Слайд 1Урок литературы в 7 классе.
Образ Петра I в поэмах А.С.Пушкина
«Полтава» и «Медный всадник».
Составила:
учитель русского языка и литературы
Жагорина Анна Сергеевна
Слайд 2Цели:
1. Формирование умений анализировать произведение и отдельные его эпизоды; комментировать
и интерпретировать художественный текст; сопоставлять эпизоды, посвящённые одной проблеме, разных
произведений.
2. Развитие умений понимать художественный текст; находить ответы на поставленные проблемные вопросы в произведении.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
(«Стансы» А.С.Пушкин)
- Давайте подумаем, кому посвящены эти строки?
-В каких произведениях мы встречались с вами с образом Петра I?
Слайд 4Сегодня на уроке нам предстоит
рассмотреть и сравнить образ Петра I
в
поэмах «Медный всадник» и «Полтава»,
увидеть жанровые особенности
произведений, а также рассмотреть
историю
России и ее роль в
произведениях.
Слайд 5Значение деятельности Петра I в истории России
В течение 16-17 вв.
Российское государство стало
крупнейшим многонациональным православным
государством, но так и не смогло
стать великой
европейской державой, получить выход к
торговым морям.
Настоящий переворот в развитии России
произошел в ходе реформ Петра. С одной стороны,
Россия стала активно перенимать и даже
копировать европейские порядки, а с другой – в
ходе реформ в стране даже усилились
самодержавие, сословный строй, крепостное
право, которые на Западе уже разрушались.
Петр I занял достойное место в ряду великих предков, защищавших
независимость Родины. Его беззаветный патриотизм и
полководческие дарования в суровые годы Великой Отечественной
войны были источником вдохновения для советских воинов.
Слайд 6
Сравнение образа Петра I
в поэмах «Полтава» и «Медный всадник».
-
Что стало исторической основой поэм
А.С.Пушкина? Результаты зафиксируем в
таблице.
Захват русских земель
шведами События Северной войны
В начале XVIIвека
Слайд 7Какие стороны деятельности Петра I изображены в поэмах?
Слайд 8Каким мы видим Петра I
в поэмах «Полтава» и «Медный
всадник»?
Слайд 9Какими литературными приемами пользуется поэт для изображения своего героя в
произведении?
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе,
- так заканчивает свою
поэму «Полтава» А.Пушкин. Финальные слова одной поэмы становятся началом другой:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел…
Слайд 10В «Полтаве» Пушкин утверждает о том, что
все, что движимо узкими
личными
интересами, страстями – все проходит,
теряется без остатка. Только большими
патриотическими делами
во благо родины и
народа исторический деятель может создать
себе нерушимый памятник.
О каком нерушимом памятнике идет речь?
Это добрая вечная память потомков.
А рукотворным памятником Петру I можно
считать город Петербург.
Слайд 11Подведение итогов урока
Каким предстает перед нами Петр I со страниц
произведений
А.С.Пушкина?
Закончить урок хочется знаменитым обращением поэта к Медному всаднику, в
котором раскрывается единство противоречий в облике и деле Петра:
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
«Над бездной» - значит, не дал
упасть в нее, но «поднял на дыбы»,
и поднял «железной уздой».
Слайд 12Домашнее задание
Написать сочинение
на одну из тем