Слайд 1 Н.В.Гоголь, тема маленького человека.
“Петербургские повести”
Слайд 2Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не
последнее место. Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле
одного только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий, символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, — таким Петербург предстает перед нами в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя.
Слайд 4Гоголь описывает Петербург как город, где человеческие отношения искажены, торжествует
пошлость, а таланты гибнут, где “... кроме фонаря, все дышит
обманом”. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.
Слайд 5«Невский проспект»
Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект» писал; «Нет
ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для
него он составляет все».
Слайд 6Образ «Маленького человека»
Тема “маленького человека” в литературе существовала и до
ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала
в “Медном всаднике” и “Станционном смотрителе” А. С. Пушкина.
Образ “маленького человека” таков: это бедный, не знатный человек,
оскорбляемый высшими по чину людьми и доведенный до отчаянья всем образом своей жизни, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. К бунту “маленького человека” всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть.
Слайд 8Гоголь был поражен картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф.
Он узнал на собственном опыте и положение бедного чиновника, и
среду молодых художников, и переживания бедняка, у которого нет денег на покупку теплой шинели. Именно этот жизненный опыт позволил Гоголю столь зримо показать в своих повестях Петербург с его внешним великолепием и глубокими социальными контрастами.
Слайд 9 Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является и Акакий
Акакиевич Башмачкин.— герой повести “Шинель”. “Он был то, что называют
вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться”,— так говорит о Башмачкине Гоголь.
Слайд 10 “Записки сумасшедшего”, несомненно, одна из наиболее трагических повестей цикла
“Петербургские повести”.
Слайд 11В произведении «Нос» Гоголь показывает себя гениальным художником абсурда. Майор
Ковалев - персонаж чрезвычайно самолюбивый, предпочитающий, чтобы к нему обращались
по званию, имеющий весьма далеко идущие планы стать губернатором в результате удачной женитьбы - однажды просыпается без носа. Впрочем, его ни капли не потрясает фантастичность происшедшего, гораздо больше майора волнует, как же в таком виде отправиться в должность
Слайд 13Один из самых значительных критиков своего времени, В.Г.Белинский неодобрительно отозвался
о повести “Портрет”: "это есть неудачная попытка г. Гоголя в
фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом”.
Слайд 14 Гоголь был первым, кто заговорил о трагедии "маленького человека",
уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не
от образования и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества по отношению к "маленькому человеку" и впервые призвал это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей.