Слайд 3Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым
2015 год объявлен в стране Годом литературы.
Слайд 4Целью данного шага является привлечение внимания общества
к чтению и
литературе,
сохранение русского языка ,повышение интереса молодого поколения к книге
Слайд 5На официальном логотипе, выполненном в цветах российского флага, изображены профили
великих русских писателей и поэтов Александра Пушкина,
Николая Гоголя
и
Анны Ахматовой
Слайд 7Время проходит, но сказанное слово остаётся (Л. Н. Толстой)
1) Без соответствия сочинения теме не будет зачёта!
2) Без аргументации
не будет зачёта!
3) Объем сочинения не мене 300 слов!
4) Суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения!
5) Время написания – 3 часа 55 минут.
Узелок на память
Слайд 17 Цитатный материал
Михаил Андреевич Осоргин
(заметки старого книгоеда)
Есть два подобия целомудренных и страстных объятий: море
и раскрытая книга; их оценить может всякий возраст. Но море однообразнее книги и быстрее утомляет; книга держит в объятиях часами, годами, всю жизнь, и любовные выдумки ее безграничны. Прочитанная, она остаётся в памяти – и снова рождается, опять влекущая и еще раз полная тайны. В море мы плаваем на поверхности – в книгу уходим с головой, и чем глубже, тем слаще и чудеснее.
Слайд 18Чаще всего её называют другом. Она бывает Учителем, ласковой матерью,
детищем и злым врагом. Но, конечно, она – возлюбленная, неподражаемая
в постоянстве и вечном равнодушии. Ничто не дало миру столько добра и столько зла, как книга, и никто другой не пользовался таким почётом в памяти далёких поколений. Самым невозможным кажется исчезновение книги, замена её иной человеческой выдумкой. Это, конечно, случится, – но к тому времени люди переродятся, и не будет больше ни любви, ни вымысла, ни наивной веры, украшающей нашу жизнь. С жалостью думается о таких людях будущего
Слайд 19Есть книги – волею приличий
Они у века не в тени
Из
них цитаты брать – обычай
Во все положенные дни.
В библиотеке иль
читальне
Любой – уж так заведено –
Они на полке персональной
Как бы на пенсии давно.
На них печать почтенной скуки
И давность пройденных наук;
Но, взяв одну такую в руки,
Ты, время,
Обожжешься вдруг… (Твардовский А. Т.)
Книжек первые страницы
Нас встречают с первых лет.
И несут нас, словно птицы,
Облетая целый свет.
Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
За страницею страница –
С нею можно в путь пуститься
По морям и в глубь веков,
Среди джунглей и снегов.
С ней всегда легла дорога,
С ней узнаешь очень много,
У меня в руках, взгляни – ка,
Это красочная книга
С.Я.Маршак
Слайд 20Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг,
Ум,
как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Бедным
считайте такое жилище,
Где все забота – набить бы живот,
Где калорийная, вкусная пища
Пищу духовную не признает
Книга – советчик.
Книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец,
Книга – нетленная память и вечность.
Спутник планеты Земля, наконец…
В. Боков
Слайд 21 Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Письмо двадцать
второе
ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!
Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан)
заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение. Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется, не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы.
Слайд 22Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для
себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы. Чтение, для того чтобы
оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания. Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа. Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения. «Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.
Слайд 23Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы,
которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на
отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни? Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать.
Слайд 24Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз,
в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к
которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему. Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе- Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве.
Слайд 25А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для
себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали
Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам. «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека. Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь. Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты.
Слайд 26Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами
свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами
книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время
Слайд 27«Письма о добром и прекрасном»
(Д.С Лихачёв)
Сегодня личные библиотеки в очень
многих домах. Существует даже такое явление – книжный бум. Книжный
бум – это же прекрасно! Ведь книжный же бум, а не какой-нибудь другой. И то, что люди интересуются книгами, покупают, стоят в очереди за книгами, – это же хорошо, это говорит о каком-то культурном подъеме нашего общества. Но мне могут сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретаются из-за красивых переплетов и т. Д. Но и это не так страшно. Книга всегда найдет того, кому она нужна. Например, покупает книгу человек, который украшает ими свою столовую. Но ведь у него могут быть и сын, и племянники. Мы помним, как начинали люди интересоваться литературой – через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда-нибудь найдет своего читателя. Она может быть продана, и это тоже неплохо, будет какой-то запас книг, потом она опять найдет своего читателя. Что касается личной библиотеки, то думаю, к этому вопросу надо подходить очень ответственно. Не только потому, что личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина, а потому, что она иной раз становится престижным моментом. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясным, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял. Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять ее книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку. Обязательно ведите собственную библиографию и на карточках этой библиографии отмечайте, что в этой книге кажется вам важным и нужным. Повторяю. Если книга вам нужна для однократного чтения, ее приобретать не следует. И искусство составления личных библиотек состоит в том, чтобы воздерживаться от приобретения таких книг
Слайд 28ТАК МОЖНО НАЧАТЬ СОЧИНЕНИЕ... или ЗАВЕРШИТЬ
Слайд 29ТАК МОЖНО НАЧАТЬ СОЧИНЕНИЕ... или ЗАВЕРШИТЬ
Каждая из великих книг –
это не только часть души и зачастую целые годы жизни
самого автора, но и страницы народной истории. Недаром Тургенев сказал о Гоголе: «Для нас он был больше, чем писатель: он раскрыл нам нас самих».
А. Турков, российский критик и литературовед
Без книги человечество погибнет! Это моё глубокое убеждение. Почему? Потому что в произведениях А. С. Пушкина, Н .В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского содержатся не только страницы истории, но и отражается философия жизни. Эти произведения заставляют заглянуть в свой собственный внутренний мир.
Слайд 30ТАК МОЖНО НАЧАТЬ СОЧИНЕНИЕ... или ЗАВЕРШИТЬ
У книги, безусловно, есть одна
особенность: с ней беседуешь, перелистывая страницы, один на один вступаешь
с автором в немой диалог. Почему диалог? Да потому что книга – хорошая, мудрая книга – требует труда мысли, сознания, воображения. Настоящая книга – это сгусток энергии. (В.Я.Лакшин, литературный критик).
К книге надо относиться, как к жизни. Её надо читать собственными глазами. Недоверчиво. Рассматривать. Выискивать в ней точное знание. И идти от книги к книге. Ведь книга – это только дорога. Книга приучает к разглядыванию вещей. Вся литература – это умение видеть, умение знать.
(В.Шкловский, русский литературовед, критик, прозаик)
Слайд 31ТАК МОЖНО НАЧАТЬ СОЧИНЕНИЕ... или ЗАВЕРШИТЬ
Без некоторых книг, не пережитых
в детстве и отрочестве, сущность человека со всей его психологией
останется грубой и неотёсанной. (С.Михалков)
Оскар Уайльд, английский писатель, делил книги на три категории: те, что
следует читать; те, что следует перечитывать, и те, что вовсе читать не надо.
В.Г.Белинский, русский критик, полагал: читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать.
Князю Ярославу Мудрому, тому, который украсил Киев прекрасными памятниками романского стиля, приписывают слова о книгах: «Книги суть реки, напояющие благодатью всю Вселенную».
Слайд 32ТАК МОЖНО НАЧАТЬ СОЧИНЕНИЕ... или ЗАВЕРШИТЬ
Родившаяся полтысячи лет назад книга,
предшественником которой был манускрипт, старше и мудрее молодой музы телевидения…Но
книгу трудно заменить даже как привычный для человека источник глубокой информации. Книгу художественную, литературу в высоком смысле, не вытеснить ни компакт-дисками, ни видео-, стереозаписью. (В.Я.Лакшин, литературный критик).
Добро всегда побеждает зло, и никому ещё это не надоедало. Но добро – не липучка для мух. Добро – это чувство, которое вызывает книга. Мы оплакиваем героя, и это – добро. Мы хохочем над глупостью, и это – тоже добро. Мы сочувствуем неудачнику, презирая негодяя, симпатизируя простодушию, - и всё это добро, которое побеждает зло. (Л. И. Лиходеев)
Слайд 33ТАК МОЖНО НАЧАТЬ СОЧИНЕНИЕ... или ЗАВЕРШИТЬ
Лучше я буду бедняком и
стану жить на чердаке, но с множеством книг, чем королем
– но без библиотеки. (Английский историк Макалей, живший в XIX веке)
Русская литература не должна опускаться до уровня общества в его сомнительных и тёмных проявлениях. В любых обстоятельствах, во что бы то ни стало, но литература не должна ни на шаг отступать от своей главной цели — возвысить общество до идеала — идеала добра, света и истины.
(Н.А. Некрасов)
Слайд 34ТАК МОЖНО НАЧАТЬ СОЧИНЕНИЕ... или ЗАВЕРШИТЬ
Чтение – вот лучшее учение.
(А.С.Пушкин)
...цель литературы – помогать человеку понимать самого себя, поднять его
веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты... (М. Горький)
«Литература — благородное призвание, но только тогда, когда она служит миру, жаждущему просвещения и блага, а не бездонной утробе, требующей насыщения и ублажения». (Х.Грили)
Слайд 35ТАК МОЖНО НАЧАТЬ СОЧИНЕНИЕ... или ЗАВЕРШИТЬ
Моя поэзия есть акт дружбы
с человеком, и отсюда моё поведение: пишу – значит люблю.
(М.М.Пришвин)
«Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения» (Монтескье)
«Книга всегда больше жизни. Всё меньше книги – жизнь, вселенная, солнце. Даже сам человек» (А.В.Етоев)
Слайд 37 Информация, которую можно использовать во вступлении или заключении
«Год литературы»
— проводимая в течение 2015 года комплексная государственная программа, направленная
на развитие интереса к русской и мировой литературе, пропаганду чтения и книжной культуры во всех ее проявлениях. Год Литературы объявлен Указом президента В.В. Путина от 12 июня 2014 года.
Оргкомитет разработал и утвердил План основных мероприятий Года Литературы. В их числе – международный писательский форум «Литературная Евразия», проект «Литературная карта России»,«Библионочь-2015», проекты «Книги в больницы» и «Лето с книгой», пилотный проект «Всемирный день книги», конкурс «Литературная столица России», проекты «Живая классика» и «ReadRussia/Читай Россию».
«Наше общество стало катастрофически мало читать». Об этом Путин говорил на Российском литературном собрании в 2013 году (http://news.kremlin.ru/news/19665), тогда же было заявлено о необходимости повышать интерес к чтению у подростков. Глава государства подчеркнул, что снижение читательского интереса регистрируют во всем мире, но это вовсе не значит, что Россия должна следовать такому тренду.
Слайд 38
Информация, которую можно использовать во вступлении или заключении
Общество стало катастрофически
мало читать. Статистическое измерение катастрофы — это 9 минут в
день, затрачиваемых «усреднённым» россиянином на чтение книг. С этими 9 минутами России далеко до лавров «самой читающей страны».
Тенденции таковы, что «новые медиа» (интернет, компьютерные игрушки, социальные сети) готовы без остатка «сожрать» эти жалкие 9 минут, оставшиеся для Толстого, Достоевского и Пушкина впридачу. Остроту ситуации придаёт тот факт, что молодёжь, при всей её «продвинутости» и «открытости», является наименее читающей категорией. А с уходом культуры чтения — уходит и сама культура.
Снижение интереса к чтению — это общемировая тенденция. Это общемировая тенденция, которой Россия не обязана следовать.
Слайд 39Информация, которую можно использовать во вступлении или заключении
Именно в 2015-м
россияне отпразднуют 155 лет со дня появления на свет Антона
Чехова. В этом же году планируется отметить 75 лет со дня рождения Бродского, 215 лет — Баратынского, 220 лет — Грибоедову.
Россия как держава во многом формировалась и формируется ключевыми произведениями русской литературы, среди которых можно выделить творчества Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Афанасьевича Булгакова, Ивана Антоновича Ефремова и других выдающих русских писателей и поэтов.
Происходящие негативные процессы связаны прежде всего с тем, что западная культура ведёт наступление на молодёжь через средства, которые не требуют приложения собственного воображения и труда— кино и компьютерные игры. Однако для тех, кто разобрался в этом, не секрет — что русский язык, и прежде всего язык Пушкина — является основным фактором формирующим мировоззрение будущих поколений.
Слайд 40Информация, которую можно использовать во вступлении или заключении
Самое лучшее хранилище
человеческой памяти — это художественное произведение. Достаточно вспомнить Данте Алигьери,
который в своём величайшем произведении «Божественная комедия» дал яркие характеристики изгнавшим его недругам, поместив каждого в надлежащий круг Ада.
Задача писателя не учить читателя, а побудить его вместе разгадывать Загадку. И для писателя счастье, если читатель откроет в тексте больше смыслов, нежели открыл он сам. Настоящий писатель хочет помочь человеку задуматься, создать пространство для размышлений, не навязывая своего мнения, поскольку каждый должен сам постичь себя и загадку мироздания. Нужно научиться не только смотреть, но и видеть, не только слышать, но и различать.
Литература — не развлекательное чтиво, а предлагающая размышлять и действовать, постигать истину и совершенствовать себя, свою душу.
Слайд 41Информация, которую можно использовать во вступлении или заключении
Литература —
это живое слово, способное выразить сокровенное и преобразить человека.
Литература, если
она настоящая, способна изменять сознание людей, а значит и саму жизнь.
Искусство слова состоит в умении помочь сердцу почувствовать, побудить разум мыслить, сделать человека соучастником беседы.
Слайд 42МНЕНИЕ УЧЁНЫХ О ПРОИСХОДЯЩЕМ...
Татьяна Михайловна Колядич д.ф.н., профессор МПГУ (Москва)
полагает, что закончилась эпоха высокой моды, наступила пора литературы для
повседневной носки. Нет возможностей и способов воспитания сегодняшнего читателя. Но такой читатель придёт, когда мы уйдём от коммерциализации литературы. Интерес к определённым авторам сохраняется именно потому, что в их произведениях поднимаются общечеловеческие проблемы.
Мария Александровна Черняк — д.ф.н., профессор РГПУ им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург) привела любопытные данные опроса «Что такое современная литература?»:
«Современная литература — это попытка автора описать нашу сумбурную действительность, сдобрить нетривиальными героями с породистыми тараканами и приправить всё это извечными проблемами».
Слайд 43МНЕНИЕ УЧЁНЫХ О ПРОИСХОДЯЩЕМ...
«Современная литература — это краеугольный камень непрофессионализма
со скороспелостью, жаждой наживы». «Современная литература больше разобщает, чем воспитывает;
чтиво на один раз».
«Это большая помойка, но и на ней иногда удаётся найти гениальные цветы жизни».
Да, сегодня писатель уже не учитель жизни, а литература не квинтэссенция мудрости, — в лучшем случае «чтиво», способное развлечь во время поездки в транспорте.
Слайд 45ПИСАТЕЛИ-ЮБИЛЯРЫ 2015 года
270 лет со дня рождения Д.И. Фонвизина
220
лет со дня рождения А.С. Грибоедова
215 лет со дня
рождения Е.А. Боратынского
200 лет со дня рождения П.П. Ершова
195 лет со дня рождения А.А. Фета
180 лет со дня рождения Н.Г. Помяловского
160 лет со дня рождения В.М. Гаршина
155 лет со дня рождения А.П. Чехова
150 лет со дня рождения Д.С. Мережковского
Слайд 46ПИСАТЕЛИ-ЮБИЛЯРЫ 2015 года
145 лет со дня рождения А.И. Куприна и
И.А. Бунина
135 лет со дня рождения А. Белого, А.А.
Блока, А.С. Грина, С. Черного
130 лет со дня рождения В. Хлебникова
125 лет со дня рождения Б.Л. Пастернака
120 лет со дня рождения С.А. Есенина
110 лет со дня рождения М.А. Шолохова
105 лет со дня рождения А.Т. Твардовского, Ю.П. Германа, О.Ф. Бергольц
100 лет со дня рождения К.М. Симонова, В.М. Тушновой
Слайд 47ПИСАТЕЛИ-ЮБИЛЯРЫ 2015 года
95 лет со дня рождения Ф.А. Абрамова, Ю.М.
Нагибина, Д.С. Самойлова
90 лет со дня рождения Ю.В. Трифонова,
Е.И. Носова
85 лет со дня рождения Ю.С. Рытхэу
75 лет со дня рождения И.А. Бродского
Слайд 48ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ-ЮБИЛЯРЫ 2015 ГОДА:
225 лет книге А.Н. Радищева «Путешествие из
Петербурга в Москву»
215 лет со времени первого издания древнерусского
эпоса «Слово о полку Игореве»
200 лет первому иллюстрированному изданию басен И. А. Крылова
195 лет поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
190 лет драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»
185 лет драматическому циклу А.С. Пушкина «Маленькие трагедии» и сборнику «Повести Белкина»
Слайд 49ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ-ЮБИЛЯРЫ 2015 ГОДА:
180 лет книге Н.В. Гоголя «Миргород», драме
М.Ю. Лермонтова «Маскарад» и роману И.И. Лажечникова «Ледяной дом»
175
лет роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
170 лет роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»
160 лет книге Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы»
155 лет роману И.С. Тургенева «Накануне»
150 лет повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
Слайд 50ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ-ЮБИЛЯРЫ 2015 ГОДА:
145 лет трагедии А.К. Толстого «Царь Борис»,
сатирическому роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», комедии А.Н. Островского
«Лес»
140 лет роману Ф.М. Достоевского «Подросток» и комедии А.Н. Островского «Волки и овцы»
135 лет роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»
120 лет поэтическому сборнику «В безбрежности» К.Д. Бальмонта, рассказам М. Горького «Старуха Изергиль» и «Челкаш»
115 лет поэтическим сборникам «Горящие здания» К.Д. Бальмонта, «Tertia Vigilia» («Третья стража») В.Я. Брюсова и рассказу И.А. Бунина «Антоновские яблоки»
Слайд 51ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ-ЮБИЛЯРЫ 2015 ГОДА:
110 лет повести А.И. Куприна «Поединок»
105
лет сборнику стихотворений М.И. Цветаевой «Вечерний альбом»
100 лет сборнику
И. Северянина «Ананасы в шампанском», по
поэме А.А. Блока «Соловьиный сад», поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах»
85 лет поэме В.В. Маяковского «Во весь голос»
95 лет поэме С.А. Есенина «Сорокоуст»
90 лет поэме С.А. Есенина «Анна Снегина», роману Ю.Н. Тынянова «Кюхля», сказке К. Чуковского «Бармалей», поэме В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
Слайд 52ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ-ЮБИЛЯРЫ 2015 ГОДА:
85 лет роману А.П. Платонова «Котлован»
80
лет книге Б.С. Житкова «Рассказы о животных»
75 лет роману
М.А. Шолохова «Тихий Дон», повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»
70 лет поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», роману А.Н. Толстого «Петр I», книге М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
60 лет поэтическим сборникам Р.И. Рождественского «Флаги весны» и Н.А Заболоцкого «Некрасивая девочка», повести В.Ф. Пановой «Серёжа», поэме «Дядя Стёпа – милиционер» С.В. Михалкова
Слайд 53ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ-ЮБИЛЯРЫ 2015 ГОДА
50 лет роману А. и Б. Стругацких
«Понедельник начинается в субботу», поэтическому сборнику Р.И. Рождественского «Радиус действия»,
роману Н.Н. Носова «Незнайка на Луне»
45 лет поэтическому сборнику Б.А. Ахмадулиной «Уроки музыки», повести В.Быкова «Сотников»
40 лет роману А.И. Солженицына «Бодался теленок с дубом», повести Ю.И. Коваля «Недопёсок», повести А.Г. Алексина «Третий в пятом ряду»
25 лет поэтическому сборнику А.А. Вознесенского «Аксиома самоиска»
15 лет роману Б.Акунина «Коронация, или Последний из романов» из цикла «Приключения Эраста Фандорина»
жизни
Какую книгу я бы посоветовал другу?
Книга/роль книги в моей жизни
Что
я узнал из книг?
Какие истины открыли мне книги?
Книга, которую хочется перечесть.
Книга, которая изменила мой внутренний мир.
Почему я люблю читать.
Что мне нравится в моей любимой книге.
Какую книгу я бы взял с собой в космос/в поход/на необитаемый остров?
книга — умный друг:
Чуть утомит, она смолкает;
Она безмолвно поучает,
С ней
назидателен досуг.
Лопе де Вега
Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству.
Горький М.
книгами у нас обстоит дело так же, как и с
людьми. Хотя мы со многими знакомимся, но лишь некоторых избираем себе в друзья, в сердечные спутники жизни.
Фейербах Л.
В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Ф.Петрарка
Иные гордятся каждой написанной книгой, я - любою прочитанной.
Хорхе Луис Борхес
Слайд 58 Цитаты
Все хорошие
книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца,
вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется. Э. Хемингуэй
Лучшие книги те, о которых читатели думают, что они могли бы написать их сами. Блез Паскаль
А увлекают меня такие книжки, что как их дочитаешь до конца — так сразу подумаешь: хорошо бы, если бы этот писатель стал твоим лучшим другом и чтоб с ним можно было поговорить по телефону, когда захочется. Джером Сэлинджер. Над пропастью во ржи
Слайд 59«Значение литературы для человека»
Этот год в России объявлен годом литературы.
Я рад этому событию, потому что основное внимание будет уделено
литературе, которая имеет огромное значение в жизни общества. Каждый человек хотя бы раз в жизни брал в руки книгу, знает хотя бы одну сказку, рассказанную еще в детстве родителями. Следить за судьбами литературных героев, путешествовать в пространстве и времени – это увлекательное занятие. Но это не главное. Важным является то, что литература развивает человека духовно, ведет его по верному пути.
Как же литература воспитывает? Давайте посмотрим, что творится с думающим читателем. Расскажу о себе, о том, как я читал А. П. Чехова. Мне особенно запомнились произведения, в которых он пишет о мелочности интересов, о равнодушии и о пошлости людей.
Слайд 60Этот год в России объявлен годом литературы. Я рад этому
событию, потому что основное внимание будет уделено литературе, которая имеет
огромное значение в жизни общества. Каждый человек хотя бы раз в жизни брал в руки книгу, знает хотя бы одну сказку, рассказанную еще в детстве родителями. Следить за судьбами литературных героев, путешествовать в пространстве и времени – это увлекательное занятие. Но это не главное. Важным является то, что литература развивает человека духовно, ведет его по верному пути.
Как же литература воспитывает? Давайте посмотрим, что творится с думающим читателем. Расскажу о себе, о том, как я читал А. П. Чехова. Мне особенно запомнились произведения, в которых он пишет о мелочности интересов, о равнодушии и о пошлости людей.
Слайд 61В рассказе же «Крыжовник» поставлена проблема мелочных человеческих интересов. В
центре произведения - история жизни Николая Ивановича. Проведя детство в
деревне и переехав в город, Николай тосковал и думал о том, «как бы в деревню», мечтал купить домик. Всю жизнь жестко экономл деньги, женился на старой богатой женщине, вскоре умершей после недолгой супружеской жизни. И под старость Николаю Ивановичу удается купить маленькую усадьбу. Но оказавшись в своем небольшом имении, он отделяется от всего остального мира, усадьба становится для него своеобразным футляром – идеалом покоя, бездумного существования. Его не интересуют проблемы других людей, он живет лишь ради себя. И в чем же смысл его жизни? В том, чтобы зажить как помещик или чтобы попробовать выращенный на своей земле крыжовник? Я считаю, что Николай выбрал не ту жизненную дорогу: нужно жить не только своими интересами, но и интересами окружающих людей.
Слайд 62После прочтения произведений возникает желание сопоставить себя с героями чеховских
рассказов. Это помогает разобраться в жизни и исправить ошибки. Литература
дает бесценный опыт, передающийся из поколения в поколение, помогающий сделать нашу жизнь лучше. Поэтому так важна она для каждого из нас.
К сожалению, в современном обществе литературные произведения ценятся не так, как это было раньше. Я считаю, обесценивание литературы является главной причиной того, что люди часто ведут себя безнравственно.(473 слова)
Автор сочинения - пользователь сайта Игорь Дождиков.
Слайд 63«Уроки, данные книгой...»
от факт, что две тысячи пятнадцатый
год объявлен годом литературы, очень радует и дарит надежду, что
Россия вернет себе звание самой читающей страны в мире. К огромному сожалению, на сегодняшний день многие россияне считают чтение ненужным и бесполезным занятием.
Но я не могу себе представить, как люди могут отказаться от книги, ведь она не только вводит в необыкновенный и удивительный мир, но и воспитывает, формирует жизненные взгляды и убеждения, дает советы и учит жизни.
Слайд 64Какие уроки может дать книга? Размышляя над данной темой, я
не могу не обратиться к произведению «А ты улыбайся!» русского
прозаика Владимира Николаевича Крупина, в котором он с легкой усмешкой осуждает и предостерегает от одной из актуальных проблем современного общества-детской жестокости, ворвавшейся в наши дома с экранов телевизоров.
Основная тема в творчестве писателя – тема детства, веселого, яркого, незабываемого, но в тоже время жестокого и сурового. В. Н. Крупин, обращаясь к современной молодёжи, рассказывает не просто об игре подростков в футбол, а о настоящей драке. Шла охота за мячом, каждый хотел намеренно попасть в ближайшего соперника, кого-то прижимали к проволоке, отпихивали, на что остальные игроки «под дружный хохот» говорили: «А ты улыбайся! Силовой прием». Это очень быстро передалось от одного поколения к другому: маленькие дети, воодушевленные словами и поведением подростков, стали расстреливать снежками всю родню, вылепленную из снега и кричать: «А ты улыбайся»! Вот поэтому старшим нужно всегда помнить: за вами следят малыши, и они хотят быть похожими на вас. После прочтения этого рассказа чувствуешь боль и переживаешь за судьбу всех поколений.
Слайд 65В.Н.Крупин не дает в своем произведении готового "рецепта" поведения человека
в обществе, но наводит читателя на мысль о необходимости решения
актуальных и злободневных проблем, одной из которых является жестокость среди детей, об умении разбираться в этих проблемах, учит нас быть внимательными друг к другу, оставаться самим собой в любой ситуации, не "копировать" неподобающее поведение взрослых, помнить, что телевизор приносит огромный вред детской психике.
К какому же выводу я пришла, размышляя над темой «Уроки, данные книгой…»? Литература- это настоящий учебник жизни. Без нее человечество погибнет духовно, ведь именно она учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию, помогает понимать самого себя, развивает стремление к истине. (358 слов)
Автор сочинения - пользователь сайта Мария Камеристая.