Слайд 1Подготовка к сочинению
« Время в рассказе И.А.Бунина «Антоновские яблоки»
Сурина
Светлана Викторовна
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №10
х.Красное
Кущёвского района Краснодарского края
Урок литературы в 11 классе
Слайд 2Чудная власть прошлого в рассказе И.А.Бунина «Антоновские яблоки»
Нет, не пейзаж
влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих
красках светит, -
Любовь и радость бытия.
(И.Бунин)
Слайд 3Тоска по уходящей России
Рассказ был написан в 1900 году, на
рубеже веков. Дата эта символична, поэтому и привлекает особое внимание.
Она разделяет мир на прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение времени, обратиться к будущему.
В нем философские размышления И.А. Бунина о прошлом и будущем, тоска по уходящей России и понимание катастрофичности грядущих перемен
Слайд 4Рассказ начинается ("...Вспоминается мне ранняя погожая осень") и заканчивается ("Белым
снегом путь-дорогу заметал...") нетрадиционно. Образуется своеобразное "кольцо" - интонационная пауза,
которая делает повествование непрерывным. Фактически рассказ, как и сама вечная жизнь, не начат и не закончен. Он звучит в пространстве памяти и звучать будет вечно, так как в нём воплощена душа человека, душа многострадального народа. В нём отражена история государства Российского.
Слайд 5В начале первой главы описан удивительный сад, "большой, весь золотой,
подсохший и поредевший". И кажется, что жизнь деревни, надежды и
помыслы людей - всё это как будто на втором плане, а в центре прекрасный и таинственный образ сада, и сад этот - символ Родины, и включает он в своё пространство и Выселки, которые "...ещё со времён дедушки славились богатством", и стариков и старух, которые "жили... очень подолгу", и большой камень около крыльца, который хозяйка "сама купила себе на могилу", и "овины и риги, крытые впричёску". И всё это живёт вместе с природой единой жизнью, всё это неотделимо от неё,
Слайд 62. Ядреная антоновка -к веселому году
Вторая часть, как и первая,
начинается с народной мудрости: "Ядрёная антоновка - к весёлому году",
с добрых предзнаменований, с описания урожайного года - осени, которая была порой престольных праздников, когда народ "прибран, доволен", когда "вид деревни совсем не тот, что в другую пору". Проникновенной поэзией согреты воспоминания об этой сказочно богатой деревне с кирпичными дворами, которые были построены ещё дедами. Всё вокруг кажется близким и родным, и над усадьбой, над деревней ощущается удивительный запах антоновских яблок
!
Слайд 73. За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков -
охота ("И вот вижу себя в усадьбе Арсения Семеныча:")
Слайд 84.Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб… Наступает царство мелкопоместных,
обедневших до нищенства
Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой
осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные. Утром я сажусь в седло и с одной собакой, с ружьем и рогом уезжаю в поле…Ветер крепко дует навстречу, иногда с сухим снегом…
Зазимок. Первый снег!..
Слайд 9Как вы думаете, какие 3 темы переплетаются в этом рассказе?
.
Слайд 10Ответ
Социальная тема
Тема природы
Психологическая тема.
Слайд 111 тема: Социальная
В 1 главе описание дома "В шалаше устроена
постель (2 абзац)" Описывается социальный уклад крестьян, дворян и помещиков.
Зачитайте мне как описывает Бунин крестьян: "Красивые и грубые дикарские костюмы:".
Во 2 главе мы попадаем в деревню, описывается дом Анны Герасимовны - основательный, большой, прочный, деревянный дом, вокруг сад с птицами. Цитата.
В 3 главе - другая усадьба, но нет домовитости ("И вот вижу себя в усадьбе Арсения Семеныча:")
В 4 главе - мелкопоместная нищенская жизнь, ("Вот вижу я себя снова в другой деревне", "Мелкопоместный встает рано:")
Вывод: Таким образом, мы видим постепенное оскудение, разорение дворянского поместья. Ничего не осталось от прежнего изобилия в 1 главе.
Слайд 122 тема: Тема природы.
В 1 главе - август теплый,
ранняя погожая осень. Описание сада - создается ощущение проницаемости сада
"воздух так чист", запах яблок ВЕЗДЕ;
Во 2 главе - холодная осень, усиливается мотив холода, печи, но ещё чувствуется гармония жизни и природы. Зачитайте.
В 3 главе - сентябрь, темно, вечер, ночной дождь, пустынно, скучно, тревожно.
В 4 главе - ноябрь, снег за окнами, сумерки, вечер, цвет - синий.
Вывод: Природа сначала с первых глав - яркая, живая, летняя, в последних главах - природа тускнеет, дождь. Осень умирает.
Слайд 133 тема: Психологическая.
В 1 главе: воспоминания ребенка, детское, сказочное восприятие
мира и природы, читает сказки ("К ночи в погоду становится:
") ребенок бежит по саду
Во 2 главе подросток вспоминает "Мне порою казалось заманчивым быть мужиком", он и не ребенок ,но и не взрослый, он хочет работать, хочет жениться.
В 3 главе "Когда случалось проспать охоту: вот тайны Алексиса:" Герой читает уже Жуковского, что говорит о его романтизме.
В 4 главе - совсем взрослый человек, пьет, ест капусту.
Вывод: Лирический герой взрослеет, в рассказе он от детства до старости. Но постепенно круг впечатлений и воспоминаний сужается. В начале ему хочется жить, а в конце - скука и однообразность.
Слайд 14Рассмотрев три темы, можно сказать, что они развиваются синхронно, они
идут параллельно друг другу, они есть в каждой главе. Но
развиваются они от мажора к минору.
1 глава - "холодно и росисто";
2 глава - "прочно"
3 глава- "сладкая усталость"
4 глава - "грустная безнадежная удаль"
Слайд 15Лейтмотив "Антоновских яблок" проходит через все 4 главы, но во
всех главах эти яблоки разные.
Попробуем проследить:
1 глава - запах зеленых
яблок
2 глава - много яблок, уют от запаха яблок
3 глава - одно яблоко, но вкусное
4 глава - исчезает запах яблок
Слайд 16
Таким образом, яблоки являются символом детства, а также символом
России, символом жизни вообще.
Слайд 17О чем рассказ?
.
Об Антоновских яблоках, о воспоминаниях: Рассказ вызвал недоумение
критиков-современников Бунина - "описывается всё то что попадает под руку".
Действительно, привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. По жанру - это рассказ-впечатление, рассказ-воспоминание. В этом смысле можно считать этот рассказ импрессионистским, т.е. произведением, запечатлевшим мгновения. (Импрессионизм - направление в искусстве, для него характерна передача тонких настроений, психологических нюансов, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости).
Слайд 18Пишем сочинение
Время в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки»