Слайд 1Образ разведчика в современной отечественной литературе
Слайд 2Книги о разведчиках – это не только книги о прошлом,
но и книги, перекликающиеся с нашим временем
Слайд 3Цель: рассмотреть образ разведчика, складывающийся в современной отечественной литературе
Задачи:
Рассмотреть
разные подходы к определению понятия «разведчик», «шпион».
Выяснить, какие категории разведчиков
существуют.
Рассмотреть образы разведчиков на примере произведений отечественной литературы.
Исследовать, что привлекает подростков в книгах о разведчиках.
Разработать совместно с руководителем внеклассное мероприятие и список литературы для самостоятельного чтения учащимися с использованием материалов данной работы.
Слайд 4В.И.Даль:
«Шпион – это лазутчик, скрытный разведчик и переносчик», то есть
Даль не делает особой разницы между понятиями «шпион», «разведчик».
Слайд 5Американский исследователь Курт Зингер считает: «Все вражеские агенты – это
шпионы, все наши – это разведчики».
Другое мнение: «Шпионы – это
люди, работающие за деньги против своей страны; разведчики – работают на свою страну или за идею, которую поддерживают и отстаивают»
Слайд 6Категории разведслужбы
Постоянный разведчик
Разъездной разведчик
Случайный разведчик
Слайд 7Классификация разведчиков
Светские люди
Прислуга
Служащие кафе и гостиниц
Деловые люди
Фермеры
Женщины лёгкого поведения
Профессиональные шпионы
Случайные
агенты
Солдаты
Агенты службы связи
Слайд 8Современная отечественная литература о разведчиках
Мемуары
Документальные описания операций и жизни разведчиков
Художественная
литература
Слайд 9Категории разведчиков
Разведгруппа
Разведчики – подростки
Профессиональный разведчик
Девушки - разведчицы
Слайд 10Писатель-разведчик Эммануил Казакевич. Повесть «Звезда» о гибели разведгруппы в тылу
врага
Этот автор проложил дорогу новому художественному типу разведчика, ставшего в
новейшей русской литературе классическим образом и явившимся предметом сочувствия и даже преклонения
Слайд 11Травкин, Аниканов, Мамочкин – это незабываемые, самобытные характеры. В группе
они одно целое: от качества выполнения каждым своего этапа задания
зависит жизнь товарищей и выполнение всей операции в целом.
Образы разведчиков правдивы.
Слайд 12Богомолов В. О. «Иван»
Повесть о трагической гибели мальчика-разведчика, по-взрослому принявшего
войну и участвовавшего в ней с профессиональной безупречностью.
Это настоящий человек-патриот.
Слайд 13Лавренёв Б. «Разведчик Вихров»
Это рассказ о добровольце-разведчике Коле Вихрове, о
его встрече с флотскими артиллеристами и их совместной борьбе против
гитлеровских оккупантов
Слайд 14Авторы книг показывают маленьких русских людей, подростков, героев-разведчиков с большим
сердцем, сердцем своего народа, ради которого они находят в себе
силы, преодолевают страх, рискуют жизнью, совершают подвиг, так как подвиг не может быть бессмысленным.
Слайд 15Разведчик-профессионал
Н.Кузнецов – является нашим земляком – уральцем, который считается одним
из великих разведчиков.
Николаю Кузнецову посвящены документальные и художественные книги, например,
Д. Медведев «Это было под Ровно», «Сильные духом», К. Русакова, С.Мазепина «Подвиг Марии», Т. Гладков «Жизнь замечательных уральцев: Николай Кузнецов», Тюфаков И.Н. «Разведчик Н. Кузнецов».
Слайд 16В документальной и художественной литературе о Николае Кузнецове дан легендарный
образ разведчика, человека, любящего жизнь, но ради своей Родины, готового
пожертвовать жизнью, не раздумывая.
Николай Кузнецов – разведчик – профессионал, который участвовал в сложнейших разведывательных операциях, имевших огромное значение для фронта и для страны.
Этого человека отличали ум, находчивость, мобильность, образованность, мужество, смелость, интеллигентность, обаяние, любовь к Родине, высокий патриотизм.
Слайд 17Алигер М. «Зоя»
Образ храброй девушки- разведчицы стал символом правды и
силы, верности Родины.
В основу поэмы положен образ Зои Космодемьянской, которой
было присвоено звание Героя Советского Союза
Слайд 18Интересы школьников к теме: «Образ разведчика в литературе»
2012 год в
России объявлен годом истории, а в нашем образовательном учреждении с
начала учебного года было предложено одно из направлений работы «Известные люди или люди, о которых хочется рассказать»
Слайд 19Цель исследования: выяснить, как учащиеся относятся к теме разведчиков и
шпионов в отечественной литературе.
Была составлена анкета для опроса учащихся
6- 7 классов, где участвовало 30 человек.
Слайд 20Понимание учащимися понятий
«Шпион»
Засланный человек, пытающийся выведать секреты противника (7кл.)
Человек, который
следит за кем-то или за чем-то (7кл.)
Человек, который любит шпионить,
узнавать новое для себя (6 кл.)
«Разведчик»
Человек, который стоит на посту и дежурит ночью (6кл.)
Человек, который всё должен узнать и рассказать своим (6кл.)
Человек, который воюет и по приказу командира идёт на разведку к врагу (7кл.)
Слайд 21Сколько произведений о разведчиках Вы прочитали?
Слайд 23Учитывая результаты проведённого опроса, было организовано совместно с руководителем внеклассное
занятие по литературе в форме встречи заинтересованных читателей на тему
«Образ разведчика в современной отечественной литературе», куда были приглашены увлечённые книгами о разведчиках учащиеся с 5 по 9 класс
Слайд 24Об одном из 100 самых выдающихся разведчиков мира от древнейших
времён и до наших дней, о Николае Кузнецове, рассказали учащиеся
9 класса, сопровождая рассказ презентацией и прочитанными книгами о разведчике-уральце
Слайд 25В процессе обсуждений и групповой работы ребята предложили модель «Образ
разведчика в современной отечественной литературе». Сделали вывод о том, чем
привлекает читателей герой-разведчик.
Слайд 26Самым ярким , интересным, привлекательным этапом стала презентация книг о
разведчиках, прочитанных участниками встречи.
Слайд 27Ребята использовали разные способы презентации книг: представление книги через галерею
образов разведчиков, через отзывы на прочитанную книгу, через чтения понравившегося
отрывка наизусть о гибели героя-разведчика, через проект рекламы книги, через аннотацию книги, через рассказ яркого эпизода
Слайд 28Что Вас привлекает в книгах о разведчиках?
Слайд 29В чём Вы видите положительную роль книг о разведчиках?
Слайд 30Результаты проведённого исследования
Подростки с удовольствием читают книги о разведчиках,
интересуются
биографией разведчиков,
чётко объясняют причины своего выбора,
отмечают положительную роль
книг о разведчиках и высказывают мнение о том, чтобы эти произведения активнее изучались, читались на уроках литературы в школьной программе