятия религиозно окрашены


«ДИАЛЕКТИКА ДУШИ» ГЕРОИНИ
 

БОРЬБА СТРАСТИ И ЧИСТОТЫ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА


ПОЧЕМУ ПОГИБЛА КАТЕРИНА?

1. -духовно богатая,поэтическая,возвышенная натура;2. - сомневается в правильностисвоих поступков,пробует остановить себя;3. -не идет на нравственныекомпромиссы(на «сделкус совестью»;4.

Слайд 19Н ДОБРОЛЮБОВ:
 
«Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда

другого выхода нет. Хорошо что нашлась в этой бедной женщине

решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее… Без сомнения, лучше было бы, если бы возможно было Катерине избавиться другим образом от своих мучителей, или же окружающие ее мучители могли бы измениться…»

Н ДОБРОЛЮБОВ: «Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо что нашлась в

Слайд 20«Мы уже сказали, что конец кажется нам отрадным; легко понять,

почему; в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит

ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с насильственными мервеющими началами. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое дают ей в обмен за ее живую душу…»


«Мы уже сказали, что конец кажется нам отрадным; легко понять, почему; в нем дан страшный вызов самодурной

Слайд 21Образ Катерины в интерпретации актрис
Стрепетова в роли Катерины
«Она создала нам

мученицу, русскую женщину. И мы увидели это мученичество во всем

его ужасе, во всей его нетленной красоте» (В.М. Дорошевич. Старая театральная Москва. – М. : Петроград, 1923г).
Образ Катерины в интерпретации актрисСтрепетова в роли Катерины«Она создала нам мученицу, русскую женщину. И мы увидели это

Слайд 22Заслуженная артистка ЕРМОЛОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА
«Ее Катерина, действительно, была не мимолетная

искра, а»луч света в темном царстве», луч смелый, сильный, яркий,

предвещающий восход солнца, разгоняющего мрак. Такую Катерину нельзя ни оплакивать, ни ни жалеть, как Катерину Стрепетовой, перед ней можно преклоняться, как перед трагической героиней, у нее можно учиться мужеству героической воли.» (С.Н. Дурылин)
Заслуженная артистка ЕРМОЛОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА«Ее Катерина, действительно, была не мимолетная искра, а»луч света в темном царстве», луч

Слайд 23«Ермолова доказала, что эта «бытовая драма» - могучая русская народная

трагедия, а роль русской женщины из глухого городка – образ

героический, раскрывающий и печальную судьбу русской женщины в прошлом, и ее способность к победе над этой злой долей».(С.Н. Дурылин)

И Стрепетова, и Ермолова в своих интерпретациях образа акцентировали внимание зрителя на разных сторонах личности Катерины. Стрепетова имела право рассматривать Катерину как жертву темного царства. Сам Островский высоко ценил игру Стрепетовой, т.к. актриса будила в душах зрителей протест против тех жизненных условий, которые привели Катерину к гибели. Катерина Ермоловой сама была олицетворением протеста против темного царства. Игра Ермоловой рождала ощущение новой жизни, звала к активной борьбе за счастье и справедливость.
 

«Ермолова доказала, что эта «бытовая драма» - могучая русская народная трагедия, а роль русской женщины из глухого

Слайд 24«Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать

резко и живо самые существенные ее стороны» пьесы Островского –

«это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни». (Н,Добролюбов)
«Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика