Слайд 1
«Образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир» в рассказе
И.С.Тургенева «Бежин луг»
Учитель литературы: Свитнева Е.Н. МОУ ООШ №6 г.
Аткарск
Слайд 2Цели.
1. Содержательная. Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного
чтения, умения сравнивать и обобщать; развивать навыки составления характеристики литературных
героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста.
2. Деятельностная. Составить и проанализировать портретные характеристики мальчиков. Показать, как автор относится к своим героям. Выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют детей; развивать у учащихся внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы.
Слайд 4Обсудите в группах вопрос:
- Как рассказчик относится к ребятам, которых
он случайно встретил в ночной степи?
- Как мы об этом
узнаём?
Слайд 5Тема урока:
« Образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир
»
Слайд 6ОБРАЗ , -а, мн. -ы, -ов, муж.
1. В философии: результат
и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в
сознании человека.
2. Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.).
3. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый образ матери.
4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.
5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).
Слайд 7Бежин луг и река Снежеди
Тульская область
Слайд 8Составляем план описания внешности человека
1.Возраст мальчика.
2. Внешний вид.
3. Выражение лица
4.
Одежда.
Слайд 9
Узнай своего героя. Найди соответствия.
Слайд 10 Работа по тексту по группам.
Федя из богатой семьи. Стр.
171-172 учебник.
Павлуша: одежда состояла из простой замашной рубахи да из
заплатанных портов, что говорило о его семье, как о бедной. Стр. 172 учебник.
Таким же бедным показан мальчик Костя. СТР. 173 учебник.
Что общего у этих детей? ( Мальчики очень дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать. Они – деревенские дети, многие из них бедны, учиться они не могут, потому что они – дети крепостных крестьян и для них не существует школ).
Слайд 11Что использует автор для изображения героев?
Вывод: для раскрытия образа героев
автор использует портретную характеристику героев
Слайд 12Составление кластеров: «Черты характера»
Павлуша- смелый, уверенный, умный.
Костя-задумчивый, печальный, любопытный.
Федя –
гордый, любопытный.
Илюша – смирный, спокойный, пугливый, заботливый.
Ваня – тихий.
Слайд 13Россказни – измышления, выдумки. Предание – устный рассказ,
который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических
событиях , о событиях прошлых лет.
Поверье – суеверное предание, убеждение).
Современные ученые называют их БЫЛИЧКАМИ.
Былички – народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными силами.
Слайд 14Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?
Вывод:
значит, вторым элементом раскрытия образа является речь, рассказы мальчиков.
Слайд 15Рефлексия
Вопросы:
• Итак, какую задачу мы с вами ставили?
• Удалось решить
поставленную задачу? Что было трудно выполнить, что интересно?
• Каким способом?
Как вы оцениваете результат работы класса? Свою работу?
• Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?
Слайд 16 Домашнее задание
1) Сравните рассказ Кости о русалке с балладой
М. Ю. Лермонтова «Морская царевна». Что делает рассказ мальчика похожим
на балладу?
2) Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.
3) Сочините свою быличку.