Слайд 1
"Отец русского театра»
Александр Николаевич
Островский
1823-1886
Слайд 3Предшественники А.Н. Островского: Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь
Слайд 4А.Н.Островский открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, ездящего
за границу и занимающегося своим бизнесом.
Слайд 5По страницам биографии
А.Н.Островского
Слайд 6ОСТРОВСКИЙ
Александр Николаевич
Родился 31 марта (12 апреля н.с.)1823г. в Москве, в
Замоскворечье — купеческом и мещанско-чиновничьем районе. Это была в полном
смысле старозаветная Москва, почти не тронутая веяниями европейских порядков. Замоскворечье населяли купцы, и драматург первым в русской литературе рассказал об этом сословии и этом районе, за что и был назван «Колумбом Замоскворечья».
Слайд 7Отец Островского
Отец его, Николай Федорович, был сыном священника; он и
сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал
практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина титулярного советника, а в 1839 году получил дворянство.
Родители
Слайд 8 Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью
священника.
Умерла в 1831 году.
Слайд 9Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы.
В семье
было четверо детей. Семья жила в достатке, уделялось большое внимание
учёбе детей, получивших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. С мачехой детям повезло - она окружила их заботой и продолжила заниматься их учебой.
Слайд 111835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию.
1840 год – Островский заканчивает гимназию и поступает на юридический
факультет Московского Университета.
Слайд 12В 1840—43 учился на юридическом факультете Московского университета, где в
то время преподавали
М. П. Погодин, Т. Н. Грановский,
П.
Г. Редкин.
Слайд 13Первый год учился старательно и с увлечением, к концу второго
курса перестал посещать занятия. Деканат университета решает оставить его для
повторного курса. Но в это время он уже работал в своем театре.
Сам театр его вдохновлял. Островский считал, что в театре его жизнь. Едва ли не все деньги перепадающие от отца, он тратил на билеты в театр. В 43-ем году он провалил экзамены в университете и был отчислен. 19 сентября 1843 года был зачислен в Московский совестной суд канцелярским служителем, позднее служил в Коммерческом суде (1845-1851).
Слайд 14Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где
основные "клиенты" - купцы, позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все
это нашло отражение в пьесах Островского.
48 произведений, в которых действуют 547 героев.
Слайд 15 «Вы один достроили здание, в основание которого
положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Но только после
вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».
И.А.Гончаров
Слайд 17Драматург жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с
которой имел общих детей, но все они умерли еще детьми.
Не имевшая образования, но женщина умная, с тонкой легкоранимой душой, она понимала драматурга и была самым первым читателем и критиком его произведений.
С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет, до ее смерти, а через два года после ее кончины, в 1869 году, обвенчался с артисткой Марией Васильевной Бахметьевой, которая родила ему четырех сыновей и двух дочерей.
Слайд 19Известность принесла пьеса «Свои люди - сочтемся» (1849)
(первоначальное название — «Банкрот»),
опубликованная в 1850 году. Пьеса вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И.А.Гончарова.
К
постановке на сцене комедия была запрещена, Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось «начальству»; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению
Николая I (надзор был снят только после воцарения
Александра II). На сцену пьеса была допущена только в 1861 году.
Слайд 20"Свои люди - сочтемся!"
Самсон Силыч Большов занимает большой капитал у
своих собратьев-купцов и, поскольку возвращать долги ему не хочется, объявляет
себя обанкротившимся человеком, несостоятельным должником. Свое состояние он переводит на имя приказчика Лазаря Подхалюзина, а для крепости мошеннической сделки отдает за него замуж свою дочь Липочку.
В центре комедии «Свои люди — сочтёмся» — богатый хозяин,
ловкий приказчик, коварная дочь.
Слайд 21"Свои люди - сочтемся!"
Большова сажают в долговую тюрьму, но он
не унывает, поскольку верит, что Лазарь внесет для его освобождения
небольшую сумму от полученного капитала. Однако он ошибается: "свой человек" Лазарь и родная дочь Липочка не дают отцу ни копейки.
Слайд 22"Свои люди - сочтемся!"
Липочка, мечтающая о женихе "из благородных": "Ничего
и потолще, был бы собою не мал. Конечно, лучше уж
рослого, чем какого-нибудь мухортика. И пуще всего, Устинья Наумовна, чтоб не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному..."
Слайд 23"Свои люди - сочтемся!"
В пьесе Островского сталкиваются два купеческих поколения:
"отцы" в лице Большова и "дети" в лице Липочки и
Лазаря. Различие между ними сказывается даже в "говорящих" именах и фамилиях. Большов - от крестьянского "большак", глава семьи, и это очень знаменательно. Большов - купец первого поколения, мужик в недалеком прошлом. Сваха Устинья Наумовна так говорит о семействе Большовых: "А они-то разве благородные? То-то и беда, яхонтовый! Нынче заведение такое пошло, что всякая тебе лапотница в дворянство норовит.
Слайд 24"Свои люди - сочтемся!"
Разбогатев, Большов порастратил народный нравственный "капитал", доставшийся
ему по наследству. Став купцом, он готов на любую подлость
и мошенничество по отношению к чужим людям. Он усвоил торгашеско-купеческое "не обманешь - не продашь". Но кое-что из прежних нравственных устоев в нем еще теплится. Большов еще верит в искренность семейных отношений: свои люди сочтутся, друг друга не подведут.
Слайд 25"Свои люди - сочтемся!"
Но то, что живо в купцах старшего
поколения, совершенно не властно над детьми. На смену самодурам большовым
идут самодуры подхалюзины. Для них уже ничто не свято, они с легким сердцем растопчут последнее прибежище нравственности - крепость семейных уз.
Слайд 26Уже в комедии "Свои люди - сочтемся!" проявились основные черты
драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важным общерусские проблемы,
создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.
«Свои люди – сочтемся!»
Слайд 271852 – 1855 гг. –
«Москвитянский» период.
Островский активно участвует в
кружке молодых сотрудников журнала «Москвитянин», стремившихся сделать этот журнал органом
новой разновидности славянофильства.
Слайд 28Одна за другой появляются пьесы "Бедность не порок", "Не в
свои сани не садись", "Доходное место", "Лес", "Горячее сердце", "Таланты
и поклонники", "Без вины виноватые" и другие.
"И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю", -- говорит героиня пьесы "Воспитанница". "Ничего я не боюсь" -- вот главное в новом герое Островского.
Слайд 291956 г.
В 1956 г Островский совершил путешествие по Волге: от
истоков реки до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питали
его творчество. Отразились они и в "Грозе" (1959) одной из самых знаменитых его пьес.
Слайд 30 «Гроза» (1859) — пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не
хочет жить по законам, подавляющим личность.
Слайд 31 "Лес" (1870) -- пьеса ставит вечные вопросы
человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного.
Слайд 32"Снегурочка (1873) -- взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором
тоже господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха).
Слайд 33«Бесприданница" (1879) -- взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые
в драме "Гроза". «Бесприданница» характеризуется тем, что в ней, как
и в «Грозе», чувствуется абсолютное противостояние героини и среды. Ларисе Огудаловой свойственны стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость.
Слайд 34В конце жизни Островский занял должность заведующего репертуарной частью московских
театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его
было подорвано, силы истощены. Он скончался у себя в имении от наследственной болезни — стенокардии.
Слайд 35Драматург остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья»,
как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра,
к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.
Слайд 37Особенности стиля Островского
1. Говорящие фамилии
Пьеса Островского — “Без вины виноватые”.
Увидев фамилию Незнамов, читатель сразу понимает, что речь идет о
человеке, который не знает своего прошлого. Незнам в словаре Даля толкуется как неизвестный человек.
Слайд 38Говорящие фамилии
Например, в пьесе «Гроза» нет случайных имен и фамилий.
Тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает
своё имя.
в северных русских областях обозначало «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший»,
а диковать – «дурить, блажить, сходить с ума». Первоначально Островский предполагал дать герою отчество Петрович (от Петр – «камень»), но крепости, твердости в этом характере не было, и драматург дал Дикому отчество Прокофьевич (от Прокофий – «успевающий»). Это более подходило жадному, невежественному, жестокому и грубому человеку, который в то же время был одним из богатейших и влиятельных купцов города.
Актер М.Жаров
Слайд 40Марфа Игатьевна Кабанова (Кабаниха)
Марфа – «наставница», Игнатий – «неизвестный, сам
себя поставивший». Прозвище героини могло быть образовано от двух слов,
которые в равной степени глубоко соответствуют сути её характера, либо – дикая свирепая свинья, либо кабан – глыба льда. Жестокость, свирепость и холодность, равнодушие этой героини очевидны. Кабанова – богатая вдова, в этой характеристике заключен и социальный и психологический смысл.
Актриса В.Пашенная
Слайд 41Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной
героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете
и судьбу. Лариса – “чайка” по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса – жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход) и потом Ларису – чайку. Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила - не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа
(в “Бесприданнице” и в “Грозе”) обе Игнатьевны, то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Катерины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи.
Слайд 42Мокий
Парменыч
Кнуров
Мокий Парменыч Кнуров – имя этого героя звучит
простонародно, тяжело, «неизящно» (в отличие от Сергея Сергеевича Паратова), а
фамилия Кнуров происходит, согласно словарю Даля, от слова кнур – «боров, кабан, хряк».
Актер А.Петренко
Слайд 43Василий Данилыч Вожеватов
Василий Данилыч Вожеватов – имя и отчество этого
купца достаточно обычны, а фамилия происходит от слова вожеватый –
«развязный, беспардонный человек».
Актер А.Панкратов-Черный
Слайд 44Юлий
Капитоныч Карандышев
Юлий Капитоныч Карандышев – необычно, гротескно звучит сочетание
имени и отчества героя – имя римского императора и простонародное
отчество. Таким необычным сочетанием автор сразу же подчеркивает сложность и противоречивость героя. Фамилию Карандышев можно растолковать, заглянув в словарь Даля. Карандыш значит «коротышка, недомерок».
Актер А.Мягков
Слайд 45Сергей Сергеевич Паратов
Паратов – это и парад, и пират. Также
безусловно, напрашивающееся сопоставление Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным,
хищным, сильным и беспощадным. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией.
Сергей Сергеевич Паратов – звучное сочетание имени и отчества этого героя дополняется значащей фамилией. На языке охотников паратый обозначает «сильный, быстрый зверь». Действительно, в облике героя присутствует нечто хищное, жестокое.
Актер Н.Михалков
Слайд 46Говорящие фамилии
Образ Лазаря Елизарыча Подхалюзина из пьесы “Свои люди —
сочтемся!”.
Владимир Даль дает ей достаточно четкое определение: «Подхалюза –
пролаз, ловкий пройдоха; лукавый, скрытный и льстивый человек».
Слайд 47Своеобразие названий пьес
Бедность не порок.
Без вины виноватые.
В чужом пиру похмелье
Грех да беда на кого не
живет
За чем пойдешь, то и найдешь
На всякого мудреца довольно простоты.
Не было ни гроша, да вдруг алтын.
Не в свои сани не садись
Не все коту масленница.
Слайд 48Своеобразие названий
(часто из русских пословиц и поговорок)
Не
так живи, как хочется
Правда - хорошо, а счастье лучше.
Праздничный сон - до обеда
Светит, да не греет
Свои люди - сочтемся.
Свои собаки грызутся, чужая не приставай!.
Сердце не камень.
Старый друг лучше новых двух
Конец - делу венец
Слайд 49Речевая индивидуализация образов героев.
Слайд 50Итоговые вопросы
Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите
свою точку зрения.
Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?
Почему
так сложно "осовременивать" пьесы А. Н. Островского?
Слайд 51 А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового
героя - купца.
Слайд 52 До А.Н.Островского русская театральная история насчитывала лишь несколько имен.
Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра.
Слайд 53Творчество А.Н.Островского, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством
в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных
проблемах.
Слайд 54Домашнее задание.
Драма "Гроза« (текст + учебник)
История создания,
система образов,
приемы
раскрытия характеров героев.
Своеобразие конфликта.
Смысл названия.
Слайд 55Индивидуальные задания
Группа 1
История создания пьесы. Сообщения учащихся (домашняя работа
с дополнительной литературой).
Слайд 56Индивидуальные задания
Группа 2.
Смысл названия пьесы "Гроза".
Слайд 57Индивидуальные задания
Группа 3
Система действующих лиц пьесы
Слайд 58Индивидуальные задания
Группа 4.
Особенности раскрытия характеров героев