Слайд 1
Организация исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла
(Мастер-класс
«Диалоги
о начале бытия:
есть ли логика в абсурде?»)
Голышевой Галины Эриевны
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Нефтекумска Ставропольского края
Слайд 2Краткая характеристика работы
Мастер-класс представляет собой исследование древнейших русских народных сказок
«Репка», «Колобок» и «Курочка ряба». Идея занятия возникла вследствие поиска
ответа на вопросы: «В чём смысл этих детских сказок? Какова логика сказочных событий? Чему учат данные сказки, особенно «Курочка ряба», с которых русский ребёнок начинает своё знакомство с миром вообще и фольклором в частности?»
Учитель строит работу мастер-класса на методах исследования, что не только познавательно, но и носит обучающий характер.
«Диалоги о начале бытия» имеют метапредметный характер, но в первую очередь предназначены для учителей русского языка и литературы, которые могут использовать содержание и методы мастер-класса как в среднем звене, так и в старшем.
Слайд 3Цель, задачи, гипотеза мастер-класса
Цель: выяснить глубинный смысл древнейших русских
народных сказок
«Репка», «Колобок», «Курочка
ряба».
Задачи:
1) определить общее в характеристике главных героев сказок;
2) сопоставить теории происхождения вселенной в мифах
египтян, греков и славян; в учении Платона и в современной
научной трактовке (теория большого взрыва);
3) проанализировать принципы организации смысла в
фольклоре (метафоричность, катастрофичность, цикличность,
космологичность).
Гипотеза: древнейшие русские народные сказки имели не
назидательный (воспитывающий ) смысл, а иной.
Слайд 4Мастер-класс
Структура
Мотивация.
Постановка проблемы и целеполагание.
Определение границ знаемого.
Анализ
источников.
Расширение границ знания через анализ принципов организации смыслов.
Выводы.
Рефлексия.
Методы исследования
Беседа
Анализ и синтез
Индукция и дедукция
Литературоведческие
Сравнительно-
сопоставительный
Мифо-поэтический
Метод структурализма
Слайд 5Мотивация
Очень много у нас пишется о наших корнях, корнях русской
культуры, но очень мало делается для того, чтобы по-настоящему рассказать
об этих корнях… Мы не знаем о себе самых простых вещей.
Д.С. Лихачёв
– Согласны ли вы с этим утверждением?
– Послушайте русскую народную сказку и скажите, как она
называется и всё ли было рассказано правильно. (Излагается контаминация из сказок «Колобок», «Репка», «Курочка ряба», опубликованных в книге 1 «Библиотеки русского фольклора» в 20 томах).
– Сюжеты каких сказок вы узнали, определите идеи сказок. Соотнесите свои выводы с мнением литературоведов. («Колобок» – хвастовство наказуемо (Круглов), лесть губительна (Аникин); «Репка» – в каждом деле есть край, когда достигается результат (Аникин); «Курочка ряба» – глупость стариков (Круглов).)
Слайд 6Постановка проблемы и целеполагание
– На какие три группы по классификации
Афанасьева делятся сказки, к какой из них мы относим обсуждаемые?
Какая группа самая древняя? (О животных – тотемизм)
– Но в русском фольклоре такие сказки составляют 10-ю часть, так как не сохранились реликтовые варианты. Глубокие мысли, которые первоначально содержались в повествовании, с течением времени были низведены до немудрёной морали.
Не сказка «отжила» свой век; а мы исказили свой душевно-духовный уклад, если потеряли доступ к нашей народной сказке.
И. Ильин
– Сформулируйте цель работы.
Слайд 7Определение границ знаемого
Исследование закона композиционного стержня с целью выявления общности
главных героев: колобка, репы, яйца.
Круг – самая универсальная из всех
геометрических фигур, символ цельности, постоянства и цикличности, вечности и бесконечности.
Исследование источников информации с целью выявления общности в разных способах осмысления мира:
сформулируйте суть научного объяснения происхождения Вселенной, построив логическую цепочку на основе просмотра видеофрагмента: точка–взрыв–энергия –материя.
(теория большого взрыва) (https://www.youtube.com/watch?v=gv9CjAXLIaA – Путешествие во времени. Все научные версии происхождения Вселенной)
Групповая работа: учение Платона (О.П.Мороз «В поисках гармонии»), древнеегипетский миф (И.В.Рак «Древний Египет. Месопотамия», древнегреческий миф (Р.Грейвс «Мифы Древней Греции») о происхождении Вселенной.
Слайд 8Мифология в качестве основного способа осмысления мира была первоначальной формой
культуры. Многое в учении Платона пересекается с мифами.
– Что общего
в мифах?
Яйцо как символ сотворения мира и как источник жизни.
– Что символизирует яйцо в мифах?
Прежде всего с мифом о сотворении мира связан самый древний вид русских народных сказок – о животных.
– А.Моравиа утверждал:
Чтобы сказка была сказкой, а не вымыслом, нужны два элемента, казалось бы, исключающие друг друга… абсурдность – и в то же время она должна подчиняться законам логики.
– Чтобы понять истинный смысл народной сказки, анализу должен быть подвергнут её мифологический уровень, который опирается на четыре принципа порождения смысла сказки: метафоричность, катастрофичность, цикличность, космологичность.
Слайд 9Анализ метафорического уровня смысла русских сказок
Космография Индикоплова
(из русской летописи).
Диалог
с мифами древних славян
– Сформулируйте суть славянского мифа о происхождении
Вселенной , определите семантическую роль эпитета золотой («Русская мифология. Энциклопедия», С.И.Селиванова «Русский фольклор»).
Пропп писал: «Золотая окраска предметов есть окраска солнца».
– Опираясь на мифологию славян и роль эпитета «золотой», определите скрытый смысл сказок, учитывая символику репы, колобка, яйца.
– Что (кого) символизируют в сказках дед и баба?
Слайд 10Расширение границ знания: анализ катастрофического
уровня.
– Чтобы стало ясно, о какой катастрофе и каком
порядке с точки зрения сюжета идёт речь, познакомьтесь с символикой героев-животных в славянских мифах («Энциклопедия знаков и символов», Афанасьев «Древо жизни»).
Заяц – облака, Волк – тьма, Медведь – сила (волховать – совершать магические обряды, отсюда слово волшебный), Лиса – грозовая туча, в загадках – метафора огня (заря, солнце), Мышь – из подземного царства, может поколебать силы добра и зла, одним своим появлением круто меняет ход событий.
Катастрофичность: мышь разбивает яйцо; колобок убегает из дому; репка выросла такая, что невозможно вытянуть.
Порядок: курочка сносит новое яйцо; колобок проглочен лисой; репку съела мышь.
– С какими природными явлениями связаны герои? (Облака, тучи, солнце, заря, тьма.) С каким временем суток ассоциируются ? (День, ночь.)
Слайд 11Анализ цикличного уровня сказок
– Приведите примеры опорных глаголов и
соотнесите фразы с математическими формулами:
бил – бил не разбил, тянут
– потянут, вытянуть не могут: a+b
посадил дед репку + стал её тянуть: a+(a+b)+(a+b+c)…
– Приведите примеры цикличности в сказках. Как связаны символическое значение животных (солнце, тучи, заря, ночь, тьма) и повторяемость событий?
Это смена дня ночью.
Кумулятивные (цепочные повторы) демонстрируют
способ добывания знаний древнего человека:
события располагаются в ряд, обобщений нет
процесс формирования связной речи:
с помощью повторов путём увеличения лексического объёма.
Слайд 12Анализ космологического уровня сказок (мифологический мир ценностей)
– Бытовое, практически
полезное с точки зрения ценностей Вселенной ничтожно, поэтому и смысл
сказок намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Какие новые смыслы открылись в сказках с точки зрения вечных ценностей?
Выводы.
Курочка ряба: яйцо – это солнце; сила мышиного хвоста, в отличие от человека, разбивающего яйцо-солнце, сравнима с силой молнии; путь от золотого яйца к простому – это осуществление дневного цикла, начинающегося с восхода солнца и заканчивающегося его заходом и появлением луны.
Колобок: коло (колесо, круг) – солнце-младенец, т.е. молодое солнце. В сказке прослеживаются солярные мотивы: солнце катится по небу, не страдая от встреч с облаками, бликами света (солнечный зайчик) и тёмными тучами (волк, медведь), но могучий огненный зверь-заря (лиса) его всё же поглощает.
Слайд 13Подтверждение такой интерпретации есть в загадках из собрания В.Даля: Голубой
платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается. Шар/колесо могут
сами катиться только в направлении спуска (вниз: катиться по наклонной плоскости), а здесь наступают владения Нижнего мира людей – царство Ночи. Напрашивается параллель с одним из сюжетов египетской мифологии: небесную богиню представляли в облике небесной коровы, пожирающей своего быка вечером, чтобы утром родить телёнка-Солнце.
Другая версия скрытого смысла сказки о Колобке – это астрономическое наблюдение древнего человека за движением месяца по небосклону: от полнолуния до новолуния.
Репка: в народных представлениях растения связывались прежде всего с идеей плодородия и жизни. Круглая, весёлая репка – символ солнца, которое медленно рождается на свет божий. Медленно – потому что это северное солнце! И земля смилостивилась: выпустила репку – солнце. Кстати, в сюжете наблюдаются элементы обрядовой магии, когда репу сажали только мужики.
Слайд 14Рефлексия
Сказки русские – просты и глубоки,
как сама русская душа... И благо нам, если мы, сохранив
в душе вечного ребёнка, умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки…
И. Ильин
Мы вели диалоги о начале бытия, которое пока остаётся неразгаданным, как «Чёрный квадрат» Малевича.
– Что вы делали, чтобы добыть новые знания? Какие методы исследования мы применяли? В чём для вас ценность нового знания?
Слайд 15Источники (картинки)
http://s49.radikal.ru/i124/0903/3f/d5b21fcbdf35.jpg
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=29647a8fc6412bf7e7f96f7983ca9308&n=33&h=215&w=323
https://i.ytimg.com/vi/0kp3y-1ftl8/hqdefault.jpg
https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwjjxfnWoNvUAhXpC5oKHeNIAw8QjRwIBw&url=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DoclqR_hcYTo&psig=AFQjCNFhhPwcbM1LfUfjbvrZM-FPxfPpNg&ust=1498557687633392
http://www.booksite.ru/enciklopedia/faith/1.gif