Слайд 1
Презентацию к уроку литературы по творчеству А.Т.Твардовского
выполнила учитель
русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской
области»
Орлова Валентина Ивановна
Слайд 2Творчество и судьба
А.Т.Твардовский
Слайд 4 Цели урока
1. Обзор
жизненного и творческого пути А.Т.Твардовского.
2. Значение творчества и общественной деятельности.
3.
Выразительное чтение и анализ стихотворения «Братья».
4. Развитие интереса к творчеству великого поэта.
Слайд 5Эпиграф
А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем
и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого
гражданского мужества и честности…
К.Куликов
Слайд 6
родился в 1910 году в Смоленской губернии
в деревне Загорье
в семье деревенского кузнеца.
Русский поэт
А.Т. Твардовский
Слайд 7
Мать - Мария Митрофановна родом из обедневшей дворянской
семьи.
Отец - Трифон Гордеевич человек начитанный, по вечерам
в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Некрасова и др.
Первое стихотворение, написанное в детстве, было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнезд.
В 14 лет стал писать свои стихотворения.
Слайд 8
Учился в Смоленском пединституте.
1939 г. –
окончил Московский институт философии, литературы и истории.
Юность
Слайд 9
пишет о них проникнутые любовью, грустью стихотворения.
Трагически переживал многолетние муки раскаяния перед своим отцом, перенесшим разорение
и сосланным на уральский лесоповал.
Возвратившись в родные места,
Слайд 10
1936г. – пишет поэму “Страна Муравия”, за
которую наградили орденом Ленина.
Поэма «Страна Муравия»
Слайд 11
1939г. – началась советско-финская война, в которой А.Т.Твардовский
принимал участие как военный корреспондент газеты «На страже Родины». В
газете велся коллективный еженедельник фельетонов со стихами и картинками. Так родился литературный герой – боец Вася Теркин.
Финская война
Слайд 12
1941-1945гг. – поэма «Василий Теркин», «книга про бойца без
начала и конца» - самое известное произведение Твардовского.
Слайд 13
1941-1942гг. – работал в Воронеже в редакции газеты
«Красная Армия»
1941,1946,1947- лауреат Сталинской премии.
Великая Отечественная война
Слайд 14
1946г. – поэма «Дом у дороги»
1950-1960гг.
– поэма «За далью даль»
В данных
поэмах А.Твардовский во многом по-новому, все глубже и разносторонне осмысливает исторические судьбы народа, «…мир большой и трудный…».
Послевоенные годы
Слайд 15
Память войны прозвучала в целом ряде лирических стихотворений
поэта:
«Я убит подо Ржевом»,
«В
тот день, когда закончилась война…»,
«Я знаю, никакой моей вины».
Они продиктованы наполнявшим поэта чувством « на вечного обязательства живых перед павшими за общее дело, невозможностью забвения…»
Слайд 16
написано
в 1945-46 гг.
Первоначально имело другое название
-«Завещание воина».
Стихотворение «Я убит подо Ржевом»
Слайд 17
В основу этого стихотворения легли два
запомнившихся ему эпизода: о поездке под Ржев, где шли тяжелые
бои, осенью 1942 г.; и о встрече с офицером-фронтовиком, приехавшим на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, после чего вернуться на фронт.
Слайд 18
1961г. – лауреат Ленинской премии
Слайд 19
Философское осмысление жизни, восприятие природы как единого и
вечного мира, частица которого человек, обращение к большим и малым
событиям истории страны – таков диапазон поздних стихотворений Твардовского, собранных в книге «Из лирики этих лет»(1967)
Позднее творчество
Слайд 20Поэма «По праву памяти»
1966-1969гг. – работает над поэмой
«По праву памяти», опубликованной в наши дни.
Поэма
рассказывает о горьких, трагических уроках нашей истории, связанных с периодом культа личности Сталина, о трагедии тех, на кого тяжким грузом легло клеймо «сын врага народа».
Слайд 21
1950-1954 и1958-1970гг. –главный редактор журнала «Новый мир».
Своей организационно-редакторской деятельностью, примером собственного творчества Твардовский достойно продолжал лучшие
традиции русской советской литературы. Его помощь и поддержка ощутимо сказались в творчестве многих писателей.
1971г. – лауреат Государственной премии.
Журнал «Новый мир»
Слайд 22
В 1971году поэт заболел и умер.
Похоронен
на Новодевичьем кладбище в Москве.
В Воронеже и Москве
его именем названы улицы.
Слайд 24Современники о А.Т.Твардовском
«Один из великих поэтов 20-века»,-так называл его Константин
Симонов.
«Поэт громадной мощи»,-считал Юрий Трифонов.
«Собиратель литературы. Авторитетнейший судья. Властитель поколения»-это
высказывание Федора Абрамова.
Слайд 25Анализ стихотворения «Братья»
Какие картины детства описаны в этом стихотворении?
Что привносит
повторение слов «свой»?
С каким чувством вспоминает свое детство поэт?
С какой
целью используются диалектные слова: ухватка, обапол?
Как вы объясните их значение?
Слайд 26Лексическая работа
Ухватка – прием, уловка, образ телодвижения, сноровка или привычка.
(словарь В.И.Даля)
Обапол – предлог и наречие –около, подле, возле, близко.
(словарь В.И.Даля)
Репрессия – наказание, карательная мера, применяемая государственными органами.
(словарь С.И.Ожегова)
Слайд 27
С какими страшными событиями репрессий связана концовка стихотворения?
Какое они имеют
значение для смысла стихотворения – главное или второстепенное?
Сформулируйте кратко ваше
впечатление от этого стихотворения.
Слайд 28Выводы
А.Т.Твардовский – один из поэтов х х века, показавший жизнь,
боль и радость, горе и разлуку, проблемы народа и страны
в различные исторические периоды.
А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности.