Разделы презентаций


Патриотическая тема в лирике Лермонтова

Содержание

Своеобразие патриотической темыв лирике М.Ю.ЛермонтоваК уроку литературы в 9 классе. Можно также использовать на уроках литературы в 10 классе в начале учебного года.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Творчество М.Ю.Лермонтова

Творчество М.Ю.Лермонтова

Слайд 2Своеобразие
патриотической темы
в лирике М.Ю.Лермонтова
К уроку литературы в 9 классе.

Можно также использовать на уроках литературы в 10 классе в

начале учебного года.
Своеобразие патриотической темыв лирике М.Ю.ЛермонтоваК уроку литературы в 9 классе.  Можно также использовать  на уроках

Слайд 3Своеобразие
патриотической темы
в лирике М.Ю.Лермонтова
Примечание:
Презентация построена по линейному принципу. Но

можно использовать гиперссылки:

– перейти на страницу с текстом произведения
– вернуться назад

– примечание
Своеобразие патриотической темыв лирике М.Ю.ЛермонтоваПримечание:Презентация построена по линейному принципу. Но можно использовать гиперссылки:

Слайд 4Своеобразие
патриотической темы
в лирике М.Ю.Лермонтова
«Он поэт русский в душе –


в нём живёт прошедшее
и настоящее русской жизни». В.Г.Белинский


Своеобразие патриотической темыв лирике М.Ю.Лермонтова«Он поэт русский в душе – в нём живёт прошедшее и настоящее русской

Слайд 5 Патриотизм Лермонтова
(особенности, связанные с характером эпохи)
30-е годы 19 века:

«патриотизм»
православие
самодержавие
народность
В лирике Лермонтова истинное чувство любви к отечеству
противопоставляется «казённому патриотизму»
В1841

году написаны 2 стихотворения, в которых
Лермонтов наиболее полно раскрыл противоречивость,
сложность своего отношения к Родине:
«Прощай, немытая Россия…» и «Родина»
Патриотизм Лермонтова (особенности, связанные с характером эпохи)30-е годы 19 века: «патриотизм»православиесамодержавиенародностьВ лирике Лермонтова истинное чувство любви к

Слайд 6Тема Родины проходит через всё творчество Лермонтова
В раннем творчестве проявляется

любовь к родной природе.
Воспевая её, поэт с симпатией говорит о

простом народе.
Мысли о родине – мысли о свободе:
…Степь раскинулась лиловой пеленой,
И так она свежа, и так родня с душой,
Как будто создана лишь для свободы.
(«Прекрасны вы, поля земли родной»)

Уже в юношеских стихотворениях Лермонтов рисует
картины деревенской, крестьянской России. Он
вспоминает широкие сёла в утренней дымке, «кучи
хижин небольших», «балалайки звук народный»
(«Солнце», «Романс», «Два брата»).

Тема Родины  проходит через всё творчество ЛермонтоваВ раннем творчестве проявляется любовь к родной природе.Воспевая её, поэт

Слайд 7"Прощай, немытая Россия..."
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры

голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от

твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

В этих словах не только осуждение, но и боль при мысли о том, что народ тёмен, непросвещён, что
рабское положение выработало в нём привычку покоряться силе.

Самым ужасным поэт в положении России поэт считает то, что в ней «огромное количество людей терпеливо страдает, а другое страдает, не сознавая этого» (из разговора со славянофилом Ю. Т. Самариным).


Слайд 8"Прощай, немытая Россия..."
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры

голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от

твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Не обвинение слышится здесь,
а боль и досада. (у Пушкина эта боль в «Свободы сеятель пустынный…») В стихотворении поэт ни разу не сказал слова «родина».

Поэт без сожаления прощается с «официальной» Россией – темницей, где ни один человек не чувствует себя свободным и каждый может подвергнуться полицейской слежке. Николаевская Россия – это «страна рабов, страна господ». Она не вызывает любви и симпатии поэта.


Слайд 9"Родина"
Отрицая официальную николаевскую Россию, поэт
обращает свой взор к другой отчизне:

Люблю

отчизну я, но странною любовью…
«У России нет прошедшего: она вся

в настоящем
и будущем» (последняя из записей в тетради Лермонтова)

Но настоящее России не удовлетворяло поэта, а надежды
на будущее были связаны с народной Россией, к ней он и
обращается в стихотворении.
Такая любовь должна была казаться странной в то
время, когда был провозглашён казённый патриотизм, а
большинство дворян было далеко от народа.


Слайд 10Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни

слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные

преданья
Не шевелят во мне отрадные мечтанья.

В стихотворении нет и намёка на прославление покорности и христианской веры:
отрицает воинскую славу, которой, по мнению официальных историков, обязаны царям и генералам.
отрицает «покой», достигнутый в результате победоносных кампаний.
отрицает «тёмную старину», как положительный идеал для России.

Люблю отчизну я, но странною любовью!Не победит её рассудок мой.Ни слава, купленная кровью,Ни полный гордого доверия покой,Ни

Слайд 11Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни

слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные

преданья
Не шевелят во мне отрадные мечтанья.

Поэт наполняет эти понятия своим особым смыслом.
Выбор слов, изобразительных средств, интонация говорят о любви:
«полный гордого доверия покой», «заветные преданья».
Стих звучит торжественно и мерно

Но всё, о чём Лермонтов здесь пишет, было в прошлом. А мысли поэта заняты будущим России.

Люблю отчизну я, но странною любовью!Не победит её рассудок мой.Ни слава, купленная кровью,Ни полный гордого доверия покой,Ни

Слайд 12 Когда поэт думает о будущем, его надежды и
«отрадные мечтанья» связаны

не с войнами и «гордым
покоем» государства, а с народом.

Поэт рисует дорогие
сердцу каждого русского человека картины и говорит о
любви к родной природе и простой сельской жизни:

Но я люблю – за что не знаю сам? –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её подобные морям…
Просёлочным путём люблю скакать в телеге,
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень…

Перед мысленным взором читателя возникает среднерусский пейзаж, с лесами, которые сменяются
степями, с широкими речками, просёлочными дорогами…

Когда поэт думает о будущем, его надежды и«отрадные мечтанья» связаны не с войнами и «гордым покоем» государства,

Слайд 13Но я люблю – за что не знаю сам? –


Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её подобные

морям…
Просёлочным путём люблю скакать в телеге,
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень…

Перед нами не мимолетный набросок, запечатлевший какое-то мгновение в жизни природы, а постепенно возникающие перед поэтом любимые картины.
Мы видим именно то, что заставляет его верить: «Россия вся… в будущем».

Но я люблю – за что не знаю сам? – Её степей холодное молчанье,Её лесов безбрежных колыханье,Разливы

Слайд 14Любовь к народной России выражена в «Родине»
просто и глубоко, без

пышных восклицаний и патетики. Для стихотворения характерно почти полное отсутствие
метафоричности,

обычной для многих произведений
Лермонтова.

Н.А.Добролюбов: «…удивительное стихотворение «Родина», в котором он становится выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно… Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на жизнь нельзя требовать от русского поэта»
(Ст. «О степени участия народности в развитии русской литературы», 1858.)

Любовь к народной России выражена в «Родине»просто и глубоко, без пышных восклицаний и патетики.  Для стихотворения

Слайд 15Тройка, выезжающая из деревни.
Рисунок М. Ю. Лермонтова. Карандаш. 1832–1834.


Многие рисунки М.Ю.Лермонтова запечатлели "просёлочную" деревенскую Россию.

Тройка, выезжающая из деревни. Рисунок М. Ю. Лермонтова. Карандаш. 1832–1834. Многие рисунки М.Ю.Лермонтова запечатлели

Слайд 16Пейзаж с двумя березами. Акварель М. Ю. Лермонтова. 1828–1832.
Многие

рисунки М.Ю.Лермонтова запечатлели "просёлочную" деревенскую Россию.

Пейзаж с двумя березами.  Акварель М. Ю. Лермонтова. 1828–1832. Многие рисунки М.Ю.Лермонтова запечатлели

Слайд 17Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.
Акварель М.Ю.Лермонтова. 1835.

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.Акварель М.Ю.Лермонтова. 1835.

Слайд 18"С отрадой, многим незнакомой", Лермонтов
запечатлел в этом пейзаже приметы

любимой им
отчизны: мельницу, неширокую речку, тройку,
скачущую по просёлочной

дороге, "чету белеющих берёз" на холме, дали, покрытые синеватой дымкой.

Слайд 19Список использованных печатных источников:
Рез З. Я. М.Ю.Лермонтов в школе.

– Л.: Учпедгиз, 1963, стр. 110 – 118.

Лермонтовская энциклопедия /

АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." – М.: Сов. Энцикл., 1981.

Источник иллюстраций: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." – М.: Сов. Энцикл., 1981: слайды 3–4 (М. Ю. Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка. Акварель К. А. Горбунова. 1841. – вкладка между стр. 528 – 529); слайды 15, 16, 17, 18 (вкладка между стр. 144 – 145).

Список использованных печатных источников:  Рез З. Я. М.Ю.Лермонтов в школе. – Л.: Учпедгиз, 1963, стр. 110

Слайд 20Примечания:
Слайд 4. «По утверждению Белинского, в стихах Лермонтова «все силы

и все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия». Лермонтов

своими стихами отвечает на вопросы жизни, на больные вопросы современности; «он поэт русский в душе – в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни». (Источник: Гершензон Д. Я. Лермонтов в русской критике // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. – М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. лит., 1941, стр. 596.)
Примечания:Слайд 4. «По утверждению Белинского, в стихах Лермонтова «все силы и все элементы, из которых слагается жизнь

Слайд 21Примечания:
Слайд 7. Из дневника Ю. Ф. Самарина за 1841 г. Сочинения, т. XII, стр. 56

– 57. Его [Лермонтова] мнение о современном состоянии России: «Хуже

всего не то, что известное количество людей терпеливо страдает, а то, что огромное количество страдает, не сознавая этого». (Источник: Щеголев П. Е. Книга о Лермонтове: [В 2 кн.]. – Л.: Прибой. Вып. 2. – 1929, стр. 162.

Примечания:Слайд 7. Из дневника Ю. Ф. Самарина за 1841 г. Сочинения, т. XII, стр. 56 – 57. Его [Лермонтова] мнение о современном

Слайд 22Примечания:
Слайд 9. В письме к Г. Гервегу Герцен о главной

мысли из чернового наброска поэта: «У России нет прошедшего: она

вся в настоящем и будущем...», который был посмертно напечатан в «Отечественных записках» (1844, т. XXXII). В записной книжке Лермонтова этот набросок датируется апрелем – июлем 1841 г. (Ист.: Гиллельсон М. Лермонтов в оценке Герцена // Творчество М. Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814–1964. – М.: Наука, 1964, стр. 378.)
Примечания:Слайд 9. В письме к Г. Гервегу Герцен о главной мысли из чернового наброска поэта: «У России

Слайд 23Примечания:
Слайд 14. Н. А. Добролюбов в статье «О степени участия

народности в развитии русской литературы» (1858) отмечал, что «Лермонтов... обладал, конечно,

громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он... понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно» (Собр. соч., т. 2, 1962, с. 263). (Источник: Мануйлов В. А. «Родина»// Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.» – М.: Сов. Энцикл., 1981. – С. 469–470.
Примечания:Слайд 14. Н. А. Добролюбов в статье «О степени участия народности в развитии русской литературы» (1858) отмечал,

Слайд 24 (1831г)

(1831г)

Слайд 26А.С.Пушкин
***
Изыде сеятель сеяти семена своя
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано,

до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощённые бразды
Бросал живительное семя –


Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич. (1823)

Пушкин с горечью пишет,
что порабощённый народ привык к ярму и бичу,
что он пока остаётся глухим
к голосам, требующим свободы для него же.

У Пушкина даже более резко, чем у Лермонтова, говорится о «послушном
народе», как о стаде, не умеющем ценить «дары свободы».

А.С.Пушкин	***	Изыде сеятель сеяти семена своя Свободы сеятель пустынный,Я вышел рано, до звезды;Рукою чистой и безвиннойВ порабощённые браздыБросал

Слайд 27Презентации
на сайте "К уроку литературы"

Творчество М.Ю.Лермонтова
Своеобразие
патриотической темы
в лирике М.Ю.Лермонтова
literatura5.narod.ru

Презентациина сайте

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика