Слайд 2Родился…
Родился в Москве. Отец — грузин, занимавшийся партийной работой, в
1937 году попал под каток репрессий и погиб. Мать —
армянка, прошла через ГУЛАГ. В середине 1930-х годов недолго жил в Нижнем Тагиле.
Когда родителей забрали, остался с бабушкой в Москве. Но в 16 лет переехал к родственникам в Тбилиси.
Слайд 3Ушёл на фронт
В 1942 году добровольцем прямо из девятого класса
ушёл на фронт. Сначала был миномётчиком. В декабре 1942 года
был ранен.
Слайд 4Воспоминания
Уже в 1986 году Окуджава вспоминал, как это произошло: «Над
нашими позициями появился немецкий корректировщик. Летел он высоко. На его
ленивые выстрелы из пулемёта никто не обращал внимания. Только что закончился бой. Все расслабились. И надо же было: одна из шальных пуль попала в меня. Можно представить мою обиду: сколько до этого было тяжёлых боёв, где меня щадило! А тут в совершенно спокойной обстановке — и такое нелепое ранение»
Слайд 5После демобилизации экстерном
После демобилизации экстерном сдал экзамены за среднюю школу.
Окончил в 1950 году филфак Тбилисского университета. Студентом познакомился с
Александром Цыбулевским, который во многом открыл Окуджаве мир русской поэзии. Получив диплом, устроился школьным учителем в калужском селе Шамордино. Первую книгу «Лирика» выпустил в Калуге в 1956 году.
Слайд 6В издательствах
В начале 1957 года исполнял обязанности заместителя редактора по
отделу литературы в газете «Комсомольская правда». Какое-то время работал редактором
издательства «Молодая гвардия». Оттуда ушёл в «Литгазету». В 1961 — 1962 годах, официальная критика осудила и многие песни Окуджавы. По мнению руководства Союза писателей России, «большинство этих песен не выражали настроений, дум, чаяний нашей героической молодёжи».
Слайд 7Целый год
Целый год Окуджаву никто не издавал, а поскольку кормить
семью надо было, он по совету В.Максимова принёс в «Литгазету»
к А.Чаковскому письмо общего характера. После чего Окуджаву тут же восстановили в партии и вновь стали повсюду публиковать.
Слайд 8В конце 60-х
В конце 1960-х годов обратился к истории. Сначала
Окуджава сочинил пьесу «Глоток свободы» о Михаиле Бестужеве. Потом появился
роман «Бедный Авросимов» о Павле Пестеле. Декабристы привели Окуджаву к Льву Толстому, который в своё время намеревался создать о декабристах роман. Собирая о Толстом материалы, Окуджава заинтересовался, почему жандармы постоянно преследовали писателя. В результате родилась книга «Мерси, или Похождения Шипова». И уже затем появились романы «Путешествие дилетантов» и «Свидание с Бонапартом».
Слайд 9Всенародная слава
Всенародную славу Окуджаве принёс фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал»,
в котором прозвучала лучшая песня поэта. Как признавался уже в
1986 году Окуджава, сначала он не принял предложение режиссёра написать для этого фильма песню
Слайд 10В чём же дело?
Дело в том, что фильм требовал стилизации
текста под стихи военного времени. По мысли режиссёра, стихи должны
исходить не от профессионала, а от человека, сидящего в окопе и пишущего для однополчан о своих друзьях. Мне казалось, что у меня стилизации не получится, поскольку я всегда стремился писать о войне глазами человека мирного времени. А тут надо было сочинять словно «оттуда», из войны. Но тогда, на фронте, мы совсем по-другому думали, по-другому говорили и по-своему пели. Отыщу ли я слова тех лет? И вдруг «сработала» память. Неожиданно вспомнился фронт. Я как бы воочию увидел этого самодеятельного фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возникли слова будущей песни «Мы за ценой не постоим...»
Слайд 11Отшатнулось значительное количество поклонников
В интервью газете «Подмосковье» писатель признался: «Я
смотрел расстрел Белого дома как финал увлекательного детектива — с
наслаждением». После этого заявления, естественно, от Окуджавы тут же отшатнулось значительное количество поклонников его ранних песен.