Разделы презентаций


Письмо – Знак любви

Содержание

Цели и задачи урока:1. Знакомство с любовной лирикой русской поэзии, основанной на сюжете, связанном с эпистолярным жанром2. Обучение анализу лирического стихотворения на примере стихотворений – писем как знаку любви3. Развивать умение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МОУ «Абрамовская ООШ» ПИСЬМО – ЗНАК ЛЮБВИ
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но

не скудеет в сердце нежность …
Ф.М.Тютчев
***
урок литературы - 9 класс

Учитель литературы
Калинина Н.Н.


МОУ «Абрамовская ООШ»  ПИСЬМО – ЗНАК ЛЮБВИПускай скудеет в жилах кровь,Но не скудеет в сердце нежность

Слайд 2Цели и задачи урока:
1. Знакомство с любовной лирикой русской поэзии,

основанной на сюжете, связанном с эпистолярным жанром
2. Обучение анализу лирического

стихотворения на примере стихотворений – писем как знаку любви
3. Развивать умение видеть тему и идею лирического произведения
4. Воспитывать доброе отношение к миру эмоций, чувств человека, душевных переживаний
5. Воспитание любовью гармонически развитой личности, способной не только сопереживать, но и учиться любви и состраданию
Цели и задачи урока:1. Знакомство с любовной лирикой русской поэзии, основанной на сюжете, связанном с эпистолярным жанром2.

Слайд 3 Прощание с письмом – прощание с любовью *** Не пробуждай

воспоминаний Минувших дней, минувших дней –

Не возродишь былых желаний В душе моей, в душе моей…

Нюансы любви:
ЛЮБОВЬ-СТРАДАНИЕ, ЛЮБОВЬ-УМИЛЕНИЕ,
ЛЮБОВЬ-ВРАЖДА, ЛЮБОВЬ-ПОЕДИНОК…

Прощание с письмом – прощание с любовью  ***   Не пробуждай воспоминаний

Слайд 4 Композиция лирических произведений у каждого поэта особенная, но можно выделить

три основных способа развития сюжета: 1. сопоставление;

2. развитие одного центрального образа; 3. логическое рассуждение

Наши авторы: А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, Н.А.Некрасов, А.А.Фет, К.М.Фофанов

Композиция лирических произведений у каждого поэта особенная, но можно выделить

Слайд 5Сожжённое письмо
Прощай, письмо любви, прощай! Она

велела... Как долго медлил я, как долго не хотела Рука предать огню

все радости мои!.. Но полно, час настал: гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет... Минуту!.. вспыхнули... пылают... легкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит... О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди...
1825г.
Сожжённое письмо    Прощай, письмо любви, прощай! Она велела... Как долго медлил я, как долго

Слайд 6 1. Способ развития сюжета – развитие одного образа: образа сожжённого

письма 2. Лексика высокая: какая-то религиозная ситуация, воспринимающая сожжение как ритуал 3.

Пунктуация экспрессивная: многоточие, восклицательные знаки, обрывающаяся строка 4. Обилие эпитетов…

Цель: расстаётся с письмом, но не с любовью. Вынужден покориться, хотя душа борется с неизбежным…

1. Способ развития сюжета – развитие одного образа: образа сожжённого письма 2. Лексика высокая:

Слайд 7Она сидела на полу…


Она сидела на полу И груду писем разбирала, И, как

остывшую золу, Брала их в руки и бросала. Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело... О, сколько жизни было тут, Невозвратимо пережитой! О, сколько горестных минут, Любви и радости убитой!.. Стоял я молча в стороне И пасть готов был на колени,- И страшно грустно стало мне, Как от присущей милой тени.
Она сидела на полу…         Она сидела на полу И

Слайд 8Вывод:
Явного образа сожжённого письма нет, но он появляется
Это реминисценция –

напоминание о прошедшей любви как о сожжённом письме
Лирическая героиня –

ОНА!!! Перебирает знаки «убитой» любви
Чувства героини передаются образными сравнениями, эпитетами, олицетворением
Синтаксис: экспрессивный, передающий накал чувств и сдерживаемых рыданий
Присутствует незримо лирический герой, ощущающий свою вину


Вывод:Явного образа сожжённого письма нет, но он появляетсяЭто реминисценция – напоминание о прошедшей любви как о сожжённом

Слайд 9О письма женщины нам милой…
О письма женщины, нам милой! От вас

восторгам нет числа, Но в будущем душе унылой Готовите вы больше зла. Когда

погаснет пламя страсти Или послушаетесь вы Благоразумья строгой власти И чувству скажете: увы! Отдайте ей ее посланья Иль не читайте их потом, А то нет хуже наказанья, Чем задним горевать числом. Начнешь с усмешкою ленивой, Как бред невинный и пустой, А кончишь злобою ревнивой Или мучительной тоской... О ты, чьих писем много, много В моем портфеле берегу! Подчас на них гляжу я строго, Но бросить в печку не могу. Пускай мне время доказало, Что правды в них и проку мало, Как в праздном лепете детей. Но и теперь они мне милы - Поблекшие цветы с могилы Погибшей юности моей! 1852 г.

О письма женщины нам милой…О письма женщины, нам милой! От вас восторгам нет числа, Но в будущем

Слайд 10Вывод:
Логическое рассуждение – герой прогнозирует ситуацию
1 часть – большая: живёт

рассудком, умом, но не сердцем. Лексика просторечная: «задним числом», «бред

пустой», «злоба ревнивая»...
2 часть – меньшая: появление чувств, но звучит в конце ирония, проявляющаяся в метафорах: «поблекшие цветы», «погибшей юности»…


Вывод:Логическое рассуждение – герой прогнозирует ситуацию1 часть – большая: живёт рассудком, умом, но не сердцем. Лексика просторечная:

Слайд 11Сопоставительный анализ строфики лирики А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева и А.Н.Некрасова
А.С.Пушкин
Астрофичность – кусок

чувств, не разделённый на части.

Почему?
Расставаясь с письмом, герой не может

расстаться с любовью, которая продолжает жить в его груди

Ф.И.Тютчев
Строфическое – четыре четверостишья, в каждом из которых новые штрихи
Почему?
Два страдающих лирических героя, из которых один сопереживает, а другой углублён в свои страдания

Сопоставительный анализ строфики лирики А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева и А.Н.НекрасоваА.С.ПушкинАстрофичность – кусок чувств, не разделённый на части.Почему?Расставаясь с письмом,

Слайд 12Н.А.Некрасов
Две части – несоразмерные, неоднородные
1 часть – герой не

вспоминает, а как бы прогнозирует ситуацию. Прогнозы его безрадостные, пессимистичные.

Вывод: живёт рассудком, но не сердцем
Лексика просторечная: «задним числом», «бред пустой», «злоба ревнивая», «тоска мучит»… Эпитеты…
2 часть – первые строчки – рассудок, а следующие – сердце, чувства, где побеждают чувства, но лексика с долей иронии, усмешки автора
Н.А.Некрасов Две части – несоразмерные, неоднородные1 часть – герой не вспоминает, а как бы прогнозирует ситуацию. Прогнозы

Слайд 13Нежные письма К.М.Фофанов
1862 – 1911г.г.

Перебирая вновь украдкой
Все письма нежные твои,
Я

окрылен был местью сладкой
И упоен тоской любви.

Я говорил небесным высям:
“Сотрите бурей и грозой
Слепые знаки этих писем,
Так чудно лгавших предо мной”.
Я говорил свечам горящим:
“Пожрите их своим огнем,-
И пусть не лжет мне в настоящем
Раз обманувшее в былом.
Развейте их налетом шумным”,-
Я буйно ветры умолял,
Но сам я в бешенстве безумном
Их уничтожить не дерзал.
Так жаждет зла и разрушенья
Былым святыням ренегат
В час малодушного моленья,
Тоской и трепетом объят.

Нежные письма  К.М.Фофанов1862 – 1911г.г.Перебирая вновь украдкойВсе письма нежные твои,Я окрылен был местью сладкойИ упоен тоской

Слайд 14Анализ лирики К.М.Фофанова
С кем перекликается? В чём?
Какие чувства испытывает герой?
Как

раскрывается в лексики?
Что побеждает: разум или чувства?
Чем восходит к Пушкину?
Какое

слово разрушает ощущение обряда?

Перекличка с Некрасовым
Герой испытывает острую боль, которая проявляется в наслаждении
Раскрывается в психологическом параллелизме, что свойственно народной поэзии
Побеждают чувства
Восходит к Пушкину моленьем, тоскою и трепетом, к ритуалу церковного обряда
«РЕГЕНАТ» (отступник)– политическая лексика, создаёт стилистический диссонанс

Анализ лирики К.М.ФофановаС кем перекликается? В чём?Какие чувства испытывает герой?Как раскрывается в лексики?Что побеждает: разум или чувства?Чем

Слайд 15Старые письма А.А.Фет
Давно забытые, под легким слоем пыли, Черты заветные, вы

вновь передо мной И в час душевных мук мгновенно воскресили Всё, что

давно-давно, утрачено душой. Горя огнем стыда, опять встречают взоры Одну доверчивость, надежду и любовь, И задушевных слов поблекшие узоры От сердца моего к ланитам гонят кровь. Я вами осужден, свидетели немые Весны души моей и сумрачной зимы. Вы те же светлые, святые, молодые, Как в тот ужасный час, когда прощались мы. А я доверился предательскому звуку,- Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!- Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку, Я осудил себя на вечную разлуку И с холодом в груди пустился в дальний путь. Зачем же с прежнею улыбкой умиленья Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза? Души не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза
Старые письма А.А.Фет  Давно забытые, под легким слоем пыли, Черты заветные, вы вновь передо мной И

Слайд 16Анализ лирики А.А.Фета: «СТАРЫЕ ПИСЬМА»
О чём говорит название?
О чём напомнили

письма поэту?
Какие чувства нахлынули? Отчего?
Почему лирический герой испытывает чувство стыда?

За что?
Какое время он называет «сумрачной зимой» и какой урок из жизни вынес?
Каков итог?

Вывод:
Герою напомнили старые письма прежнюю любовь, которую он небрежно отверг. За это предательство любви он испытывает чувство стыда.
Называя то время «сумрачной зимой», он вынес неутешительный урок: «Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!»

Анализ лирики А.А.Фета: «СТАРЫЕ ПИСЬМА»О чём говорит название?О чём напомнили письма поэту?Какие чувства нахлынули? Отчего?Почему лирический герой

Слайд 17«КАК БУДТО ВНЕ ЛЮБВИ

ЕСТЬ

В МИРЕ ЧТО-НИБУДЬ!»
«КАК БУДТО ВНЕ ЛЮБВИ

Слайд 18Уроки прошлого
В душе померк бы день и тьма настала б

вновь, когда бы из неё изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство

знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно, что не жил…

Жан Батист МОЛЬЕР
Уроки прошлогоВ душе померк бы день и тьма настала б вновь, когда бы из неё изгнали мы

Слайд 19Уроки прошлого
Любовь – это неведомая

страна, и мы все плывём туда каждый на своём корабле,

каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль своим собственным путём.
М.М.Пришвин
Уроки прошлого     Любовь – это неведомая страна, и мы все плывём туда каждый

Слайд 20Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика