Слайд 1Двадцать второе октября.
Классная работа.
Слайд 2Сатира – это разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая
пороки людей и общества. Формы эти могут быть самыми разнообразными
– парадокс и гипербола, гротеск и пародия и т.д.
Слайд 3Парадокс – это в литературе прием утверждения, явно противоречащего общепринятым
понятиям, либо для разоблачения тех из них, которые, по мнению
автора, ложны, либо для выражения своего несогласия с так называемым «здравым смыслом», обусловленным косностью, догматизмом, невежеством.
Слайд 4Гротеск – это причудливое смешение в образе реального и фантастического,
прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего
выражения творческого замысла. Гротеск обязательно нарушает границы правдоподобия, придает изображению некую условность и выводит художественный образ за пределы вероятного, осознанно деформируя его.
Слайд 5Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении;
образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения,
размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого. Может быть идеализирующей и уничижающей.
Слайд 6Пародия – это (от греч. parodia para — против +
ode — песнь, пение; букв. песнь наоборот) — произведение, высмеивающее
характерные черты пародируемого автора.
Слайд 7Ирония – это троп, состоящий в употреблении слова или выражения
в смысле обратном буквальному с целью насмешки.
Отколе, умная, бредешь ты,
голова! (Крылов) (в обращении к ослу).
Слайд 8Юмор – это вид комического, в котором пороки осмеиваются не
беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости
человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств.
Слайд 9Сарказм – это едкая язвительная насмешка над кем-либо или над
чем-либо. Широко используется в сатирических литературных произведениях.
Слайд 10Жизненные источники создания повести «Шинель» (Петербург 1830 – 1840 –х
гг.)
«Тишина в нём (Петербурге) необыкновенная, никакой дух не блестит в
народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах».
(Н.В. Гоголь – матери, 30 апреля 1829 г.)
Слайд 11Жизненные источники создания повести «Шинель» (Петербург 1830 – 1840 –х
гг.)
«В… четырёх инстанциях… бумага должна сделать 159 оборотов; столько же
нужно и на обратном пути к исполнению, и вдвое более, - если министр потребует каких – нибудь справок и объяснений…».
(Н.А. Добролюбов «Руководство к наглядному изучению административного порядка течения бумаг в России»)
Слайд 12Жизненные источники создания повести «Шинель» (Петербург 1830 – 1840 –х
гг.)
«Снова хожу каждый день в должность… Жалованья получаю сущую безделицу.
Весь мой доход состоит в том, что иногда или напишу, или переведу какую – нибудь статейку для г. журналистов… Одного только нужно здесь опасаться бедняку – заболеть… издержки на лекарства и лекарей для него совершенно невозможны, и ему остаётся одно средство – умереть».
(Н.В. Гоголь – матери, 2 февраля 1830 г.)
Слайд 13Акакий Акакиевич Башмачкин
(В. Боклевский, В. Степанова – Казацкая)
Слайд 14Акакий Акакиевич Башмачкин у Петровича (Б. Кустодиев)
Слайд 15Акакий Акакиевич Башмачкин у значительного лица (Кукрыниксы)
Слайд 16«Шинель» Н.В. Гоголя и «Медный всадник»
А.С. Пушкина
Что общего
в социальном положении Евгения из «Медного всадника» и Акакия Акакиевича из «Шинели»?
Случайно ли упоминание бронзового памятника Петру I в описании времяпрепровождения чиновников в повести Н.В. Гоголя?
Почему так снижен образ Медного всадника в Петербурге?
Есть ли в повести Гоголя параллель тому, что появляется в больном воображении бедного Евгения ?
Каково значение этих фантастических сцен в каждом из произведений?
В чём, по –вашему, состоит различие в отношении А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя к своим героям?
Слайд 17Выводы:
Все повести петербургского цикла составляют истинную художественную энциклопедию чиновничьей жизни
и психологии. В них вырастает монументальный образ гоголевского Петербурга, где
личность нерасторжимо связана с миром вещей, внешнего порядка, системы искусственного, притворного поведения. Здесь властвует сила чина.
Всеобщая обезличенность чином для Гоголя – некий глобальный социальный закон. Он губителен для всех, для людей, стоящих на любой ступени социальной лестницы. Об этом хочет предупредить человечество Н.В. Гоголь.
Слайд 18Домашнее задание.
Прочитать следующие произведения, иметь тексты, уметь в них ориентироваться,
быть готовыми к их обсуждению:
ко вторнику – «Невский проспект»,
к четвергу
– «Портрет».