Разделы презентаций


Островский пьесы 10 класс

Содержание

"Я тружусь всю жизнь"

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 "Отец русского театра»
Александр Николаевич  Островский
1823-1886


Слайд 2"Я тружусь всю жизнь"


Слайд 3Предшественники А.Н. Островского: Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь

Предшественники А.Н. Островского: Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь

Слайд 4А.Н.Островский открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, ездящего

за границу и занимающегося своим бизнесом.

А.Н.Островский открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом.

Слайд 5По страницам биографии А.Н.Островского

По страницам биографии А.Н.Островского

Слайд 6ОСТРОВСКИЙ
Александр Николаевич
Родился 31 марта (12 апреля н.с.)1823г. в Москве, в

Замоскворечье — купеческом и мещанско-чиновничьем районе. Это была в полном

смысле старозаветная Москва, почти не тронутая веяниями европейских порядков. Замоскворечье населяли купцы, и драматург первым в русской литературе рассказал об этом сословии и этом районе, за что и был назван «Колумбом Замоскворечья».

ОСТРОВСКИЙ Александр НиколаевичРодился 31 марта (12 апреля н.с.)1823г. в Москве, в Замоскворечье — купеческом и мещанско-чиновничьем районе. Это

Слайд 7Отец Островского

Отец его, Николай Федорович, был сыном священника; он и

сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал

практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина титулярного советника, а в 1839 году получил дворянство.

Родители

Отец ОстровскогоОтец его, Николай Федорович, был сыном священника; он и сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную

Слайд 8 Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью

священника.
Умерла в 1831 году.

Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью священника. Умерла в 1831 году.

Слайд 9Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы.
В семье

было четверо детей. Семья жила в достатке, уделялось большое внимание

учёбе детей, получивших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. С мачехой детям повезло - она окружила их заботой и продолжила заниматься их учебой.
Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. В семье было четверо детей. Семья жила в достатке,

Слайд 111835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию.


1840 год – Островский заканчивает гимназию и поступает на юридический

факультет Московского Университета.
1835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию. 1840 год – Островский заканчивает гимназию и

Слайд 12В 1840—43 учился на юридическом факультете Московского университета, где в

то время преподавали
М. П. Погодин, Т. Н. Грановский,
П.

Г. Редкин.
В 1840—43 учился на юридическом факультете Московского университета, где в то время преподавали М. П. Погодин, Т.

Слайд 13Первый год учился старательно и с увлечением, к концу второго

курса перестал посещать занятия. Деканат университета решает оставить его для

повторного курса. Но в это время он уже работал в своем театре.
Сам театр его вдохновлял. Островский считал, что в театре его жизнь. Едва ли не все деньги перепадающие от отца, он тратил на билеты в театр. В 43-ем году он провалил экзамены в университете и был отчислен. 19 сентября 1843 года был зачислен в Московский совестной суд канцелярским служителем, позднее служил в Коммерческом суде (1845-1851).

Первый год учился старательно и с увлечением, к концу второго курса перестал посещать занятия. Деканат университета решает

Слайд 14Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где

основные "клиенты" - купцы, позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все

это нашло отражение в пьесах Островского.
48 произведений, в которых действуют 547 героев.
Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные

Слайд 15 «Вы один достроили здание, в основание которого

положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Но только после

вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».
И.А.Гончаров
«Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь.

Слайд 17Драматург жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с

которой имел общих детей, но все они умерли еще детьми.

Не имевшая образования, но женщина умная, с тонкой легкоранимой душой, она понимала драматурга и была самым первым читателем и критиком его произведений.

С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет, до ее смерти, а через два года после ее кончины, в 1869 году, обвенчался с артисткой Марией Васильевной Бахметьевой, которая родила ему четырех сыновей и двух дочерей.

Драматург жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел общих детей, но все они

Слайд 18Этапы творческого пути

Этапы творческого пути

Слайд 19Известность принесла пьеса «Свои люди - сочтемся» (1849)
(первоначальное название — «Банкрот»),

опубликованная в 1850 году. Пьеса вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И.А.Гончарова.
К

постановке на сцене комедия была запрещена, Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось «начальству»; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению 
Николая I (надзор был снят только после воцарения 
Александра II). На сцену пьеса была допущена только в 1861 году.
Известность принесла пьеса «Свои люди - сочтемся» (1849)(первоначальное название — «Банкрот»), опубликованная в 1850 году. Пьеса вызвала одобрительные

Слайд 20"Свои люди - сочтемся!"


Самсон Силыч Большов занимает большой капитал у

своих собратьев-купцов и, поскольку возвращать долги ему не хочется, объявляет

себя обанкротившимся человеком, несостоятельным должником. Свое состояние он переводит на имя приказчика Лазаря Подхалюзина, а для крепости мошеннической сделки отдает за него замуж свою дочь Липочку.

В центре комедии «Свои люди — сочтёмся» — богатый хозяин,
ловкий приказчик, коварная дочь.


Слайд 21"Свои люди - сочтемся!"
Большова сажают в долговую тюрьму, но он

не унывает, поскольку верит, что Лазарь внесет для его освобождения

небольшую сумму от полученного капитала. Однако он ошибается: "свой человек" Лазарь и родная дочь Липочка не дают отцу ни копейки.  

Слайд 22"Свои люди - сочтемся!"
Липочка, мечтающая о женихе "из благородных": "Ничего

и потолще, был бы собою не мал. Конечно, лучше уж

рослого, чем какого-нибудь мухортика. И пуще всего, Устинья Наумовна, чтоб не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному..."

Слайд 23"Свои люди - сочтемся!"
В пьесе Островского сталкиваются два купеческих поколения:

"отцы" в лице Большова и "дети" в лице Липочки и

Лазаря. Различие между ними сказывается даже в "говорящих" именах и фамилиях. Большов - от крестьянского "большак", глава семьи, и это очень знаменательно. Большов - купец первого поколения, мужик в недалеком прошлом. Сваха Устинья Наумовна так говорит о семействе Большовых: "А они-то разве благородные? То-то и беда, яхонтовый! Нынче заведение такое пошло, что всякая тебе лапотница в дворянство норовит.

Слайд 24"Свои люди - сочтемся!"
Разбогатев, Большов порастратил народный нравственный "капитал", доставшийся

ему по наследству. Став купцом, он готов на любую подлость

и мошенничество по отношению к чужим людям. Он усвоил торгашеско-купеческое "не обманешь - не продашь". Но кое-что из прежних нравственных устоев в нем еще теплится. Большов еще верит в искренность семейных отношений: свои люди сочтутся, друг друга не подведут.  

Слайд 25"Свои люди - сочтемся!"
Но то, что живо в купцах старшего

поколения, совершенно не властно над детьми. На смену самодурам большовым

идут самодуры подхалюзины. Для них уже ничто не свято, они с легким сердцем растопчут последнее прибежище нравственности - крепость семейных уз.

Слайд 26Уже в комедии "Свои люди - сочтемся!" проявились основные черты

драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важным общерусские проблемы,

создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.

«Свои люди – сочтемся!»

Уже в комедии

Слайд 271852 – 1855 гг. – «Москвитянский» период.
Островский активно участвует в

кружке молодых сотрудников журнала «Москвитянин», стремившихся сделать этот журнал органом

новой разновидности славянофильства.
1852 – 1855 гг. –  «Москвитянский» период.Островский активно участвует в кружке молодых сотрудников журнала «Москвитянин», стремившихся

Слайд 28Одна за другой появляются пьесы "Бедность не порок", "Не в

свои сани не садись", "Доходное место", "Лес", "Горячее сердце", "Таланты

и поклонники", "Без вины виноватые" и другие.
"И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю", -- говорит героиня пьесы "Воспитанница". "Ничего я не боюсь" -- вот главное в новом герое Островского.
Одна за другой появляются пьесы

Слайд 291956 г.
В 1956 г Островский совершил путешествие по Волге: от

истоков реки до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питали

его творчество. Отразились они и в "Грозе" (1959) одной из самых знаменитых его пьес.
1956 г.В 1956 г Островский совершил путешествие по Волге: от истоков реки до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления

Слайд 30 «Гроза» (1859) — пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не

хочет жить по законам, подавляющим личность.

 «Гроза» (1859) — пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность.

Слайд 31 "Лес" (1870) -- пьеса ставит вечные вопросы

человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного.


Слайд 32"Снегурочка (1873) -- взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором

тоже господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха).


Слайд 33«Бесприданница" (1879) -- взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые

в драме "Гроза". «Бесприданница» характеризуется тем, что в ней, как

и в «Грозе», чувствуется абсолютное противостояние героини и среды. Ларисе Огудаловой свойственны стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость.

«Бесприданница

Слайд 34В конце жизни Островский занял должность заведующего репертуарной частью московских

театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его

было подорвано, силы истощены. Он скончался у себя в имении от наследственной болезни — стенокардии.
В конце жизни Островский занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру).

Слайд 35Драматург остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья»,

как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра,

к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.
Драматург остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем

Слайд 36Могила А.Н.Островского

Могила А.Н.Островского

Слайд 37Особенности стиля Островского
1. Говорящие фамилии
Пьеса Островского — “Без вины виноватые”.

Увидев фамилию Незнамов, читатель сразу понимает, что речь идет о

человеке, который не знает своего прошлого. Незнам в словаре Даля толкуется как неизвестный человек.
Особенности стиля Островского 1. Говорящие фамилииПьеса Островского — “Без вины виноватые”. Увидев фамилию Незнамов, читатель сразу понимает,

Слайд 38Говорящие фамилии
Например, в пьесе «Гроза» нет случайных имен и фамилий.

Тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает

своё имя.

Говорящие фамилии Например, в пьесе «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок

Слайд 39 Дикой
Дикой

в северных русских областях обозначало «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший»,

а диковать – «дурить, блажить, сходить с ума». Первоначально Островский предполагал дать герою отчество Петрович (от Петр – «камень»), но крепости, твердости в этом характере не было, и драматург дал Дикому отчество Прокофьевич (от Прокофий – «успевающий»). Это более подходило жадному, невежественному, жестокому и грубому человеку, который в то же время был одним из богатейших и влиятельных купцов города.

Актер М.Жаров

ДикойДикой в северных русских областях обозначало «глупый, шальной,

Слайд 40Марфа Игатьевна Кабанова (Кабаниха)
Марфа – «наставница», Игнатий – «неизвестный, сам

себя поставивший». Прозвище героини могло быть образовано от двух слов,

которые в равной степени глубоко соответствуют сути её характера, либо – дикая свирепая свинья, либо кабан – глыба льда. Жестокость, свирепость и холодность, равнодушие этой героини очевидны. Кабанова – богатая вдова, в этой характеристике заключен и социальный и психологический смысл.

Актриса В.Пашенная

Марфа Игатьевна Кабанова (Кабаниха)Марфа – «наставница», Игнатий – «неизвестный, сам себя поставивший». Прозвище героини могло быть образовано

Слайд 41Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной

героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете

и судьбу. Лариса – “чайка” по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса – жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход) и потом Ларису – чайку. Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила - не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”) обе Игнатьевны, то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Катерины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи.
Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее

Слайд 42Мокий Парменыч Кнуров
Мокий Парменыч Кнуров – имя этого героя звучит

простонародно, тяжело, «неизящно» (в отличие от Сергея Сергеевича Паратова), а

фамилия Кнуров происходит, согласно словарю Даля, от слова кнур – «боров, кабан, хряк».

Актер А.Петренко

Мокий  Парменыч  КнуровМокий Парменыч Кнуров – имя этого героя звучит простонародно, тяжело, «неизящно» (в отличие

Слайд 43Василий Данилыч Вожеватов
Василий Данилыч Вожеватов – имя и отчество этого

купца достаточно обычны, а фамилия происходит от слова вожеватый –

«развязный, беспардонный человек».

Актер А.Панкратов-Черный

Василий Данилыч ВожеватовВасилий Данилыч Вожеватов – имя и отчество этого купца достаточно обычны, а фамилия происходит от

Слайд 44Юлий Капитоныч Карандышев
Юлий Капитоныч Карандышев – необычно, гротескно звучит сочетание

имени и отчества героя – имя римского императора и простонародное

отчество. Таким необычным сочетанием автор сразу же подчеркивает сложность и противоречивость героя. Фамилию Карандышев можно растолковать, заглянув в словарь Даля. Карандыш значит «коротышка, недомерок».

Актер А.Мягков

Юлий  Капитоныч КарандышевЮлий Капитоныч Карандышев – необычно, гротескно звучит сочетание имени и отчества героя – имя

Слайд 45Сергей Сергеевич Паратов
Паратов – это и парад, и пират. Также

безусловно, напрашивающееся сопоставление Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным,

хищным, сильным и беспощадным. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией.
Сергей Сергеевич Паратов – звучное сочетание имени и отчества этого героя дополняется значащей фамилией. На языке охотников паратый обозначает «сильный, быстрый зверь». Действительно, в облике героя присутствует нечто хищное, жестокое.

Актер Н.Михалков

Сергей Сергеевич ПаратовПаратов – это и парад, и пират. Также безусловно, напрашивающееся сопоставление Паратова с “паратым” зверем,

Слайд 46Говорящие фамилии
Образ Лазаря Елизарыча Подхалюзина из пьесы “Свои люди —

сочтемся!”.
Владимир Даль дает ей достаточно четкое определение: «Подхалюза –

пролаз, ловкий пройдоха; лукавый, скрытный и льстивый человек».
Говорящие фамилии Образ Лазаря Елизарыча Подхалюзина из пьесы “Свои люди — сочтемся!”. Владимир Даль дает ей достаточно

Слайд 47Своеобразие названий пьес
Бедность не порок. Без вины виноватые.

В чужом пиру похмелье Грех да беда на кого не

живет За чем пойдешь, то и найдешь На всякого мудреца довольно простоты. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Не в свои сани не садись Не все коту масленница.
Своеобразие названий пьес  Бедность не порок.  Без вины виноватые.  В чужом пиру похмелье

Слайд 48Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок)
Не

так живи, как хочется Правда - хорошо, а счастье лучше.

Праздничный сон - до обеда Светит, да не греет Свои люди - сочтемся. Свои собаки грызутся, чужая не приставай!. Сердце не камень. Старый друг лучше новых двух Конец - делу венец
Своеобразие названий  (часто из русских пословиц и поговорок)  Не так живи, как хочется  Правда

Слайд 49Речевая индивидуализация образов героев.

Речевая индивидуализация образов героев.

Слайд 50Итоговые вопросы
Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите

свою точку зрения.
Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?
Почему

так сложно "осовременивать" пьесы А. Н. Островского?

Итоговые вопросы Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите свою точку зрения.Почему современные театры постоянно обращаются

Слайд 51 А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового

героя - купца.

А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя - купца.

Слайд 52 До А.Н.Островского русская театральная история насчитывала лишь несколько имен.

Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра.

До А.Н.Островского русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского

Слайд 53Творчество А.Н.Островского, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством

в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных

проблемах.
Творчество А.Н.Островского, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и

Слайд 54Домашнее задание.
Драма "Гроза« (текст + учебник)
История создания,
система образов,
приемы

раскрытия характеров героев.
Своеобразие конфликта.
Смысл названия.

Домашнее задание. Драма

Слайд 55Индивидуальные задания
Группа 1
История создания пьесы. Сообщения учащихся (домашняя работа

с дополнительной литературой).

Индивидуальные заданияГруппа 1 История создания пьесы. Сообщения учащихся (домашняя работа с дополнительной литературой).

Слайд 56Индивидуальные задания
Группа 2.
Смысл названия пьесы "Гроза".

Индивидуальные заданияГруппа 2. Смысл названия пьесы

Слайд 57Индивидуальные задания
Группа 3
Система действующих лиц пьесы

Индивидуальные заданияГруппа 3 Система действующих лиц пьесы

Слайд 58Индивидуальные задания
Группа 4.
Особенности раскрытия характеров героев

Индивидуальные заданияГруппа 4. Особенности раскрытия характеров героев

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика