Слайд 1
Образ Мадонны в творчестве А.С.Пушкина и
Рафаэля
Слайд 2Чистейшей прелести чистейший образец
А.С.Пушкин
Слайд 3Рафаэлевская мадонна для Пушкина – эталон женской красоты. Красота и
благородство образа мадонны Рафаэля благотворно действовали на самые лучшие умы
России. Так, В.Г.Белинский писал, увидев "Сикстинскую мадонну" Рафаэля: "Я невольно вспомнил Пушкина – то же благородство, та же грация выражения, при той же верности и строгости очертаний, недаром Пушкин любил Рафаэля, он родня ему по натуре".
Слайд 4"Автопортрет".
Как известно, Рафаэль – Великий мастер Высокого Возрождения. Сын художника,
поэта-гуманиста, о котором мы знаем немного. Рафаэль Санти рано достиг
высших почестей.. Известный автопортрет художника написан им в 1506 г., когда Рафаэлю было 23 года.
Голова его и плечи чётко вырисовываются на гладком фоне. Взгляд задумчив и мечтателен. Рафаэль как бы смотрит на мир и проникается его гармонией. Но художник ещё робок, он бесконечно юн, ласковая кротость разлита по его лицу. Однако в его облике уже чувствуется нарождающееся душевное равновесие. Резко выступающая нижняя губа, линия рта, красиво и энергично изогнутая, тонкий овальный подбородок выдают решимость и властность.
Слайд 5"Мадонна Конестабиле"(1504 г).
В раннем произведении Рафаэля, названном "Мадонна Конестабиле", по
имени последнего владельца, гармония, единство человека и природы воспеты с
большим лиризмом и непосредственностью. Задумчивость, оттенок лёгкой грусти в лице юной Мадонны созвучны настроению, которое рождает прозрачный весенний пейзаж. Главные линии фигур, соответствующие форме картины, мягкая живописная манера подчёркивают нежность и хрупкость облика женщины матери, красоту мира, его окружающего.
Мадонна великолепна. Сколько нежности, целомудрия, любви, душевной гармонии в её образе..
Слайд 6Мадонна Темпи" (1508 г).
С первого взгляда поражает своей искренностью, редкой
простотой и ни с чем не сравнимой радостью Мадонна Темпи.
...Юная
светловолосая женщина, прижав к груди сына, идёт по зелёному лугу. Художник трепетно передаёт всю полноту материнского счастья, способность женщины всем своим существом отдаться этому чувству. А вокруг голубой и прекрасный мир. Безоблачное небо, светлые дали, гладь озера, прозрачный воздух – все вторит гармонии материнства. Лирический настрой всего полотна лишь подчёркивает философскую и общечеловеческую значительность образа матери, идущей с ребёнком на руках навстречу жизни.
Слайд 7"Сикстинская мадонна".
"Сикстинская мадонна" по праву признана вершиной творчества великого живописца.
Раздвигающийся
занавес вверху – это мотив явления чуда, слева – Святой
Сикст потрясён видением вместе со святой коленопреклонённой Варварой – как бы посредники между зрителем и мадонной. Мария спускается с небес; границей земного и небесного миров является парапет, на который облокотились чудесные ангелочки. Рафаэль остановил вечное движение матери, приносящей свою жертву, своего сына, во имя будущего – символ высшей красоты и жертвенной материнской любви.
:
:
"
Слайд 8Прекрасные полотна Рафаэля вдохновили поэта на создание целого ряда глубоко
лирических стихотворений, воспевающих женскую красоту, среди них замечательное стихотворение "Кто
знает край …" 1828 г.
Это стихотворение обращено к Марии Мусиной-Пушкиной, вернувшейся из путешествия по Италии. Сам Пушкин никогда не был в Италии и вообще за границей, однако, силой своего богатого воображения в ореоле поэтического вымысла представил себе неизведанный южный край.
Слайд 9Кто знает край, где небо блещет
Неизъяснимой синевой,
Где море теплою
волной
Вокруг развалин тихо плещет;
Где вечный лавр и кипарис
На воле
гордо разрослись,…
…………………………….
Где Рафаэль живописал:
Где в наши дни резец Кановы
Послушный мрамор оживлял,
И Байрон, мученик суровый,
Страдал, любил и проклинал?
……………………………….
Волшебный край, волшебный край,
Страна высоких вдохновений,
Людмила зрит твой древний рай,
Твои пророческие сени.
……………………………….
На рай полуденной природы,
На блеск небес, на ясны воды,
На чудеса немых искусств
В стесненье вдохновенных чувств
Людмила светлый взор возводит,
Дивясь и радуясь душой,
И ничего перед собой
Себя прекрасней не находит,
Стоит ли с важностью очей
Пред флорентийскою Кипридой.
Их две…и мрамор перед ней
Страдает, кажется, обидой
Мечты возвышенной полна,
В молчанье смотрит ли она
На образ нежной Форнарины,
Или Мадонны молодой,
Она задумчивой красой
Очаровательней картины.
Скажите мне: какой певец,
Горя восторгом умиленным,
Чья кисть, чей пламенный резец
Предаст потомкам изумленным
Ее небесные черты?
Где ты, ваятель безымянный
Богини вечной красоты?
И ты, харитою венчанный,
Ты, вдохновенный Рафаэль?
Слайд 10Чтобы понять произведение – нужно вдумчиво вчитаться в содержание, выяснить
для себя непонятные слова и образы, узнать историю создания произведения,
как оно связано с жизнью и творчеством поэта, его мыслями и чувствами.
Слайд 11А.С.Пушкин прекрасно знал античную историю и литературу, древнегреческие и римские
мифы, что позволило ему свободно использовать античные образы в своей
поэзии.
Флорентийская Киприда – знаменитая античная статуя Венеры, хранящаяся во Флоренции (Италия), в галерее Уффицы.
Под образом мадонны молодой поэт, вероятно, подразумевал прославленную Мадонну дела Седиа Рафаэля, которая выставлена в галерее Питти (Флоренция).
Говоря о ваятеле безымянном, поэт, очевидно, имел в виду неизвестного скульптора III-го века до н.э., создавшего Венеру Медицийскую.
В этом стихотворении поражает могучая зрелость таланта поэта, сила выражения и обилие глубоких мыслей, высказанных с прекрасной простотой. Каждая сторона изящна, музыкальна и зрима. В заключительных строках "Пиши Марию, но другую. С другим младенцем на руках" поэт имеет в виду то, что Мусину-Пушкину звали Марией и у нее в это время был маленький сын. Пушкин, по словам П.А.Вяземского, был очарован Мусиной-Пушкиной и, конечно же, завидовал ей, видевшей бессмертные полотна Рафаэля. Судя по всему, и она была неравнодушна к нему.
Слайд 12Образ рафаэлевской мадонны присутствует также в стихотворении "Ее глаза" (1828
г.)
Она мила – скажу меж нами –
Придворных витязей
гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей;
Но сам признайся. То ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!...
Потупит их с улыбкой Леля –
В них скромных граций торжество;
Поднимет – ангел Рафаэля
Так созерцает божество.
Слайд 13
Это стихотворение – ответ П.А.Вяземскому на его стихотворение "Черные очи",
где он воспевает Александру Осиповну Россет (Смирнову).Пушкин противопоставляет очам Россет
глаза Олениной и сравнивает их с глазами "Сикстинской мадонны" Рафаэля.
Поднимет – Ангел Рафаэля
Так созерцает божество…
Слайд 14Стихотворение адресовано Анне Олениной – девушке, которую поэт мечтал увидеть
своей женой.
В начале 1829 г. Пушкин посватался к Анне,
но, как традиционно случается, получил отказ. Вот тогда-то как прощание и возникло стихотворение, вдохновившее впоследствии великого русского композитора Даргомыжского на создание известного романса. Однако современные исследователи жизни и творчества поэта считают, что не все так просто в несостоявшейся женитьбе на Анне Олениной. Надежда Кандакова – поэт и глубокий знаток творчества Пушкина – предлагает свою версию. Она основывает ее на недавно опубликованных в России дневниках Анны Олениной. Есть свидетельства, что Пушкину было дано согласие на брак с Анной. И по этому случаю устроили семейный вечер, где должно было состояться объявление о помолвке. Гости собрались, а Пушкина не было. Он приехал спустя час, удалился с отцом Анны в кабинет, там состоялся разговор, но гостям никаких объяснений дано не было. Их дает дневник Анны Олениной. В это время она переживала очень сильное любовное чувство, но не к Пушкину. Остатки этого чувства еще тлели, полюбить другого она была не готова. И Пушкин, по мнению Н.Кондаковой, почувствовал это и ушел сам.
Слайд 15Я вас любил
Любовь еще ,быть может,
В душе моей исчезло не
совсем, Но пусть она вас больше не тревожит
Я
не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно.
То робость, то ревностью томим.
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
По мнению известных литературоведов, стихотворение А.С. Пушкина "Я вас любил…", написанное им в это время, посвящено А.Олениной. А то светлое чувство, выраженное этими стихами, навсегда останется воплощением истинного благородства и человеческого достоинства, сумевшего стать выше вполне понятного и законного эгоизма любви".
Слайд 16Во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Царском селе, среди его экспонатов
в кабинете поэта у стола над диваном висит гравюра А.Л.Романе
с картины Рафаэля, известной под названием "Бриджуотерская мадонна". По мнению исследователя пушкиноведа М. А. Цявловского, старинную копию этой картины, выставленной для обозрения публики, Пушкин видел летом 1830 г. На Невском проспекте в магазине книгопродавца И. В. Сленина. Хотя по мнению пушкиноведа Владимира Данченко, в книге "Пушкин об Италии" – он утверждает, что эта картина принадлежала кисти Пьетро Перуджино, учителя Рафаэля.
В письме невесте из Петербурга в Москву от 30 июня 1830 г. поэт писал: "Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне,что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды: я бы купил ее, если бы она не стоила 40 тысяч рублей". Мадонна Рафаэля не только напоминала Пушкину Наталью Николаевну Гончарову, но и вдохновила поэта на создание его поэтического шедевра – сонета "Мадонна".
Сонет был впервые напечатан в альманахе "Сиротка" на 1831 год. Этот альманах можно видеть на столе пушкинского кабинета.
Слайд 17
". Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда хотел свою
обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу
моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.